School85vrn - Образовательный портал

Тест Сопова и Карпушиной. Оценка жизненных ценностей

В Новый Год, завершая цикл и открывая следующий, мы осознанно или нет просматриваем прошедший период, подводя итоги и думаем о БУДУЩЕМ. Мы строим планы, ставим цели, рассчитывая свои силы. И в этом уникальность предновогоднего времени.

Мы стараемся понять, что для нас важно на данном этапе жизни. Выстраивая порядок наших предпочтений, мы решаем, что нам необходимо и в это вкладываем свои силы. В психологии эта «необходимость» называется «личными ценностями». Личные ценности — мотиваторы наших действий. Когда поставленная цель резонирует с нашими истинными ценностями, не возникает внутренний конфликт, энергия приходит свободно и в избытке. Мы ощущаем драйв, желание действовать, нам не надо себя заставлять. Мы получаем результаты от таких действий быстрее и легче. Но понимание того, что по-настоящему ценно для нас, не всегда лежит на поверхности. Целесообразно проверить, что именно является для нас ценностью.

Другими словами имеет смысл задать вопросы:

— » Чего мне хотеть?»

— «Во что вкладывать талант, энергию, время и деньги?»

— “Чего мне хочется достичь?».

Предлагаю упражнение, которое Вам поможет лучше понять себя.

1.Перед вами список из 18 –ти ценностей, пробегите его глазами. Возьмите бумагу и карандаш.

  1. Выпишите 8 наиболее важных для Вас и пронумеруйте их в соответствии с важностью.

(1- наиболее важная ценность, 8 – наименее важная)

  1. Создайте новый список ценностей, где в наличии будут всего 5 из 8-ми наиболее важных для Вас ценности.
  2. Посмотрите на список ценностей внимательно и решите, от каких 3-х ценностей Вы не откажитесь ни за что. Выпишите их отдельно.

. …Некто, волшебник предложил исполнить Ваши 3 желания… Но волшебник исполняет желания по четвергам. Каждый раз – всего одно желание. В этот четверг он работает, а в следующий неизвестно… О чем бы вы его попросили в этот четверг? 1) активная, наполненная эмоционально, жизнь;
2) жизненная мудрость, зрелость суждений и здравый смысл достигаемые жизненным опытом;
3) здоровье физическое и психическое;
4) интересная работа;
5) переживание прекрасного в искусстве и природе;
6) любовь духовная и физическая близость с любимым человеком;
7) материально обеспеченная жизнь — жизнь без материальных затруднений;
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание — уважение окружающих, товарищей по работе;
10) возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие;
11) продуктивная жизнь — максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей;
12) личностное развитие — работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование;
13) развлечения — приятное, необременительное времяпрепровождение;
14) свобода — самостоятельность, независимость в поступках и суждениях;
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других;
17) творчество — возможность творческой деятельности;
18) уверенность в себе — внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.

Любопытный тест, обнажающий наше настоящее лицо, истинные ценности, без грима и фальши

Приготовьте чистый лист бумаги и ручку.После того, как прочитали вопрос, немедленно записывайте ответ. Не давайте себе времени на раздумья. Пишите или рисуйте первое, что приходит в голову.

Вот вопросы. Если вы будете отвечать на них сразу и не раздумывая, вам удастся наладить контакт со своим подсознанием:

1. Представьте, что вы идете с кем-то по лесу. Кто это мог бы быть?

2. Вы идете по лесу и видите недалеко от себя животное. Что это за зверь?

3. Что происходит после того, как вы встретились с ним глазами?

4. Вы продолжаете идти по лесу. Выходите на поляну, на которой стоит дом вашей мечты. Как бы вы описали его размер?

5. Окружен ли дом вашей мечты забором?

6. Вы входите в дом. Идете в столовую посмотреть на обеденный стол. Опишите, что вы видите на нем и вокруг него.

7. Вы покидаете дом через заднюю дверь. И видите лежащую прямо на траве чашку. Из какого материала она сделана?

8. Что бы вы сделали, увидев ее?

9. Вы подходите к концу двора, посреди которого стоит дом. Там водоем. Что это за водоем?

10. Как вы собираетесь пересечь воду, чтобы двигаться дальше?

Ответы на все вопросы, которые вы дали, демонстрируют ваши ценности и идеалы. Вот как их анализировать:

1. Человек, рядом с которым вы идете, - это самый важный человек в вашей жизни.

2. Размер воображаемого животного - это на самом деле размер ваших проблем внутри вашего подсознания. Чем больше животное, тем тяжелее вам жить.

3. То, как вы реагируете на неожиданную встречу в лесу - наиболее характерный для вас способ решения проблем (агрессивный, пассивный или убегающий).

4. Размер дома, который вы увидели, - это размер ваших амбиций. Если он слишком большой, возможно, у вас завышенные ожидания от жизни.

5. Если забора нет, вы - открытый и внутренне свободный человек. Если он есть, значит, вы цените личное пространство и того же ждете от других. Т.е. никогда не войдете в личное пространство других без разрешения.

6. Если в этой комнате вы не увидите еды, цветов или людей, значит, вы, скорее всего, глубоко несчастны.

7. Прочность и долговечность материала, из которого сделана чашка, - это то, насколько прочными и крепкими вы воспринимаете свои отношения в семье. Одноразовый пластиковый или бумажный стакан? Стекло? Скорее всего, вам тревожно за будущее своей семьи. Если чашка была в вашем сознании металлической или фарфоровой, значит, вам не о чем беспокоиться.

8. Ваш поступок характеризует отношение к человеку из вопроса номер 1.

9. Размер водоема - это размер вашего сексуального аппетита.

10. Чем более «мокрый» способ передвижения вы выберете, тем большее значение в вашей жизни имеет секс.

Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста.

Инструкция к тесту

Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно вам. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными как в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.

Лист ответов
  • Я непременно должен…
  • Я непременно должен…
  • Я непременно должен…
  • Я непременно должен…
  • Я непременно должен…
  • Я непременно должен…
  • Ужасно, если…
  • Ужасно, если…
  • Ужасно, если…
  • Ужасно, если…
  • Ужасно, если…
  • Ужасно, если…
  • Я не могу терпеть…
  • Я не могу терпеть…
  • Я не могу терпеть…
  • Я не могу терпеть…
  • Я не могу терпеть…
  • Я не могу терпеть…
Обработка и интерпретация результатов

Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики «Жизненные цели» (Э.Дисл, Р.Райан в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова).

Свобода, открытость и демократия в обществе

Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества («Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть… бездуховных начальников».

Безопасность и защищенность

Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует»).

Служение людям

Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременно должна сделать все, чтобы мои ученики были счастливы».

Власть и влияние

Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно должна быть авторитетом для своих учеников».

Известность

В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».

Автономность

Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должна делать»; «Я непременно должна исполнить задуманное».

Материальный успех

Утверждения, связанные со стремлением к материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии»; «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату»; «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».

Богатство духовной культуры

Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания приобщиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна находить время для чтения»; «Я не могу терпеть нищих духом».

Личностный рост

Утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким целям»; «Я непременно должна не останавливаться на достигнутом уровне».

Здоровье

Утверждения этой группы выражают стремление педагога иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о своем здоровье»; «Я непременно должна заняться аэробикой (плаванием)».

Привязанность и любовь

Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я буду совсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».

Привлекательность

Утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных мужчин».

Чувство удовольствия

Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна попробовать в этой жизни все»; «Не могу терпеть «синих чулков».

Межличностные контакты и общение

Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием: «Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей».

Богатая духовно-религиозная жизнь

Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно должна сходить в церковь».

МЕТОДИКА: Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Методика предназначена для определения мотивационно-ценностной струк- туры личности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовер- шенствования методики И. Г. Сенина. Данный вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практи- ческому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные цен- ности. Под термином "ценность" авторы методики понимают отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важ- ного, имеющего жизненную важность. Перечень жизненных ценностей включает: 1. Развитие себя. Познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик. 2. Духовное удовлетворение. Руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными. 3. Креативность. Реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружа- ющую действительность. 4. Активные социальные контакты. Установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли. 5. Собственный престиж. Завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям. 6. Высокое материальное положение. Обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования. 7. Достижение. Постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизнен- ных факторов. 8. Сохранение собственной индивидуальности. Преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общеприняты- ми, защита своей неповторимости и независимости. Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществля- ется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова. Перечень жизненных сфер: 1. Сфера профессиональной жизни. 2. Сфера образования. 3. Сфера семейной жизни. 4. Сфера общественной активности. 5. Сфера увлечений. 6. Сфера физической активности. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей чело- века с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобы- тность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признавае- мых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных. В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобря- емому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными. Условия проведения. Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоциональ- ного климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным, должен уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испыту- емый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утвержде- ний экспериментатором вслух для всей группы. Каждый должен ответить инди- видуально. Обработка результатов тестирования. Для получения первичных тестовых результатов суммируются баллы отве- тов в соответствии с ключом. В шкале достоверности при подсчете необходи- мо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются. Так, если ис- пытуемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале дос- товерности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение с отрица- тельным значением испытуемый ставит 1 балл, то ему будет соответствовать 5 баллов. После подсчетов все результаты заносятся в таблицу. Предложенные цен- ности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К первым от- носятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соот- ветственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности. При всех низких значениях - направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах - направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистичес- кой, 2-й группы - прагматической. Опросник состоит из 112 утверждений. Примерное время тестирования 20-30 минут. Примечания к компьютерной версии. 1. Интерпретация основных шкал жизненных ценностей и жизненных сфер производится на основе тестовых показателей выраженных в стенах. 1-3 стена - низкие показатели; 4-7 стенов - средние показатели; 8-10 стенов - высокие показатели. 2. Интерпретация шкалы достоверности производится на основе "сырых" тестовых показателей. 16-42 стена - информация достоверна; 43-80 стенов - информация недостоверна. Техническая диаграмма шкалы достоверности строится на показателе с нулевой точкой отсчета, т.е. в диапазоне от 16 до 80 баллов. 3. Интерпретация по шкалам ценностей внутри жизненных сфер производит- ся на основе "сырых" тестовых показателей. 2-4 балла - низкие показатели; 5-7 баллов - средние показатели; 8-10 баллов - высокие показатели. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: ---- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ). Ф.И.О:__________________ Доп. данные:____________ Шкала достоверности информации: 0 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢> L <────[-]────><───────[+]───────> Диаграмма: * Жизненные ценности: Жизненные сферы: 10 ┼ 9 ┼ 8 ┼───────────────────────────────────────▄▄───── 7 ┼ ▄▄ ▄▄ ██ 6 ┼ ██ ██ ██ 5 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ 4 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ 3 ┼─▄▄─██─██────▄▄────██─██───██─██───────██───── 2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ 1 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+────+──+──+──+──+──+──* РС ДУ Кр СК СП МП Дс СИ ПЖ Об СЖ ОА Ув ФА Тестовые показатели: Шкала достоверности: - L = 40 Жизненные ценности: А. Духовно-нравственные: 1. Развитие себя - РС = 3 2. Духовное удовлетворение - ДУ = 5 3. Креативность - Кр = 4 4. Активные социальные контакты - СК = 1 Б. Эгоистически-престижные (прагматические): 5. Собственный престиж - СП = 3 6. Высокое материальное положение - МП = 1 7. Достижение - Дс = 7 8. Сохранение собственной индивидуальности - СИ = 5 Жизненные сферы: 1. Сфера профессиональной жизни - ПЖ = 5 2. Сфера образования - Об = 7 3. Сфера семейной жизни - СЖ = 2 4. Сфера общественной активности - ОА = 1 5. Сфера увлечений - Ув = 8 6. Сфера физической активности - ФА = 1 Тестовые показатели по шкалам ценностей внутри жизненных сфер: ПЖ Об СЖ ОА Ув ФА РС 9 5 6 2 5 2 ДУ 9 9 4 4 10 2 Кр 8 9 2 2 10 2 СК 2 8 3 2 5 3 СП 5 8 3 2 7 2 МП 5 6 5 2 6 2 ДС 10 10 9 7 7 2 СИ 7 9 6 4 9 2 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: 1. Интерпретация данных по шкалам жизненных ценностей. Развитие себя. Тенденция к самодостаточности. Такие люди ставят, как прави- ло, порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодо- леть. Обидчивы при вынесении негативной оценки им, их характерис- тикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие. Духовное удовлетворение. Средний уровень стремления человека к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Креативность. Средний уровень стремления человека к реализации своих твор- ческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Активные социальные контакты. Нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым. Собственный престиж. Человек не видит разницы в одобрении его поступков людьми с разными социальными статусами. Уступчив, избегает неудач, конфлик- тов. Лишен притязаний на статус лидера. Достижения. Безразличие к достижением. Зависимость от того, как складыва- ются внешние ситуации. Основное кредо "Поживем-увидим". Такие люди отличаются часто постановкой ближайших, конкретных целей. Иногда проявляют бессилие в стремлении достичь какую-либо дальнюю пер- спективную цель. Высокое материальное положение. Средний уровень стремления человека к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния. Сохранение собственной индивидуальности. Средний уровень стремления человека к независимости от дру- гих людей. 2. Интерпретация данных по шкалам жизненных сфер. Сфера профессиональной жизни. Средний уровень значимости для человека сферы его профессио- нальной деятельности. Сфера обучения и образования. Средний уровень значимости человека к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Сфера семейной жизни. Низкий уровень значимости для человека всего того, что связа- но с жизнью его семьи. Сфера общественной жизни. Низкий уровень значимости для человека проблем жизни общест- ва. Сфера увлечений. Высокая значимость для человека его увлечений, хобби. Такие Сфера физической активности. Низкий уровень значимости физической активности и физической культуры как элемента обшей культуры для человека. III. Интерпретация данных по шкалам ценностей внутри жизненных сфер. 1. Сфера профессиональной жизни. Развитие себя. Стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей квалификациии. Заинтересованность в информации о своих профессиональных способ- ностях и возможностях их развития. Требовательность к себе и своим профессиональным обязанностям. Духовное удовлетворение. Стремление иметь интересную, содержательную работу или про- фессию. Для таких людей характерно желание как можно глубже про- никнуть в предмет труда, получение морального удовлетворения от самого процесса работы и в меньшей степени от результата работы. Креативность. Стремление внести элемент творчества в сферу своей профессио- нальной деятельности. Человеку быстро становится скучно от привыч- ных способов организации и методов работы. Для таких людей харак- терно постоянное желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования. Как правило, это люди увлекающиеся и изобрета- тельные. Активные социальные контакты. Стремление к индивидуализации деятельности. Отсутствие дове- рия во взаимоотношениях с членами трудового коллектива, стремление к поддержанию отношений в чисто корпоративных рамках. Такие люди не поддерживают своих коллег в ситуациях, когда это необходимо. Придерживаются мнения - каждый за себя. Собственный престиж. Средний уровень стремления человека иметь работу или профес- сию социально одобряемую. Достижения. Средний уровень стремления достигать конкурентных и ощутимых результатов в своей профдеятельности. Высокое материальное положение. Стремление иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату, другие виды материального благополучия. Склонность сме- нить работу, специальность, если она не приносит желаемого уровня материального благополучия. Сохранение собственной индивидуальности. Средний уровень стремления посредством своей профдеятельности "выделяться из толпы". 2. Сфера обучения и образования. Развитие себя. Средний уровень стремления повышать уровень своего образова- ния ради развития себя как личности и своих способностей. Духовное удовлетворение. Стремление как можно больше узнать по изучаемой дисциплине, в результате - получить моральное удовлетворение. Такие люди отлича- ются сильно развитой познавательной потребностью, стремлением по- вышать уровень своего образования. Креативность. Стремление найти что-то новое в изучаемой дисциплине, внести свой вклад в определенную область знаний. Характеризует желание самому ответить на те вопросы, которые являются спорными, неиз- вестными в данной науке (участие в работе научных обществ, в нау- чных экспериментах и т.д.) Социальные контакты. Стремление идентифицировать себя с определенной социальной группой. Желание достигнуть определенного уровня образования, что- бы войти в тесные контакты с представителями данной социальной группы. Собственный престиж. Стремление человека иметь такой уровень образования, который высоко ценится обществом. Такие люди заинтересованы во мнении дру- гих людей относительно своего образования или стремления достичь определенного уровня образования. Достижения. Средний уровень стремления добиться как конкретного резуль- тата своего образовательного процесса (диплом, защита диссерта- ции), так и других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования. Высокое материальное положение. Стремление достичь такого уровня образования, который позво- лит иметь высокую зарплату и другие виды материальных благ. Жела- ние повышать уровень своего образования, выбирать учебное учрежде- ние, если существующие положение дел не приносит желаемого матери- ального благополучия. Сохранение собственной индивидуальности. Стремление построить процесс образования, чтобы он максималь- но соответствовал всем особенностям личности. Желание быть ориги- нальным, демонстрировать свои жизненные принципы. Характерна эк- зальтированность в поведении. 3. Сфера семейной жизни. Развитие себя. Средний уровень стремления изменять к лучшему различные осо- бенности своего характера, своей личности в семейной жизни. Духовное удовлетворение. Стремление иметь семью, чтобы было все, как у всех, или не хуже, чем у других. Строят брак по расчету Брачный контракт - за- лог существования семьи. Креативность. Стремление к сохранению консервативных традиций, норм и пра- вил семейной жизни. Активные социальные контакты. Стремление к индивидуальному в семье. Возможно чисто потреби- тельское отношение с целью удовлетворить свои потребности. В такой семье нет разграничения социальных ролей и функций. Собственный престиж. Не нуждается в одобрении своих поступков в семейной сфере. Иногда незначимость показателя говорит о незначимости данной сфе- ры. Достижения. Средний уровень стремления к тому, чтобы в семейной жизни добиваться каких-либо реальных результатов (как можно раньше нау- чить детей писать). Высокое материальное положение. Стремление к наиболее высокому уровню материального достатка своей семьи. Такие люди считают, что семейное благополучие заклю- чается, прежде всего, в хорошей обеспеченности семьи. Сохранение собственной индивидуальности. Средний уровень стремления строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания, убеждения. Средний уровень стремления как можно полнее реализовать и развивать свои способности в сфере общественно-политической жизни. 4. Сфера общественной жизни. Развитие себя. Стремление достичь каких либо успехов в данной сфере путем минимизации затрат со своей стороны. Требовательность уважения к себе такому, какой есть. Такие люди считают, что необходимо при- спосабливаться к обстоятельствам, а не тратить время на совершен- ствование. Духовное удовлетворение. Стремление к получению практической выгоды от результата своей общественно политической деятельности, причем стараться дос- тичь этого результата любыми путями. Креативность. Стремление к стабильности, незыблемости позиций, чтобы не сломать в привычной жизни отлаженного механизма проведения общест- венно-политического мероприятия Активные социальные контакты. Незаинтересованность в широком круге социальных контактов в сфере общественно-политической жизни в силу различных обстоя- тельств, как личностных характеристик (замкнутость, конфликтность, подозрительность и недоверчивость к людям), так и внешне складыва- ющейся социальной ситуации. Собственный престиж. Стремление к деполитизации. Игнорирование авторитетов в об- щественно-политической жизни. Недоверие к объективности людей в общественно-политических вопросах. Достижения. Характеризует отсутствие целеустремленности в данной сфере. Нежелание реализовать себя как общественного деятеля. Самостоя- тельность в плане самооценки. Незаинтересованность в чужом автори- тетном мнении относительно своих способностей Высокое материальное положение. Средний уровень стремления заниматься общественно-политичес- кой деятельностью ради материального вознаграждения за нее. Сохранение собственной индивидуальности. Стремление не выделяться в своих общественно-политических взглядах от мнения большинства, поддерживать официальную точку зрения. Позиция "быть как все" - главная позиция в данной сфере. 5. Сфера увлечений. Развитие себя. Средний уровень стремления человека использовать свое хобби для лучшей реализации своих потенциальных возможностей. Духовное удовлетворение. Стремление человека иметь такое увлечение, которому можно от- дать все свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Получение удовлетворения от процесса своего занятия, нежели от его результатов. Гуманистическая направленность личнос- ти. Креативность. Стремление человека увлекаться таким занятием, которое пре- доставляет широкие возможности для творчества, внесение разнообра- зия в сферу своего увлечения. Очевидны усилия изменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое. Активные социальные контакты. Средний уровень стремления реализовать свою социальную на- правленность посредством своего увлечения. Собственный престиж. Средний уровень стремления в свободное время заниматься тем, что может служить основанием его высокой оценки другими людьми. Достижения. Средний уровень стремления человека ставить конкретные цели в сфере своего увлечения и добиваться их. Высокое материальное положение. Средний уровень стремления в свободное время заниматься тем, что может принести материальную пользу. Сохранение собственной индивидуальности. Стремление человека к тому, чтобы увлечение помогало подчерк- нуть, выразить свою индивидуальность. Увлеченность какими-либо очень редкими, необычными занятиями создавать вещи, которых нет ни у кого другого. 6. Сфера физической активности. Развитие себя. Нежелание прислушиваться к критической оценке со стороны дру- гих людей своих способностей и возможностей в данной сфере. Само- достаточность. Сравнение себя с другими людьми, физическое разви- тие которых ниже, чем у данного человека и, на этой основе, само- успокоенность, нежелание проявлять активность в совершенствовании своих физических способностей. Духовное удовлетворение. Стремление к поиску практической выгоды от занятий спортом и другими видами физической активности. Игнорирование этических и эстетических чувств, возникающих в процессе занятий физической культурой. Креативность. Стремление к стабильности, привычности в своих занятиях в данной сфере. Нежелание ничего менять. Раздражение нестандартной ситуацией игр, соревнований. Четкое разделение понятий "по прави- лам" - "не по правилам". Активные социальные контакты. Стремление к индивидуальным видам спорта, к индивидуальным занятиям в области физической культуры. Такие люди не видят необ- ходимости обмениваться во время занятий спортом словами, они им кажутся излишними. Собственный престиж. Отсутствие стремления к одобрению своих способностей в сфере физической активности. Человек не претендует на уважение за свои спортивные заслуги, физические данные. Часто спорт отсутствует во- обще в жизни такого человека. Достижения. Характеризует человека с большим желанием достижения цели иметь значительные результаты в сфере физической активности, но бессилием в стремлении их достижения. Часто самодостаточен, не нуждается в достижениях в данной сфере. Высокое материальное положение. Игнорирование материальных ценностей, особенно если они дают- ся тяжелым физическим трудом. Такие люди считают, что здоровье нужно беречь, а физический труд не оправдывает приобретенные мате- риальные блага. Сохранение собственной индивидуальности. Стремление придерживаться современных модных тенденций в дан- ной сфере, не выделяться ничем особенным.

Этот тест поможет определить, что для вас ценно и значимо в жизни. Вам необходимо закончить следующие предложений. То, что вы напишете, V может быть важно для вас именно сейчас или в будущем. Главное, чтобы вы были честны и искренни в своих ответах.

1. Я непременно должен…
2. Я непременно должен…
3. Я непременно должен.
4. Я непременно должен.
5. Я непременно должен.
6. Я непременно должен.
7. Ужасно, если…
8. Ужасно, если…
9. Ужасно, если…
10. Ужасно, если…
11. Ужасно, если…
12. Ужасно, если.
13. Я не могу терпеть…
14. Я не могу терпеть…
15. Я не могу терпеть.
16. Я не могу терпеть.
17. Я не могу терпеть.
18. Я не могу терпеть…

Интерпретация результатов
Результаты этого теста нельзя считать правильными или неправильными, лучшими или худшими, чем результаты других. Они просто помогут вам разобраться, что важно именно для вас.
Определите, к каким из приведенных ниже ценностей принадлежит большинство ваших ответов. Именно эти ценности сейчас представляют для вас наибольший интерес.
Свобода и справедливость в обществе
Это недовольство состоянием общества или желание сделать его лучше. Характерные высказывания: «Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей», «Я не могу терпеть существующий беспредел», «Я не могу терпеть равнодушных начальников».
Безопасность и защищенность
Это беспокойство за свою жизнь и жизнь своих близких, страх перед опасными и непредсказуемыми событиями, которые могут произойти в обществе: «Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует», «Я непременно должен уметь защитить себя».
Служение людям
Это желание помогать и содействовать другим людям: «Я непременно должен помогать детям-сиротам», «Я непременно должна приложить все усилия, чтобы мои ученики поступили в вузы».
Влияние, уважение, авторитет
Стремление иметь власть над другими людьми, оказывать на них влияние, вызывать уважение: «Ужасно, если меня ни во что не ставят», «Ужасно, если меня перестанут уважать коллеги», «Я непременно должна быть авторитетом в глазах моих учеников».
Известность, популярность, слава
Потребность привлекать к себе всеобщее внимание, быть известной персоной, вызывать восхищение: «Ужасно, если никто так и не узнает о моем таланте», «Я непременно должна оставить свой след в истории».
Независимость
Это стремление не зависеть от окружающих и их мнения, самому все решать в своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит», «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что делать», «Я непременно должен исполнить задуманное».
Материальные блага
Желание иметь хороший заработок, хорошие условия для проживания, возможность купить то, что хочется: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии», «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату», «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».
Культура и самообразование
Стремление к духовному совершенствованию, любовь к искусству: «Я непременно должна побывать в опере», «Я не могу терпеть тех, кто не любит классической литературы».
Карьерный, профессиональный и личностный рост
Высокие требования к себе, стремление быть отличным профессионалом: «Я не могу терпеть, когда люди плохо выполняют свою работу», «Я непременно должна достичь большего по сравнению с тем, что есть сейчас».
Здоровье
Желание иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею», «Я не могу терпеть людей, которые не заботятся о своем здоровье», «Я непременно должен заняться спортом».
Любовь, семья
Потребность иметь близких людей, озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я останусь в одиночестве», «Ужасно, если тебя никто не любит», «Я непременно должна больше внимания уделять своим мужу и детям».
Привлекательность
Стремление иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольным своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой», «Я непременно должна хорошо выглядеть», «Не могу терпеть неопрятных мужчин».
Удовольствия
Получение удовольствия от таких сторон жизни, как вкусная еда, напитки, секс, сон, массаж и др.: «Я непременно должен попробовать в этой жизни все», «Не могу терпеть старых дев», «Ужасно, если мне не удается выспаться».
Общение
Потребность чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь определенный круг общения, знакомиться с новыми людьми, заводить друзей: «Я не могу терпеть занудных необщительных людей», «Ужасно, если совсем нет друзей».
Духовность, религиозность
Стремление жить в соответствии со своими религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога», «Я непременно должна сходить в церковь».


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении