School85vrn - Образовательный портал

Витус беринг годы жизни что он открыл. Краткая биография витуса беринга

Витус Ионассен Беринг (рожд. 12 августа 1681 г. – смерть 8 (19) декабря 1741 г.) – мореплаватель-датчанин, капитан-командор российского флота (1730 г.) Был руководителем 1-й и 2-й (1725-30 г. и 1732-41 гг.) Камчатской экспедиции. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской, дошел до Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга был назван пролив между Евразией и Северной Америкой, остров в группе Командорских островов (названных также в его честь) и море на севере Тихого океана. 1741 год, декабрь – на обратном пути во время зимовки Беринг умер на острове (впоследствии назван его именем), расположенном к востоку от Камчатки.

Служба на голландском и российском флотах

Родился он в приморском городке Хорсенс в Ютландии в 1681 году. До переезда в Россию, в юности Беринг дважды ходил в Ост-Индию на голландских кораблях. 1703 год – в Амстердаме закончил морской кадетский корпус и был принят на службу в русский флот лейтенантом. 1710 год – капитан-лейтенантом был переведен на Азовский флот и принимал участие в Прутском походе (1711 г.) В 1712-1723 гг., повышаясь в чинах и командуя различными кораблями, служил на Балтике. 1724 год, 26 февраля – ушел в отставку. А спустя 5 месяцев обратился к Петру I с просьбой вновь принять его на службу. Прошение было удовлетворено, и в чине капитана 1-го ранга, то есть с повышением, Беринг вернулся во флот.

Причины экспедиций

Но не службой на Балтийском и Азовском морях и боевыми заслугами смог прославиться Витус Беринг. Слава к нем пришла после двух крупнейших морских научных экспедиций в Тихом и Ледовитом океанах, последнюю из которых справедливо называют Великой. Командовать первой Беринг вызвался сам, в надежде дослужиться до звания контр-адмирала и обеспечить семью и свою старость.

Петр I, имея далеко идущие планы, решил выяснить, существует ли проход между Евразией и Америкой (о плавании Семена Дежнева двор не знал). В случае его обнаружения в планах было начать плавания Северным морским путем к восточным берегам России, в Китай и Индию.

Первая камчатская экспедиция

Витус Беринг приступил к выполнению царского приказа. Две недели спустя – 25 января 1725 г. – первые участники экспедиции были отправлены из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), и команда общим числом около 100 человек.

Дорога выдалась трудной и сложной. Добираться довелось разными способами: телегами, на санях с собаками, речными судами. По прибытии в 1727 г. в Охотск, начали постройку кораблей для выполнения главных задач экспедиции. На этих судах Беринг дошел до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске отстроили военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватели отправились дальше. Судно прошло через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за плохой погоды морякам не удалось увидеть берега американского континента.

Цель экспедиции частично была выполнена. Но, вернувшись в 1730 г. в Санкт-Петербург, Витус подавая отчет о проделанной работе, составил проект следующей экспедиции. В большинстве своем первые лица государства и академики не понимали, как и сам мореплаватель, что он открыл. Но основное было доказано – Азия и Америка не соединяются. А Витус Беринг получил звание капитан-коммандора.

Вторая камчатская экспедиция

По возвращении путешественника к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Следовало отстаивать свою честь и оправдать оказанное ему высочайшее доверие. Итак, была назначена вторая экспедиция, под командованием Беринга. Согласно биографии, написанной современниками мореплавателя, говорится, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, неким Шестаковым был открыт и пролив, и даже Курильские острова. Вот только все эти открытия не имели документальных подтверждений. А Беринг был образован, мог структурировать и анализировать полученный результат и хорошо составлял карты.

Перед второй экспедицией стояли следующие задачи: исследовать море от Камчатки до Японии и устья Амура, нанести на карту весь северный берег Сибири, достичь американского побережья и наладить торговлю с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что уже царствовала , Россия еще была верна петровским заветам. Потому проектом заинтересовалось Адмиралтейство. Указ о второй экспедиции был издан в 1732 г. Добравшись до Охотска, в 1740 году мореплаватель строит два пакетбота – «Святой Петр» и «Святой Павел». «Святого Петра» взял под свое командование сам Витус Беринг, а «Святым Павлом» командовал Чириков. На них экспедиция вышла к побережью Камчатки, обогнули южную ее оконечность и вышли в Авачинскую бухту. Здесь остановились на зимовку и основали город-порт Петропавловск, названный так в честь обоих кораблей.

1741 год, 5 июня – плавание продолжилось. Суда шли вместе примерно три недели, а после потеряли друг друга из виду. Наконец, оба они достигли американского берега. Первым был «Святой Павел».

«Святой Петр» смог достичь берегов Америки на день позже, 17 июля 1741 года на северной широте 58°14?. Никого из европейцев там еще не было. Моряки увидали горные хребты со снежными вершинами. Самую высокую назвали горой Святого Ильи. Дальше двинулись вдоль побережья до о. Каяк.

Отсюда началось обратное плавание, которое завершилось трагически. Экипаж был измотан цингой, штормами и туманами. Первым скончался матрос Шумагин, в его честь были названы близлежащие вновь открытые острова. Силы моряков таяли. Заболел сам 60-ти летний капитан-командор.

Витус Беринг и Алексей Чириков в Петропавловске-Камчатском 1740 год

Смерть

В конце концов показался берег, который был принят за Камчатский. Там «Святой Петр» потерпел крушение. Оказалось, что это необитаемый остров из группы, названной в последствии в честь командора Беринга Командорскими островами. Там пришлось зазимовать. 19 человек умерло. Одним из первых 8 декабря 1741 года умер и Витус Беринг, завершив свой 38-и летний послужной список на благо России открытием и обследованием побережий Аляски и крайней северо-восточной оконечности Азии, никогда до того не виденных европейцами. Оставшиеся в живых летом следующего года разобрали корабль и построили небольшое судно, на котором в августе 1742 года смогли добраться до Камчатки.

Экспедиция Витуса Беринга попала в шторм у Алеутских островов – 1741 год

Наследие

Заслуги капитан-командора не скоро смогли получить признание. Лишь в 1778 году по предложению , завершившего работы командора на побережье Северо-Восточной Азии, пролив между мысом Дежнева и Аляской был назван Беринговым, а находящееся южней краевое море Тихого океана – Беринговым морем. Судовые же журналы Беринга вышли в печати лишь в 1922 году в Нью-Йорке (материалы экспедиции считались секретными).

И сейчас не утихают ожесточенные споры по оценке действий Беринга в обеих экспедициях. Многие из ученых считают открытие (вторично после Дежнева) Берингова пролива и берегов Америки, прилегающих к Азии, заслугой Чирикова. Командора обвиняют в излишней осторожности и расчетливости. Но какими бы ни были ошибки начальника экспедиции, действительными или мнимыми, он был, есть и будет одной из самых значительных фигур во всей истории географических открытий.

В начале 18-го века Россия завершила своё движение «встречь Солнцу». На карту были нанесены крайние восточные точки её тихоокеанского побережья. Важнейшую роль в оформлении восточных рубежей государства сыграли две экспедиции под руководством Витуса Беринга (1681 — 1741). Талантливый морской офицер проявил себя не только как способный капитан, но и как отличный организатор и снабженец. Достижения двух экспедиций стали настоящим прорывом в исследовании Сибири и Дальнего Востока и принесли выходцу из Дании славу великого русского мореплавателя.

1. В честь Беринга названы не только Командорские острова, море, мыс, посёлок, пролив, ледник и остров, но и огромная биогеографическая область. Берингия включает в себя восточную часть Сибири, Камчатку, Аляску и многочисленные острова.

2. Знаменитый датский бренд часов также назван именно в честь Витуса Беринга.

3. Витус Беринг родился, вырос в Дании, получил морское образование в Голландии, но служил, за исключением нескольких юношеских лет, на русском флоте.

4. Как и многие иностранцы на русской службе, Беринг происходил из знатного, но разорившегося рода.

5. За восемь лет Беринг проскочил в званиях все четыре существовавших тогда в российском флоте капитанских ранга. Правда, для того, чтобы стать капитаном I ранга, ему пришлось подать прошение об отставке.

6. Первая Камчатская экспедиция была первой в истории России экспедицией, перед которой стояли исключительно научные цели: исследовать и картографировать морские берега и обнаружить пролив между Евразией и Америкой. До этого все географические исследования выполнялись как второстепенная часть походов.

7. Беринг не был инициатором Первой экспедиции. Её приказал снарядить и отправить Пётр I. Беринга в руководители предложили в Адмиралтействе, император не возражал. Инструкции Берингу он написал собственноручно.

8. Берингов пролив уместнее было бы назвать проливом Семёна Дежнёва, который открыл его ещё в 17-м веке. Однако отчёт Дежнёва застрял в бюрократических жерновах и был найден лишь после экспедиций Беринга.

9. Морская часть Первой экспедиции (переход с Камчатки к Берингову проливу, плавание по Северному Ледовитому океану и обратно) продолжалась 85 дней. А для того, чтобы добраться по суше из Петербурга в Охотск, Берингу и его команде понадобилось 2,5 года. Зато была составлена подробная карта пути из европейской части России в Сибирь с описанием дорог и населённых пунктов.

10. Экспедиция была очень успешной. Карта морских берегов и островов, составленная Берингом и его подчинёнными, была очень точной. Это вообще была первая карта северной части Тихого океана, составленная европейцами. Её переиздали в Париже и Лондоне.

11. В те времена Камчатка был исследована крайне плохо. Для того, чтобы добраться до Тихого океана, грузы экспедиции перевозили на собаках по суше через весь полуостров на расстояние более 800 километров. До южной оконечности Камчатки от места переноски было каких-то 200 км, которые вполне можно было пройти морем.

12. Вторая экспедиция была целиком и полностью инициативой Беринга. Он разработал её план, контролировал снабжение и занимался кадровыми вопросами — предусматривалось участие более 500 специалистов.

13. Беринг отличался фанатической честностью. Такая черта пришлась не по нраву властям в Сибири, рассчитывавших изрядно поживиться во время снабжения такой крупной экспедиции. Оттого Берингу приходилось тратить время, опровергая поступавшие на него доносы и контролируя весь процесс поставок для своих подопечных.

14. Вторая экспедиция была более амбициозной. Её план исследования Камчатки, Японии, берегов Северного Ледовитого океана и северного американского побережья Тихого океана назвали Великая Северная экспедиция. Только подготовка припасов к ней заняла три года — каждый гвоздь нужно было везти через всю Россию.

15. Город Петропавловск-Камчатский основан во время Второй экспедиции Беринга. До экспедиции поселений в Петропавловской бухте не было.

16. Итоги Второй экспедиции можно считать катастрофой. Российские моряки добрались до Америки, но ввиду истощения запасов вынуждены были сразу повернуть обратно. Суда потеряли друг друга. Корабль, капитаном которого был А. Чириков, хоть и потеряв часть экипажа, сумел добраться до Камчатки. А вот «Святой Пётр», на котором шёл Беринг, разбился на Алеутских островах. Беринг и большая часть команды умерли от голода и болезней. Из экспедиции вернулись всего 46 человек.

17. Вторую экспедицию погубило решение искать несуществующие Компанейские острова, якобы состоящие из чистого серебра. Из-за этого корабли экспедиции вместо 65-й параллели шли по 45-й, что удлинило их путь к американским берегам практически вдвое.

18. Свою роль в неудаче Беринга и Чирикова сыграла и погода — всё плавание небо было закрыто тучами и моряки не могли определить свои координаты.

19. Жена Беринга была шведкой. Из десяти родившихся в браке детей шестеро умерли во младенчестве.

20. После обнаружения могилы Беринга и эксгумации останков моряка выяснилось, что он, вопреки сложившемуся мнению, умер не от цинги — его зубы оказались целыми.

Мне нравится Не нравится

Капитан-командор Российского флота, полярный мореплаватель и исследователь Витус Ионассен Беринг родился 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс.

В 1710-1712 годах служил на российском Азовском флоте и участвовал в войне с Турцией. В 1712 году переведен на Балтийский флот, в 1715 году произведен в капитаны четвертого ранга. В 1712-1723 годах командовал различными судами на Балтике.

В январе 1724 года Беринг подал рапорт об отставке. В феврале адмиралтейств-коллегия подписала рапорт, однако в августе мореплаватель был восстановлен по приказу Петра I в чине капитана первого ранга.

В 1725 году Беринг был назначен руководителем первой Камчатской экспедиции . По инструкции, составленной Петром I, экспедиции предписывалось следовать на ботах вдоль побережья Камчатки на север с целью выяснения существования пролива между Азией и Америкой.

Зимой 1725 года Беринг с группой сподвижников отправился из Петербурга к берегам Охотского моря. В конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря, а с июля по сентябрь 1728 года на боте "Святой Гавриил" работала в море. Беринг исследовал восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл остров святого Лаврентия. Пройдя проливом, названным впоследствии Беринговым, до широты 67°18" и видя, что "земля более к северу не простирается", Беринг счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. На обратном пути были открыты острова Ратманова и Крузенштерна , на карту был нанесен южный мыс Камчатки Лопатка.

В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. В мае 1732 года сенат издал указ о начале Великой Северной экспедиции (вторая Камчатская экспедиция), руководить которой также поручалось Берингу. Работы экспедиции продолжались с 1733 года по 1743 год. В них участвовало 13 кораблей и более 600 человек.

В июне 1740 года в Охотске были построены и спущены на воду два двухмачтовых пакетбота - "Святой Петр" и "Святой Павел". В сентябре того же года оба судна совершили переход на Камчатку и зазимовали в Авачинской губе. Гавань, где зимовала экспедиция, Беринг назвал Петропавловской, впоследствии здесь вырос город Петропавловск-Камчатский.

В июне 1741 года пакетботы вышли из Петропавловской гавани. Беринг командовал "Святым Петром", а "Святого Павла" возглавил Алексей Чириков.

Идя параллельными курсами, корабли спустя две недели из-за постоянных туманов потеряли друг друга. "Святой Павел" достиг берегов Северной Америки и в октябре 1741 года вернулся в Авачинскую бухту .

Корабль Беринга "Святой Петр" достиг побережья Северной Америки в июле 1741 года у острова Каяк. На обратном пути Беринг открыл остров Укамок, небольшие острова, названные Евдокеевскими, часть Шумагинских и некоторые из Алеутских островов. Чириков, достигший побережья Аляски раньше, также открыл часть Алеутских островов.

В ноябре 1741 года корабль Беринга пристал к неизвестным островам, принятым за Камчатку (ныне Командорские), и во время стоянки был сильно поврежден. Экипаж перебрался на остров (ныне остров Беринга) и устроился на зимовку, во время которой часть людей, в том числе и сам Витус Беринг, умерла от цинги. Выжившие 40 человек следующим летом перебралась на Камчатку на боте, выстроенном из остатков корабля.

Ни одного прижизненного изображения Беринга не сохранилось. В 1940-х годах правнучка Беринга передала в Центральный военно-морской музей портрет, долгое время хранившийся в ее семье. Позже этот портрет стал воспроизводиться как бесспорное изображение капитан-командора. Между тем еще в 1940-х годах датские ученые заключили, что на нем изображен датский историк и поэт Витус Педерсен Беринг, дядя мореплавателя. Открытие в 1991 году могилы Беринга предоставило возможность воссоздать облик командора по черепу.

Останки Беринга и его спутников спустя год после их обнаружения были торжественно перезахоронены в бухте Командор на Камчатке, в специально сооруженном мемориале.

Именем Беринга названо также море на Севере Тихого океана.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Немногим путешественникам посчастливилось оставить свои имена на карте нашей планеты. Одним из тех, кому выпала подобная честь, является Витус Беринг. Его непростой судьбе и географическим открытиям, изменившим представления современников о расположении материковых линий и островов в самых северных широтах, посвящена эта статья.

Родители

Витус Беринг родился в 1681 году. Достоверно известно, что произошло это в Дании. По некоторым данным местом рождения путешественника является город Хорсенс, где он был крещен в лютеранской кирхе, о чем свидетельствует документ, который и по сей день хранится в старинной церковной книге. Мальчика назвали в честь маминого брата, который был известным датским историком и служил летописцем в Королевском суде. Что касается фамилии, то она досталась ему от матери - Анны Педердаттер Беринг, происходившей из знатного дворянского рода, который, однако, к моменту рождения Витуса уже разорился.

Отец будущего путешественника Ионас Свендсен работал в таможне и был весьма уважаемым человеком в Хорсенсе. От предыдущего брака и брака с Анной у него было в общей сложности 9 детей. Жалования таможенника не хватало, семья с трудом сводила концы с концами, но все дети, в том числе Витус Ионассен Беринг, отличались набожностью и смогли получить неплохое по тем временам образование.

Детство

Семья Берингов-Свендсен жила в Хорсенсе на улице Сендергаде. По соседству располагалась школа, принадлежавшая П. Дальхоффу, которую посещали дети Анны и Ионаса. В 1695 году сын Дальхоффа, который служил на королевском флоте, женился на старшей дочери Ионаса Свендсена. С тех пор юный Беринг постоянно слышал от новой родни увлекательные рассказы о морских путешествиях и баталиях.

Благодаря мужу сестры Витус стал частенько бывать на кораблях и водить дружбу с матросами. Он был очарован романтикой их жизни. Особенно его интересовали экспедиции в разные неисследованные уголки планеты. Уже в юном возрасте Витус в мельчайших подробностях изучил материалы экспедиций датского путешественника Йенса Мунка, который совершил морское путешествие в Гренландию и побывал в Индии.

Начало морской карьеры

Родители Беринга не жалели своих скудных средств на то, чтобы дать детям самое лучшее образование. Благодаря их усилиям старшие братья Витуса смогли поступить в университет Копенгагена. Однако юного Беринга не привлекала карьера юриста или доктора. Окончив школу, он в 14 лет вместе с двоюродным братом Свеном записался матросом на голландский корабль.

Первые путешествия

Вместе со Свеном и другом детства Сиверсом, который много лет спустя стал русским адмиралом, Витус Беринг дважды совершил плавание в Ост-Индию, пересек Атлантический океан, побывал на Карибах и в североамериканских европейских колониях.

Будучи уже достаточно опытным моряком, молодой человек осознал, что ему не хватает теоретических знаний, и поступил на учебу в морской кадетский корпус в Амстердаме, считавшийся одним из лучших в мире. В период учебы он заслужил похвалы преподавателей, которые в один голос утверждали, что из Витуса Ионассена Беринга выйдет превосходный капитан.

Судьбоносное предложение

В 1703 году Витус Беринг познакомился с Корнелием Крюйсом. Последний хотя и был норвежцем по происхождению, но уже более 10 лет служил на русском флоте и имел чин вице-адмирала. По приказу Петра Первого Крюйс ездил по Европе и нанимал толковых специалистов-иностранцев. Он разглядел в молодом кадете, проходившем учебу на последнем курсе, будущего известного исследователя и предложил поступить на службу в русский флот. Витус Ионассен Беринга сразу же оценил перспективы, которые перед ним открывались, и принял предложение Крюйса.

Первые годы службы в России

По рекомендации Крюйса Витуса Беринга зачислили в Балтийский военно-морской флот, присвоив чин подпоручика. В 1704 году он приехал в Россию, которая отныне стала его новой родиной. Сначала Витус Беринг стал командовать судном, доставлявшим лес на остров Котлин, где по приказу Петра Первого осуществлялось строительство крепости Кронштадт. Прилежание и рвение молодого датчанина не остались незамеченными - уже через 4 года Берингу присвоили чин поручика.

Дальнейшая карьера

В последующие несколько лет карьера Беринга пошла по нарастающей.

В 1710 году его корабль направили на побережье Финского залива для ведения наблюдения за шведской флотилией. Через несколько месяцев ему было присвоено звание капитана-лейтенанта, он был направлен на Азовский флот, где командовал парусной шнявой «Мункер».

В 1711 Беринг принял участие в походе Петра Первого в Молдавию, находящуюся в вассальной зависимости от Османской империи. После неудачного завершения этой компании он был направлен на Балтийский флот. В 1715 году ему присвоили чин капитана 4 ранга и отправили в Архангельск командовать судном «Селафаил». На этом корабле Беринг побывал в Копенгагене. Этот поход стал последним посещением родной Дании в жизни мореплавателя, который большую часть своей жизни провел в России.

В 1716 году Витус Беринг, биографии которого посвящена эта статья, принял командование над парусником «Перл». На этом судне он ходил к Бронкгольму.

К 1720-му году Беринг уже имел чин капитана 2 ранга, а под его командованием был фрегат на 90 пушек «Марльбург».

Отставка

Несмотря на все карьерные достижения, Беринг считал себя незаслуженно обойденным наградами. В частности, его очень задевало то обстоятельство, что за 17 лет службы он не получил чин капитана первого ранга.

В 1724 году мореплаватель написал прошение об отставке и был отправлен на покой. Когда об этом узнал Петр Первый он выразил крайнее неудовольствие Ф. М. Апраксину, который на тот момент был генерал-адмиралом русского флота. Царь приказал объявить на Коллегии, что Беринг возвращен в морской флот с назначением капитаном первого ранга. Уже через несколько дней после этого разговора Витуса отозвали из отставки и утвердили в должности командира фрегата «Селафаил».

Первая экспедиция на Камчатку

Как известно, одним из достижений царя-реформатора было создание условий для научного изучения географии страны и сопредельных земель. В конце 1724 года он подписал указ об организации Камчатской экспедиции. Согласно этому документу Коллегии Адмиралтейства поручалось найти кандидатуру для ее руководителя. После долгих обсуждений было решено назначить командиром экспедиции Витуса Беринга.

Задачи

Согласно распоряжениям Петра I, Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга должна была дать ответ на несколько вопросов, которые волновали всех мореплавателей, бороздивших северные широты.

Для этого ей было предписано:

  • отправиться на Камчатку;
  • соорудить один-два палубных бота;
  • выдвинуться на них вдоль побережья в северном направлении в поисках Американского континента;
  • установить место, где этот материк соединяется с Азией;
  • высадиться на территории Америки;
  • нанести все полученные данные на географические карты.

Ход экспедиции

Путешественник Витус Беринг вместе с остальными исследователями Камчатки выехали из Петербурга в начале 1725 года. Почти 2 года на речных судах, пешком, на телегах и на санях они добирались до Охотска. Дождавшись весны, Беринг и его команда отправились к устью Камчатки на собачьих упряжках и лодках. Летом 1728 на восточном побережье полуострова они завершили строительство бота «Святой Гавриил». Сразу же после спуска на воду судно выдвинулось на северо-восток вдоль побережья материка. В ходе этой экспедиции на карте мира появились:

  • Карагинский залив;
  • бухта Провидения;
  • остров св. Лаврентия;
  • Анадырский и залив Креста.

Важнейшим открытием экспедиции стал Берингов пролив. Витус Беринг вместе с товарищами вошел через него в Чукотское море и повернул домой. Хотя он не смог дойти до побережья Северной Америки, он посчитал свою задачу выполненной, так как установил, что этот материк не соединяется с Азией. Обогнув Камчатку с южной стороны, Беринг нанес на карту незамерзающую Авачинскую губу, а также Камчатский залив. Весной 1730 года мореплаватель прибыл с командой в Охотск и вернулся в Петербург тем же путем, который экспедиция преодолела, стартовав 5 лет назад.

В столице

По возвращении Витуса Беринга (что открыл путешественник на Камчатке, см. выше) им был представлен доклад, в котором мореплаватель утверждал, что Камчатка и Северная Америки находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволяет организовать торговлю с местными коммерсантами. Кроме того, путешественник призывал к активному хозяйственному освоению Сибири, где по его предположениям можно было добывать железо и заниматься землепашеством.

Вторая Камчатская экспедиция: подготовка

Беринг не собирался останавливаться на достигнутом. Он представил в Адмиралтейство планы исследования северо-восточного российского азиатского побережья и разведки морских путей к Америке и к Японским островам.

Хотя задание Петра Первого (побывать на берегах Америки) не было выполнено, мореплаватель получил 1000 рублей премии и чин капитана-командора.

В 1733 году Витус Беринг был назначен руководителем Второй Камчатской экспедиции, которая должна была завершить то, что не удалось в ходе первого путешествия.

В начале 1734 года новоиспеченный капитан-командор выехал в Якутск, где в течение трех лет занимался организацией экспедиции. Местные власти вставляли ему палки в колеса, поэтому лишь в 1740 года из Охотска к востоку Камчатки отправились два пакетбота «Святой Павел» и «Святой Петр».

Ход экспедиции

В июле 1741 года корабли подошли к побережью Северной Америки. Обратно они проследовали вдоль Алеутской гряды и продолжили путь, исследуя южную береговую линию Аляски. В ходе экспедиции были открыты острова:

  • Св. Стефана;
  • Кадьяк;
  • Шумагинские;
  • св. Иоанна;
  • св. Маркиана;
  • Евдокеевские.

Смерть

Обратный путь Второй Камчатской экспедиции был очень трудным. В течение многих месяцев «Святой Петр» находился в море, так как был сильный туман, из-за которого не было возможности определить его местонахождение хотя бы по звездам. У членов экспедиции началась цинга, от которой скончалась часть моряков. Долгие годы считалось, что эта болезнь поразила и самого Беринга, однако исследование его останков, выполненное в 90-х годах прошлого века, показало, что зубы командора не были повреждены цингой.

Через некоторое время корабль стал практически неуправляемым, тем более что экипаж сильно поредел, а сам Беринг руководил им, уже будучи серьезно больным.

В первые дни ноября 1741 года моряки экспедиции увидели перед собой заснеженную землю, впоследствии получившую название острова Беринга. Они приняли решение перезимовать на суше, однако уже через месяц большинство больных членов экипажа погибло. В их числе был и Витус Беринг.

Конец экспедиции

После смерти Беринга командование принял штурман Свен Ваксель. Вместе с 46 выжившими членами экипажа он построил гукор, названный «Св. Петром», на котором в августе 1742 года достиг Авачинской губы. Потребовалось еще немало времени, чтобы участники экспедиции добрались до Петербурга и сообщили о кончине Беринга.

Признание заслуг

Географические объекты, названные в честь Витуса Беринга, сегодня известны всем. Однако заслуги мореплавателя были оценены лишь через многие годы после его смерти. В частности, Берингов пролив был назван так по настоянию Джеймса Кука.

Англичанин достиг Алеутских островов в начале октября 1778 года. Там он встретил русских охотников и получил от них карту, составленную членами экспедиции Беринга. Кук перерисовал ее, назвав пролив, разделяющий Азию и Америку, именем своего скончавшегося предшественника Беринга.

Личная жизнь

В 1713 году Витус Беринг (что открыл, вам уже известно) вступил в брак с Анной Христианой Пюльсе, которая была дочерью коммерсанта из Швеции. Спустя три года у пары родился первенец, названный в честь отца, однако ребенок скончался во младенчестве. После этого супруга Беринга рожала много раз, но из детей Берингов выжили только дочь Анна и трое сыновей.

Память

Первый монумент Витусу Берингу установили в Петропавловске-Камчатском. Точная дата его сооружения не сохранилась, однако его описание было дано в 1827 году одним английским путешественником, посетившим этот город.

В 2016 году на острове, названном в честь командора, был установлен памятник Витусу Берингу. Он представляет собой ростовую скульптуру из бронзы работы скульптора И. П. Вьюева.

Кроме географических объектов в честь путешественника были названы:

  • улицы во многих городах России: в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Якутске, Нижнем Новгороде, Томске, Астрахани, Артеме, Находке и в Петропавловске-Камчатском;
  • дизель-электроход;
  • один из самолетов «Аэрофлота».

Кроме того, в городе Петропавловске-Камчатском действует КАМГУ имени Витуса Беринга. А еще имя мореплавателя стало брендом датских наручных часов Bering.

Теперь вам известна биография Витуса Беринга. Этот датский мореплаватель, посвятивший жизнь служению России, навсегда вошел в мировую историю благодаря своим географическим открытиям, поставившим его в один ряд с величайшими путешественниками всех времен.

Капитан-командор Российского флота, полярный мореплаватель и исследователь Витус Ионассен Беринг родился 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс.

В 1710-1712 годах служил на российском Азовском флоте и участвовал в войне с Турцией. В 1712 году переведен на Балтийский флот, в 1715 году произведен в капитаны четвертого ранга. В 1712-1723 годах командовал различными судами на Балтике.

В январе 1724 года Беринг подал рапорт об отставке. В феврале адмиралтейств-коллегия подписала рапорт, однако в августе мореплаватель был восстановлен по приказу Петра I в чине капитана первого ранга.

В 1725 году Беринг был назначен руководителем первой Камчатской экспедиции . По инструкции, составленной Петром I, экспедиции предписывалось следовать на ботах вдоль побережья Камчатки на север с целью выяснения существования пролива между Азией и Америкой.

Зимой 1725 года Беринг с группой сподвижников отправился из Петербурга к берегам Охотского моря. В конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря, а с июля по сентябрь 1728 года на боте "Святой Гавриил" работала в море. Беринг исследовал восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл остров святого Лаврентия. Пройдя проливом, названным впоследствии Беринговым, до широты 67°18" и видя, что "земля более к северу не простирается", Беринг счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. На обратном пути были открыты острова Ратманова и Крузенштерна , на карту был нанесен южный мыс Камчатки Лопатка.

В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. В мае 1732 года сенат издал указ о начале Великой Северной экспедиции (вторая Камчатская экспедиция), руководить которой также поручалось Берингу. Работы экспедиции продолжались с 1733 года по 1743 год. В них участвовало 13 кораблей и более 600 человек.

В июне 1740 года в Охотске были построены и спущены на воду два двухмачтовых пакетбота - "Святой Петр" и "Святой Павел". В сентябре того же года оба судна совершили переход на Камчатку и зазимовали в Авачинской губе. Гавань, где зимовала экспедиция, Беринг назвал Петропавловской, впоследствии здесь вырос город Петропавловск-Камчатский.

В июне 1741 года пакетботы вышли из Петропавловской гавани. Беринг командовал "Святым Петром", а "Святого Павла" возглавил Алексей Чириков.

Идя параллельными курсами, корабли спустя две недели из-за постоянных туманов потеряли друг друга. "Святой Павел" достиг берегов Северной Америки и в октябре 1741 года вернулся в Авачинскую бухту .

Корабль Беринга "Святой Петр" достиг побережья Северной Америки в июле 1741 года у острова Каяк. На обратном пути Беринг открыл остров Укамок, небольшие острова, названные Евдокеевскими, часть Шумагинских и некоторые из Алеутских островов. Чириков, достигший побережья Аляски раньше, также открыл часть Алеутских островов.

В ноябре 1741 года корабль Беринга пристал к неизвестным островам, принятым за Камчатку (ныне Командорские), и во время стоянки был сильно поврежден. Экипаж перебрался на остров (ныне остров Беринга) и устроился на зимовку, во время которой часть людей, в том числе и сам Витус Беринг, умерла от цинги. Выжившие 40 человек следующим летом перебралась на Камчатку на боте, выстроенном из остатков корабля.

Ни одного прижизненного изображения Беринга не сохранилось. В 1940-х годах правнучка Беринга передала в Центральный военно-морской музей портрет, долгое время хранившийся в ее семье. Позже этот портрет стал воспроизводиться как бесспорное изображение капитан-командора. Между тем еще в 1940-х годах датские ученые заключили, что на нем изображен датский историк и поэт Витус Педерсен Беринг, дядя мореплавателя. Открытие в 1991 году могилы Беринга предоставило возможность воссоздать облик командора по черепу.

Останки Беринга и его спутников спустя год после их обнаружения были торжественно перезахоронены в бухте Командор на Камчатке, в специально сооруженном мемориале.

Именем Беринга названо также море на Севере Тихого океана.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении