School85vrn - Образовательный портал

Живи на светлой стороне. Изложение сюжета рассказа О

Блестящая идея. ("Дельце как будто подвертывалось выгодное", - так начинает О. Генри рассказ о том, как двое друзей решили похитить единственного сына "самого видного из горожан" Эбензера Дорсета. Похитители собирались получить за мальчишку хороший выкуп. Деньги им требовались для проведения жульнической спекуляции земельными участками. Они прикинули, что городишко не может послать в погоню ничего страшнее констеблей, кроме того, очень рассчитывали на чадолюбие мистера Дорсета.) Единственный сын Эбензера Дорсета - Вождь Краснокожих. (Это был мальчишка лет десяти, веснушчатый и рыжий. Похитители поймали его, когда он швырялся камнями в сидящего на заборе котенка. Но они даже не подозревали, с кем придется иметь дело. Мальчишка отчаянно дрался, когда его запихивали в шарабан, но, узнав, что его похитили и он будет жить в пещере, страшно обрадовался и объявил себя Вождем Краснокожих, а своих похитителей Змеиным Глазом и Соглядатаем.) Первая ночь. (Похитители не сомкнули глаз. Всю ночь Вождь Краснокожих вскакивал и, схватив палку, которую называл ружьем, палил в воображаемых разбойников. В конце концов он вскочил Биллу на грудь и заявил, что решил снять с него скальп.) Письмо похитителей отцу мальчишки. (Похитители решили попросить за мальчишку полторы тысячи долларов. Больше, по их расчету, "за эту веснушчатую рыжую кошку" никто не даст. С письмом один из похитителей отправился в город на почту. По его наблюдениям, в городке никто особенно не тревожился о пропаже мальчишки.) Проделки Вождя Краснокожих. (Тем временем мальчишка начал играть в разведчика, который должен скакать на заставу: он оседлал бедного Билла и, колотя его пятками, погнал по лесу. Потом он решил покормить "коня" овсом, роль которого играл песок). Письмо мистера Эбензера Дорсета похитителям. (В назначенный час похититель отправился за ответом на свое требование выкупа. Суть ответа была такова: отец мальчишки делал контрпредложение - похитители приводили мальчишку домой (лучше ночью) и платили за то, чтобы его взяли назад, двести пятьдесят долларов.) Счастливая развязка. (Друзья согласны были расстаться с деньгами, лишь бы избавиться от Вождя Краснокожих. В двенадцать ночи они доставили его домой. Мистер Дорсет дал им десять минут, в течение которых он мог удерживать сопротивлявшегося сына, чтобы незадачливые похитители успели удрать "с места преступления".)

Цели:

  1. Формировать понятие смешного в художественном тексте как средстве выражения авторской позиции
  2. Содействовать эстетическому воспитанию.
  3. Способствовать развитию умения видеть художественные средства литературы, воспринимать произведение в единстве формы и содержания.

Оборудование:

  • Портрет О.Генри.
  • Рисунки учащихся по мотивам рассказа.
  • Плакаты с высказываниями о юморе.
  • Справочник лингвистических терминов под редакцией Д.Э. Розенталя

Эпиграф урока:

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности, проверка домашнего задания

Учитель:

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда-
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!

Да, мы вместе сочиним урок. А тема урока у нас сегодня “Грустное и смешное в рассказе О.Генри “Вождь краснокожих”. Со смешным вы уже встречались, сталкивались в жизни – будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение.

В этом году вы познакомились с произведениями Гоголя – назовите.

– Чехова – какими?

Смешное вы встречали в сказках, небылицах, в загадках. Почему слово может вызвать смех? Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Смех удерживает человека от плохого, а значит, делает лучше.

– Какие произведения вызывают наш смех? (Юмористические, сатирические).

– А каким вам кажется рассказ О.Генри?

СООБЩЕНИЕ учащегося о писателе:

– Американский писатель Уильям Сидней Портер, публиковавший свои произведения под псевдонимом О.Генри, начал писать рассказы в тюремной камере, куда привело его несправедливое обвинение в растрате. Он никого никогда не убил, ничего не украл, не ограбил. Так сложилась судьба. Работал честно. Был учеником аптекаря, два года провёл в Техасе – краю ковбоев и приключений, стал тихим бухгалтером в маленьком банке. А однажды в его кассе не оказалось крупной суммы денег. Доказать свою невиновность он не смог, да и кому доказывать? Бухгалтер ударился в бега.

Но дома осталась маленькая дочурка, и Уильям Сидней Портер вернулся домой, чтобы сразу отправиться в тюрьму.

Было очень грустно, а перед Рождественскими праздниками – особенно. Люди спешат из магазина в магазин, чтобы купить подарки своим близким, сверкают ёлки, а его дочка не дождётся подарка.. А в тюрьме разве заработаешь? Денег не пошлёшь.. Но можно послать другое – и случилось чудо! Он написал рассказ, подписавшись псевдонимом О.Генри

Рассказ напечатали, на полученные деньги был послан дочери подарок. В литературе появился новый писатель – юморист.

Человек, который умеет смеяться тогда, когда ему очень грустно, наверное, очень сильный духом человек, волевой, обладает даром создавать другим хорошее настроение, это человек очень добрый, умеющий по-настоящему любить.

– О чём этот рассказ, который вы прочитали дома?

Один ученик составлял дома план приключений героя:

  1. Планы жуликов.
  2. Похищение мальчика.
  3. У пещеры:

а) вождь краснокожих и похитители;
б) страдания Билла;
в) на рассвете;
г) решение снизить выкуп;
д) письмо старому Дорсету;
е) рухнувшие надежды;
ж) возвращение.

2. Работа в группах

1-я группа готовила характеристику героев.

– Какие несоответствия мы увидели в поведении жуликов?

Чтобы обогатиться, они решили сыграть на чадолюбии, уверенные, что отец заплатит большой выкуп. Отец же не торопится заплатить и даже не ищет связей с похитителями.

Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения; не боялся ни землетрясений, ни динамитных взрывов, ни полицейских, чуть не плачет.

Вывод: в поведении героев много неожиданностей.

2-я группа готовила цитаты из текста: что смешного в самой ситуации рассказа, в сюжете?

Похищение ребёнка не выглядит ужасным,

Преступники не страшные, наоборот, их становится даже жаль, ребёнок швырнул камень в котёнка, дрался, чуть не снял скальп Биллу, довёл мужчину почти до инфаркта, превратил в “коня”, заставил есть овёс, сунул за шиворот горячую картошку, раздавил её ногой, вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить выкуп под покровом ночи.

3-я группа наблюдала за языковыми особенностями рассказа, с помощью которых создаётся комический эффект.

Чтение в лицах сцены “Игра в разведчиков”,

Ученики: Билл выкатился, мальчишка крался, ухмылялся; хватаю, тащу, лягает, бледнеет, плюхается, начинает хвататься за траву. Вызывают улыбку и сравнения, используемые в тексте:Городишко плоский, как блин.

У мальчишки выпуклые веснушки по всему лицу.
Волосы такого цвета, как обложка журнала.
Дрался он как “бурый медведь среднего веса”.
Сравнение мальчика с веснушчатой дикой кошкой.
Визг Билла – это “вой не хуже пароходной сирены”
Выражения типа: “хотелось остаться верным нашему грабительскому уставу.
“Засветил” Биллу в самый глаз обломком кирпича; время от времени он “испускал военный клич”, “вцепился в ногу Билла, словно пиявка”.

Учитель: Таким образом, смешное создаётся путём соединения несовместимого, неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах.

Соответственно, и характеристики он получил со стороны двух негодяев-похитителей: “дьяволёнок”, “хулиган”, “двуногая ракета”.

– А что вы можете сказать о характере вождя?

Он активен, энергичен, очень любознателен, не лишён фантазии и воображения, смел. Но в то же время он ленив, не желает учиться в школе, жесток по отношению к животным, людям, его шалости далеко не безобидны, он эгоистичен, непослушен, непредсказуем. Видимо, бесконтрольность поступков со стороны родителей, слишком любящих своё чадо, удовлетворяющих все его прихоти, сделали из него настоящее чудовище,

Учитель: Ребята, хотели бы вы иметь такого друга? О чём заставляет задуматься произведение? Почему мальчик вырос таким? Как ему помочь? А как сложится его дальнейшая судьба?

Эти вопросы настраивают нас на грустный лад, ведь сколько придётся трудиться взрослым, чтобы искоренить эгоизм, леность, легкомыслие,
Автору удалось, соединив грустное и смешное, сказать, что воспитание детей – необходимость и огромный труд.

3. Словарная работа:

ШАРАБАН –лёгкий экипаж, двухколёсный.

ВИДЫ ПАЛЕСТИНЫ В ВОЛШЕБНОМ ФОНАРЕ – идиллическое изображение мест, где Иисус провёл детство,

ДАВИД НОКАУТИРОВАЛ ГОЛИАФА – библейский царь Иудеи, нокаут –победа.

ЦАРЬ ИРОД – Билл намекает на библейский эпизод, в котором царь Ирод приказывает перебить всех младенцев мужского пола,
КОНСТЕБЛЬ – здесь: деревенский полицейский.

ИЛЛИНОЙС – название одного из штатов США.

4. Домашнее задание

Составить рассказ о самом смешном случае из своей жизни, помня о способах создания смешного.

Блестящая идея. ("Дельце как будто подвертывалось выгодное", - так начинает О. Генри рассказ о том, как двое друзей решили похитить единственного сына "самого видного из горожан" Эбензера Дорсета. Похитители собирались получить за мальчишку хороший выкуп. Деньги им требовались для проведения жульнической спекуляции земельными участками. Они прикинули, что городишко не может послать в погоню ничего страшнее констеблей, кроме того, очень рассчитывали на чадолюбие мистера Дорсета.) Единственный сын Эбензера Дорсета - Вождь Краснокожих. (Это был мальчишка лет десяти, веснушчатый и рыжий. Похитители поймали его, когда он швырялся камнями в сидящего на заборе котенка. Но они даже не подозревали, с кем придется иметь дело. Мальчишка отчаянно дрался, когда его запихивали в шарабан, но, узнав, что его похитили и он будет жить в пещере, страшно обрадовался и объявил себя Вождем Краснокожих, а своих похитителей Змеиным Глазом и Соглядатаем.) Первая ночь. (Похитители не сомкнули глаз. Всю ночь Вождь Краснокожих вскакивал и, схватив палку, которую называл ружьем, палил в воображаемых разбойников. В конце концов он вскочил Биллу на грудь и заявил, что решил снять с него скальп.) Письмо похитителей отцу мальчишки. (Похитители решили попросить за мальчишку полторы тысячи долларов. Больше, по их расчету, "за эту веснушчатую рыжую кошку" никто не даст. С письмом один из похитителей отправился в город на почту. По его наблюдениям, в городке никто особенно не тревожился о пропаже мальчишки.) Проделки Вождя Краснокожих. (Тем временем мальчишка начал играть в разведчика, который должен скакать на заставу: он оседлал бедного Билла и, колотя его пятками, погнал по лесу. Потом он решил покормить "коня" овсом, роль которого играл песок). Письмо мистера Эбензера Дорсета похитителям. (В назначенный час похититель отправился за ответом на свое требование выкупа. Суть ответа была такова: отец мальчишки делал контрпредложение - похитители приводили мальчишку домой (лучше ночью) и платили за то, чтобы его взяли назад, двести пятьдесят долларов.) Счастливая развязка. (Друзья согласны были расстаться с деньгами, лишь бы избавиться от Вождя Краснокожих. В двенадцать ночи они доставили его домой. Мистер Дорсет дал им десять минут, в течение которых он мог удерживать сопротивлявшегося сына, чтобы незадачливые похитители успели удрать "с места преступления".)

Дельце как будто подвертывалось выгодное

Отпетые мошенники Сэм и Билл остановились в городишке «Вершины» штата Алабама, расположенном на плоской, как блин, равнине. Для проведения жульнической спекуляции земельными участками в Западном Иллинойсе их совместному капиталу не доставало двух тысяч долларов. Тогда было решено совершить похищение.

Чадолюбие, как известно,

сильно развито у деревенских жителей, - здраво рассуждали два друга, сидя на крыльце единственной в городе гостиницы, - а местные, беззаботные и сентиментальные люди, попадали именно в эту категорию. Да и поиски пропавшего ребенка ограничились бы рысканьем по окрестностям двух-трех сельских констеблей, пары неопытных ищеек и объявлениями в местной газете « Еженедельный бюджет фермера». Складывалось все недурно. Похитители выбрали сына самого видного из горожан Эбенезера Дорсета - прижимистого, честного и неподкупного церковного сборщика. Мальчишке было лет десять, а его веснушчатую рожицу и копну огненных волос знала уже вся округа. Казалось, две тысячи сами плыли в руки. Но обо всем по порядку. Однажды вечером друзья, наняв шарабан в соседней деревушке, проезжали мимо дома старика Дорсета. Малыш прогуливался по улице и забавлялся, бросая камнями в котенка. Билл предложил младшему Дорсету леденцов и прокатиться с ними, но получил в глаз обломком кирпича.

Слезая с шарабана, Билл заявил

Что это будет стоить лишних пятьсот долларов старику Дорсету. Мальчишка отчаянно вопил и сопротивлялся, оставив глубокие царапины на лице похитителя. Наконец его затолкнули на дно шарабана и доставили в заранее подготовленное место, в двух милях от города. Там была небольшая, поросшая кедровником гора с заброшенной пещерой. Оставив своего компаньона в пещере с мальчишкой, Сэм отвез повозку в деревню и вернулся поздно. Младший Дорсет стоял у пылавшего костра и зорко вглядывался в темноту. В.его рыжих кудрях красовались два ястребиных пера. Увидев Сэма, он нацелился в него палкой и издал душераздирающий вопль. У видавшего виды мошенника в груди все похолодело. Тогда толстяк Билл пояснил, что мальчишка решил играть в Вождя Краснокожих, а сам Билл теперь - старый охотник Хенк, с которого на рассвете снимут скальп. Сэма малыш окрестил Змеиным Глазом и Соглядатаем, пообещав заживо изжарить на костре с восходом солнца.

За ужином друзья услышали, что Вождю Краснокожих у них очень понравилось, что домой и в школу он ни за что не вернется, что раньше у него жил ручной опоссум. Заодно они узнали и все местные новости. Мальчишка завалил их тысячей бессмысленных вопросов, время от времени вскакивая и издавая победный клич краснокожих, чем окончательно доконал Билла. Наконец Вождя уложили спать. Полночи он орал на ухо мошенникам

  • «Потише, приятель!», хватал ружье и крался к выходу пещеры проверить, не приближается ли шайка разбойников. Под утро все забылись тревожным сном. Сэму снилось, что его похитил рыжий пират и привязал к дереву. Проснулся он от пронзительного визга - не крика, не вопля, какой могут издавать голосовые связки мужчины, а именно визга. Мальчишка сидел на груди у перепуганного Билла и ножичком для резки грудинки пытался снять с несчастного скальп. Дух Билла был сломлен. Сэм отобрал у Вождя нож и задремал было снова, но тут же проснулся, вспомнив второй приговор.
  • «- Чего ты поднялся в такую рань, Сэм?- спросил Билл.
  • - Я?- сказал Сэм.- Что-то плечо ломит. Думаю, может легче станет, если посидеть немного.
  • - Врешь ты,- говорит Билл.- Ты боишься. Тебя он хотел сжечь на рассвете, и ты боишься, что он так и сделает. И сжег бы, если б нашел спички. Ведь это просто ужас, Сэм.
  • - Думаю,- говорит Сэм.- Вот как раз таких-то хулиганов и обожают родители. А теперь вы с Вождем Краснокожих вставайте и готовьте завтрак, а я поднимусь на гору и произведу разведку».

Сэм осторожно поднялся

на вершину, ожидая увидеть внизу толпу дюжих фермеров, шарящих по окрестностям в поисках похитителей. Однако он увидел вполне мирную картину. Единственный человек пахал на муле. Вокруг больше не было ни души. Слегка раздосадованный, Змеиный Глаз вернулся к родному племени. Здесь жизнь кипела. Вождь Краснокожих засунул горячую картошку за шиворот Биллу и раздавил ее ногой. Когда старик Хэнк ударил мальчишку, тот схватил камень величиной с кокосовый орех и попытался стукнуть им толстяка. Сэм подоспел вовремя: отобрал камень и кое -как примирил их. Малыш Дорсет пообещал отомстить Хэнку. Завтрак прошел спокойно. Потом, посовещавшись, компаньоны решили отправить отцу Вождя письмо с угрозами и требованием приличного выкупа. Сумма выкупа вместо планированных ранее двух тысяч долларов по слезной просьбе Билла снизилась до полутора тысяч. Под письмом стояла подпись: «Два злодея».

Тем временем Вождь Краснокожих

достал из кармана самодельную пращу и стал размахивать ею над головой. Сэм успел увернуться, а толстый Билл получил камнем по голове. Внезапно охнув, он резко осел и упал в костер, прямо на кастрюлю с кипятком для мытья посуды. Бедняга долго! не приходил в себя… Змеиный Глаз схватил Вождя и тряс, пока тот не по! обещал вести себя «прилично» (если его не отведут домой).

Сэм настоял, чтобы мальчишка попросил у Билла прощения, и они почти! помирились. Пока Сэм собирался в соседнюю деревушку, чтобы узнать новости о мальчишке и отправить письмо Дорсету, малыш уже оседлал Билла, которому была отведена роль коня разведчика. Он пришпоривал толстяка, лягал пятками в живот, и гнал «коня» на переправу. «Только не задерживайся!» - крикнул друг Сэму и резво уполз на четвереньках в заросли.

Потолковав в деревне с фермерами о погоде и об урожае

Сэм услышал от одного бородача о переполохе в городе из-за пропажи сына Дорсетов. Довольный похититель бросил письмо в ящик и быстро вернулся на гору. У пещеры никого не было. Встревожившись, Змеиный Глаз аукнул несколько раз. Ответа не последовало. Через полчаса пришел запыхавшийся, красный, вспотевший, но счастливый Билл. Шагах в двадцати от него неслышно крался Вождь Краснокожих. Старик Хэнк виновато посмотрел на компаньона и сказал, что отправил мальчишку домой. Он, сильный, мужественный человек, немало повидавший на своем веку, не мог больше выдержать. Сэм поинтересовался, что произошло. Тогда друг, пыхтя и отдуваясь, рассказал о своих злоключениях. Сначала он проскакал все девяносто миль до заставы, потом жевал песок вместо овса, после выслушал море бесконечных вопросов. Наконец его терпение лопнуло. Стащив мальчишку с горы, он показал ему дорогу в город и, искусанный, исцарапанный, но довольный, вернулся в пещеру. Тут Билл обернулся…

Увидев Вождя Краснокожих

Он изменился в лице, плюхнулся на землю и стал бессмысленно хвататься за щепки и травинки. Сэм испугался, что товарищ сошел с ума, но где-то через час старику Хэнку полегчало. Дело нужно было срочно кончать.

Вечером, забравшись на дерево за час до встречи в условленном месте, Сэм ожидал появления дюжины констеблей и ищеек. В половине десятого подкатил подросток на велосипеде, положил в картонную коробку под деревом свернутый листок бумаги и уехал.

Примерно еще час Сэм просидел на дереве, опасаясь засады, но больше никто не появился. Похититель слез с дерева, забрал письмо и, крадучись, быстро пошел назад. У костра, нервничая, они с Биллом развернули листок. Мистер Дорсет великодушно предлагал вернуть мальчишку ночью (пока спят соседи), приплатив ему двести пятьдесят долларов.

  • «Великие пираты! - воскликнул Сэм.- Да ведь этакой наглости…»

Но, поймав взгляд Билла, замолчал

Пообещав Вождю, что дома его ждут винтовка с серебряной насечкой и мокасины, а завтра они пойдут охотиться на медведей, друзья в полночь постучали к старику Дорсету. Как только мальчишка все понял, он вцепился в ногу Билла липким пластырем и отвратительно завыл. Эбенезер Дорсет получил деньги, отодрал сына от Билла и пообещал минут десять крепко его держать. Большего им и не требовалось!

  • «Хотя ночь была очень темная, Билл очень толст, а Сэм умел очень быстро бегать, он нагнал друга только в полутора милях от города».

«Дельце как будто подвертывалось выгодное, или Похищение маленького мальчика»

(Урок литературы в 5 классе по рассказу

О.Генри «Вождь краснокожих»)

Цель урока : - познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества О.Генри;

Закрепить представление о заглавном образе литературного произведения и авторской позиции;

Найти и отметить средства художественной выразительности для создания смешного;

Познакомиться с жанром юмористического рассказа;

Развивать читательский интерес школьников.

Основные виды деятельности : создание презентации, беседа по вопросам учителя, работа с текстом художественного произведения, инсценировка эпизодов, поисковая работа, исследовательская работа.

Ход урока :

Учитель: В американской тюрьме сидит человек. Нет, он никого не убил, не ограбил, ничего не украл. Так сложилась судьба. Никогда он не помышлял о преступлении, работал честно. Был учеником аптекаря, два года провел в Техасе – краю ковбоев и приключений, стал тихим бухгалтером в маленьком банке. А однажды в его кассе не оказалось крупной суммы денег. Кому докажешь свою невинность? Бухгалтер ударился в бега. Чего только не довелось пережить за время странствий по Центральной и Южной Америке! А места-то неспокойные, народ горячий. Ссоры и споры легко перерастали в перестрелку. Кто раньше выстрелит, тот и прав!

Но там, дома, тяжело болела жена. Там осталась дочурка. И человек по имени Уильям Сидней Портер вернулся домой, чтобы сразу отправиться в тюрьму.

В тюрьме всегда невесело, а перед Рождественскими праздниками и подавно. Скоро на улицах засверкают ёлки, люди будут спешить из магазина в магазин, чтобы купить рождественские подарки детям. Потом, вечером, они положат их в приготовленный чулок, а утром будут удивляться и ахать вместе с ребятишками: «Это Санта-Клаус принес!»

Тяжело думать об этом, зная, что дома дочка так и не дождется подарка. Встанет утром, заглянет под кроватку… У жены не хватит денег даже на скромную покупку.

А в тюрьме разве заработаешь? Стоп!!! Денег не пошлешь, но можно послать другое. Ведь пробовал же он писать рассказы!.. И неплохо получалось!.. А уж рассказать у него есть о чем. «Так и сделаю , - решил Портер, - напишу рассказ, пошлю в журнал, а там будь что будет! »

Уильям Портер написал рассказ, подписался псевдонимом «О.Генри». Рассказ был напечатан, а на полученные деньги был куплен рождественский подарок для дочери.

Ученик : Марина Николаевна! Это настоящий рождественский рассказ со счастливым концом!

Учитель : Как раз и нет! Я рассказала все, как было. Где литература, там жди чудес. А вот счастливый конец был только началом, был рождением замечательного писателя-юмориста О.Генри.

Дома, ребята, вы познакомились с его рассказом «Вождь краснокожих». Сегодня мы с вами будем работать по этому произведению.

(Учитель сообщает цели урока)

Имя О. Ге́нри (англ. O . Henry , псевдоним, настоящее имя Уи́льям Си́дни По́ртер - англ. William Sydney Porter ; 1862-1910) - американского писателя, прозаика, автора популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками,- известно во всем мире.

Ученица: ( презентация об отдельных фактах биографии и творчества писателя )

Уильям Сидни Портер, американский писатель, родился 11 сентября 1862 года в штате Северная Каролина. Он автор более 280 рассказов, новелл, юморесок. В 20-летнем возрасте переехал в Техас, сменил множество профессий, работал в национальном банке, одновременно занимаясь журналистикой.

Судьба сложилась трудно: болел туберкулёзом, был осужден за растрату в банке на 5 лет. Потерял любимую жену.

В историю литературы Портер вошел под псевдонимом О.Генри, как создатель трагикомических новелл, пронизанных сочувствием к обиженным и отверженным.

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry . По другим данным, это имя известного французского фармацевта. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Ohio Penitentiary . Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure s Magazine ), - он написал в тюрьме.

Его рассказы пронизаны добротой, юмором, оптимизмом и неизменно хорошим концом, чего нельзя было сказать о тех жизненных историях, которые становились прототипами его рассказов и новелл.

О.Генри называют «запоздалым романтиком», «американским сказочником» ХХ века. В мире рассказов О.Генри автор никогда не избавляет своих героев от законов этики, человечности и морали, подчеркивая, прежде всего, внутреннюю ценность человека, доброе сердце, способность к любви и сочувствию.

Учитель: Увлекательны и остроумны короткие рассказы О.Генри. Он написал их великое множество. Рисуя реальные картинки американской жизни, он поражает читателя необычайным поворотом событий: развязки этих рассказов настолько неожиданны, что, как мы ни стараемся предугадать их, обычно попадаем впросак.

??? Какое впечатление осталось у вас после прочтения рассказа «Вождь краснокожих»? (Учащиеся делятся впечатлениями)

??? На какие моменты рассказа вы обратили внимание? (Учащиеся делятся

впечатлениями)

Учитель: Ребята, рассказы О.Генри привлекают нас не только изощренной выдумкой. В его произведениях – большая любовь к простым людям Америки – фермерам, ковбоям, клеркам. К тем, кого называют «маленькими людьми» в мире, где правит «большой бизнес».

Назовите главных героев рассказа?

(Билл Дрискол – «Старый охотник Хенк»;

Сэм – Змеиный Глаз;

Эбенезер Дорсет – папаша мальчишки;

Джонни Дорсет – Вождь Краснокожих)

??? О чем рассказал нам О.Генри?

(В рассказе «Вождь краснокожих» два завзятых мошенника похитили и спрятали 10-летнего сынишку богатого горожанина в надежде получить за него солидный выкуп. Мальчик ничуть не напуган и с увлечением затевает многодневную игру в индейцев. Озорной «вождь краснокожих» так замучил своими проделками похитителей, что они согласились сами заплатить большие деньги отцу мальчика, чтобы как-нибудь избавиться от своего мучителя).

??? Где происходят события? Покажите это место на карте.

( В США, штате Алабама, в городе Вершина).

??? Каков замысел похитителей?

( Для проведения жульнической спекуляции земельных участков в Западном Иллинойсе Биллу Дрисколлу и Сэму требовались деньги – 2000 долларов. Поэтому они, «сидя на крыльце гостиницы», задумали план похищения сына «самого видного из горожан по имени Эбензер Дорсет»).

Вождь краснокожих ( неожиданно появляется ): Это кто вспоминает обо мне? А? Как вы смели произнести мое имя? Я – вождь краснокожих! Любитель подраться и пошвырять камнями в уличных котят! Однажды меня похитители двое бледнолицых, но им это просто так не прошло! Хотели за мой выкуп у папаши денег спросить, не получилось: сами за меня заплатили! (Достает из кармана штанов рогатку и целится)

Учитель: Джонни, это ты? Ты все такой же сорванец и хулиган? Знаешь, мы с ребятами прочитали историю про тебя. И вот сегодня хотим, чтобы ты нам помог разобраться в некоторых вопросах. Согласен с нами сотрудничать?

Вождь краснокожих ( удивленно оглядывая аудиторию ): Я? Помочь? Надо подумать? (Почесывает затылок, хитро щуря правый глаз ). Правда, я в школу ходить не люблю, но помочь могу. Но не за просто так…

Учитель: Хорошо, дружок!.. Садись поудобнее и слушай то, о чем мы будем говорить. Итак, разработав план похищения мальчика, Билл и Сэм « однажды вечером, после захода солнца, отправились к дому старика Дорсета». Они увидели Джонни, который был на улице и швырял камнями в котенка, сидевшего на заборе.

Вождь краснокожих: (сам с собою разговаривает ) Ну да, сидел, ну да, швырял. И что?

Учитель: Мужчины не думали, что Джонни – сорванец и хулиган, поэтому решили «приманить» его пакетиком леденцов и поездкой на шарабане. Да не тут-то было!!! «Мальчишка этот дрался, как бурый медведь среднего веса» (Стр.68) Да еще «засветил Биллу в самый глаз обломком кирпича ». Но все-таки похитители «запихали его на дно шарабана и привезли в пещеру». И вот с этого момента начинается такое, что, читая страницы о наказаниях, которые Джонни придумал похитителям, мы умираем со смеху!

? ?? А что это были за наказания? ( Снятие скальпа Билла, сжигание на костре Сэма, горячая картошка за шиворот Билла, метание пращи )

? ?? Похитив мальчишку, мужчины хотели получить выкуп. Сначала их ставка равнялась 2 000 долларов, но постепенно сумма уменьшилась и …? (После ответа Эбензера Досерта, отца Джонни, они решили отдать мальчика обратно, потому что «вождь краснокожих» так замучил своих похитителей своими проделками, что они согласились сами заплатить большие деньги отцу мальчика, чтобы как-нибудь избавиться от своего мучителя).

Учитель: Джонни Досерт предстает перед нами ребенком, способным на разного вида шалости. Он спокойно может «приравнять» себя к взрослым, сделать из Билла коня разведчика, напугать страшным криком, «визгом, каким визжат женщины, увидев приведение или гусеницу» . Но мы не осуждаем его за это, а только «вслед за автором» смеемся над выдумками героя.

Вождь краснокожих: Да я все это без умысла делал. Просто Биллу надо было слушаться вождя краснокожих и не нарушать законы индейцев! Вот скажите мне, почему эти здоровенные мужчины не могли дать ответа на мои вопросы? Сколько раз я пытался задать их бледнолицым! А они…

Учитель: Джонни, а о чем ты хотел спросить взрослых?

Вождь краснокожих: О многом… (Задумывается, но тотчас быстро начинает «тараторить» вопросы ) Ветер отчего дует? Почему у Хенка нос такой красный? А звезды горячие? Быки ревут или нет? А кровати в пещере есть? Дюжина это сколько? Почему в дырках ничего нету? Отчего трава зеленая?

Учитель: Да, мальчик! Интересные вопросы ты задаешь! И ответы должен ты получить, потому что знания - очень нужная вещь в жизни. К нам в гости пришли и похитители Джонни. Давайте послушаем, о чем они говорят!

(Входят Билл Дрискол и Сэм, они о чем- то шепчутся, переходят на громкое общение)

Билл: Сэм, как здорово, что мы избавились от этого « дьяволенка ». Эта « двуногая ракета» чуть не довела меня до смерти. Посмотри, до сих пор ссадины на коленях не зажили! И спина болит от ожога!

Сэм: Ничего, дружище! Хоть нам и не достались большие деньги, зато мы получили хороший урок! Этот мальчишка – сущее наказание!!!

Билл: А помнишь, Сэм, как мы стали «жертвами» этого Джонни? Ведь не думали, не гадали, что какой-то мальчишка сможет нас, бывалых в этих делах, обвести вокруг пальца!!!

Сэм: Да, дружище! Врагу не пожелаю того, что сам натерпелся от этой «веснушчатой дикой кошки» !!!

Учитель: Ребята, давайте на время оставим наших героев и вспомним, как прошла первая ночь после похищения мальчишки.

Ученик (пересказывает эпизод «Первая ночь в пещере») : После того, как похитители отвели Джонни в пещеру, которая находилась в двух милях от города, они потеряли покой. Мальчишка был неуправляем: он заставил бедного Билла играть в индейцев, целился в него палкой, все время посматривал на кипящий кофейник, лягался, «каждые пять минут вспоминал, что он краснокожий », выслеживал лазутчиков, «испускал военный клич» (Стр.69). Но нужно было спать. Билл Дрискол и Сэм «расстелили на земле шерстяные и стеганые одеяла, посредине уложили вождя краснокожих, а сами легли с краю» (Стр.69). Но спать им не пришлось…

Учитель: Почему? Откроем 69 страницу произведения и зачитаем причину.

Ученица: «Часа три он, не давая нам спать, все вскакивал, хватал своё ружьё; при каждом треске сучка и шорохе листьев его юному воображению чудилось, будто к пещере подкрадывается шайка разбойников, и он верещал на ухо то мне, то Биллу: «Тише, приятель!» Под конец я заснул тревожным сном и во сне видел, будто меня похитил и приковал к дереву свирепый пират с рыжими волосами».

Учитель: Но делать было нечего: похитители должны были осуществить свой план. Помните, первоначальная сумма, которую они хотели заполучить, равнялась 2 000 долларов. Потом она уменьшилась до 1 500. И окончательная сумма, которую надеялись получить Сэм и Билл, - никак не могла лежать в их карманах… После отправки письма отцу Джонни, наши герои получили весьма странный ответ. Давайте его зачитаем. (Стр.77-78)

Ученик: « Двум злодеям. Джентльмены, с сегодняшнего дня почтой я получил ваше письмо насчет выкупа, который вы просите за то, чтобы вернуть мне сына. Думаю, вы запрашиваете лишнее, а потому делаю вам со своей стороны контрпредложение и полагаю, что вы его примете. Вы приводите Джонни домой и платите мне 250 долларов наличными, а я соглашаюсь взять его у вас с рук долой. Лучше приходите ночью, а то соседи думают, что он пропал без вести, и я не отвечаю за то, что они сделают с человеком, который приведет Джонни домой. С совершенным почтением Эбенезер Дорсет»

Учитель : Весьма странный ответ, не правда ли, ребята? А как вы думаете, почему отца мальчишки нисколько не озадачило письмо двух похитителей? Почему он не «отвалил» денег? А наоборот, потребовал их с авторов письма?

Ученица: Я думаю, что такой сорванец, как Джонни Дорсет, надоел своими проказами всем домашним, и даже соседям.

Учитель: Но он же еще ребенок! Маленький, подвижный, неугомонный…

Ученик: Скорее всего, невоспитанный!!!

Учитель: Конечно, и такая точка зрения имеет место быть!.. А как вели себя те, кто знал Джонни, после его похищения?

Сэм: О, на этот вопрос я с удовольствием отвечу! Итак, «мне было интересно, как люди отреагировали на похищение сына столь богатого человека. Я отправился в Поплар-Ков, заглянул на почту и в лавку, посидел там, поговорил с фермерами. Один бородач сказал, что слышал, будто бы весь город переполошился из-за того, что у Эбензера Досерта пропал мальчишка». А, вообщем, все было тихо!!!

Учитель: Рассказ О. Генри "Вождь краснокожих" в художественной форме демонстрирует силу сдержанности. Родители, как известно, решили не реагировать на требования похитителей их сына. По прошествии некоторого времени мальчишка стал такой обузой для бандитов, что они предложили заплатить выкуп, лишь бы родители забрали его домой. Рассказ иллюстрирует психологическую игру, обусловленную характером ваших реакций. Принципиально воздержавшись от реакции, родители сорвали планы похитителей. Казалось бы, страшное дело - похищение ребенка, а это не выглядит страшным. Почему?

Ученик: Да потому, что автор рассказа «Вождь краснокожих» О.Генри мастерски изображает это происшествие. Он не только рассказывает историю похищения мальчика, но и использует приемы смешного для создания юмористических ситуаций.

Учитель: Ребята, если я вас попрошу определить тип рассказа, то вы, наверняка, с этим справитесь!

Ученица: Это юмористический рассказ, потому что многие эпизоды вызывают улыбку.

Учитель: Правильно. А какие речевые средства использует О. Генри, чтобы вызвать улыбку? (Выступает группа исследователей)

Группа исследователей: Мы исследовали текст рассказа «Вождь краснокожих» и пришли к следующим выводам. Для создания смешного автор использует такие речевые средства, как:

- неожиданные сравнения ( «У мальчишки волосы были приблизительно такого цвета, как обложка журнала, который покупаешь обычно в киоске, спеша на поезд») ,

- смешные обороты речи ( «Ухмылялся во всю ширь своей физиономии») ,

- несоответствия Папаша был человек почтенный и прижимистый, любитель просроченных закладных, честный и неподкупный церковный сборщик»).

И еще мы выписали «весёлые изречения» из рассказа О.Генри «Вождь краснокожих», которые наглядно демонстрируют эти речевые средства:

    Нашло временное помрачнение ума

    Городишко, плоский, как блин

    Деревенщина, какой впору только плясать вокруг майского шеста

    Действия газет, которые рассылают во все стороны переодетых корреспондентов

    Мальчишка засветил Биллу в самый глаз обломком кирпича

    Проклятый бледнолицый, как ты смеешь являться в лагерь Вождя Краснокожих?

    Цирк по сравнению с нами – просто виды Палестины

    Святые мученики!

    Жабу не очень-то поймаешь, разве только на верёвочку!

    «Тише, приятель!»

    Рев, какого можно было бы ожидать от голосовых связок мужчины

    Толстый, сильный, отчаянной храбрости мужчина

    Поиски подлых похитителей

    Помоги, Боже, волкам!

    Услышали что-то вроде военного клича, какой, должно быть, испустил Давид, когда нокаутировал чемпиона Голиафа

    Я поймал мальчишку и начал так его трясти, что веснушки застучали друг о друга

    Какой же человек нашел бы в себе силы заплатить 2 000 долларов за эту веснушчатую дикую кошку

    Разницу можешь отнести на мой счет!

    Мистер Билл поможет тебе отразить нападение свирепых дикарей

    Порезвись немножко!

    В глазах появилось такое выражение, как у кролика, попавшего в западню

    Перестань меня лягать, а не то я встану и огрею тебя как следует!

    Ухмыляться во всю ширь своей физиономии

    Бывали мученики в старое время, которые скорее были готовы принять смерть, чем расстаться с любимой профессией

    Сверхъестественные пытки

    Верный нашему грабительскому уставу

    Либо мне отправляться в сумасшедший дом

    Ярко-красная физиономия выражает неизъяснимый мир и полное довольство

    Пообещал ему изображать русских в войне с японцами

    Профессиональный похититель

    Я уже сидел на дереве, спрятавшись не хуже древесной лягушки

    У него в глазах я заметил такое умоляющее выражение, какого прежде не видел ни у бессловесных, ни у говорящих животных

    Мальчишка поднял вой не хуже пароходной сирены и вцепился в ногу Билла, словно пиявка

    В десять минут я пересеку Центральные, Южные и Среднезападные штаты и свободно успею добежать до канадской границы

Учитель: Правильно, ребята! Юмор в этом рассказе несет национальный характер, отражающий опыт народа; он используется как средство эмоционально-экспрессивного воздействия на читателя; наиболее выразительным средством является гипербола, а стилистическим приемом – сравнение. Смех О.Генри благороден, ибо в основе юмора писателя лежит глубокая вера в человека, любовь к нему, ненависть ко всему, что уродует жизнь и людей. С помощью стилистических средств О.Генри стремится усилить впечатление от происходящего, подчеркнуть положительное или отрицательное качество описываемого лица или предмета для создания юмористического эффекта.

Послушаем группу литературоведов, которые подготовили для вас следующую информацию.

Группа литературоведов: В России О.Генри «открыли» в 1915 году. Бум «О.Генрианы» начался с издания в 1923 году сборника «Американские рассказы». В этом же году вышло пять книг, в следующем – 15, а в 1925 году – 20. В 1954 году Гослитиздат выпускает двухтомник его избранных произведений в очень хороших переводах. В 1963 году на «Мосфильме» выходит художественный фильм «Деловые люди» (реж. Леонид Гайдай), созданный по трем новеллам О.Генри; а в 1952 году в Голливуде по рассказу «Вождь краснокожих» - фильм «Фулл-Хаус».

Учитель: Спасибо! А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили то, о чем шла речь на нашем уроке. Перед вами таблица, в которую вы будете заносить правильные ответы на мои вопросы, результатом будет балл, который определится в конце.

А) Уильям Сидни Портер б) О.Генри в) Уильям

2. В каком штате родился будущий писатель?

А) Северная Каролина б) Колорадо в) Техас

3. Сколько рассказов написал он за свою жизнь?

А) более 280 в) 310 в) 260

4. Назовите имена похитителей мальчишки?

А) Билл Дрискол и Сэм б) Охотник Хенк и Змеиный Глаз в) Билл и Сэм

5. Название города, где происходят события рассказа?

А) Утес б) Гора в) Вершина

6. Кто из героев рассказа называет мальчика «Дьяволенок», «двуногая ракета», «веснушчатая рыжая кошка»?

А) Эбенезер Дорсет б) Билл в) Сэм

7. Для создания смешного О.Генри использует следующие речевые средства:

А) неожиданные сравнения б) Смешные обороты речи в) несоответствия

Учитель: А теперь обратимся к вашим рисункам и рассмотрим то, что вы нарисовали. (Комментирование авторами своих рисунков).

Учитель: Составим синквейн («белый стих», «пятистишие» с англ. ), где будет и самоанализ, и проживание и осмысление своих чувств, знаний, ощущений вновь.

Технология создания синквейна.

1 строка-1 слово - существительное, ключевое в теме, либо сама тема

2 строка-2 слова – определения, эпитета к существительному в первой строке

3 строка-3 слова, обозначающие действие

4 строка-предложение, отражающее суть темы, явления, указанного в первой строке

5 строка-1 слово, может быть «эмоциональным» синонимом к существительному из первой строки или любой частью речи.

В этом английском пятистишие, созданным каждым участником мастерской,

Рассказ О.Генри

Смешной, добрый

Учит, радует, веселит

Подходит для всех возрастов

Великолепно!!!

Летят годы, меняется мир, вместе с ним изменяются и люди, но неизменным остается интерес к истории, культуре, жизни предшественников, создателям великих художественных произведений, среди которых незатухающей звездой светится имя О.Генри – большого писателя и гуманиста, верившего в светлое будущее человечества.

Домашнее задание: Написать отзыв на рассказ О.Генри «Вождь краснокожих»;

Афиша фильма «Деловые люди», режиссер Иллюстрация В Бритвина к рассказу

Леонид Гайдай (1963 год) «Вождь краснокожих»


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении