School85vrn - Образовательный портал

Суть оперантного научения состоит в следующем. Теория оперантного обусловливания берреса скиннера

Психологические понятия - научение, обучение, учение описывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимоотношения субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.

· Когда речь идет о научении , то исследователь имеет в виду такие аспекты этого процесса как:

· постепенность изменения;

· роль упражнения;

· специфику научения по сравнению с врожденными особенностями индивида.

Впервые закономерности научения, установленные экспериментальными методами, были установлены в рамках бихевиоризма. Ими являются:

· Закон готовности : чем сильнее потребность, тем успешнее научение.

· Закон эффекта : поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться.

· Закон упражнения : при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок.

· Закон недавности : лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Закон соответствия : существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

· При этом были исследованы важные феномены:

· Генерализация - условная реакция на первоначально нейтральный стимул распространяется и на другие стимулы, похожие на условный раздражитель (страх, возникший на конкретную собаку, затем распространяется на всех собак).

· Дифференцировка - специфичная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления (например, дифференцировка реакций на круг и эллипс).

· Угашение - разрушение связи между условным стимулом и реакцией, если он не сопровождается подкреплением.

Определение оперантного обусловливания

Оперантное обусловливание - это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции.

Оперант - это не то, что появляется в поведении уже полностью в готовом виде. Это результат непрерывного процесса формирования"

Принципы оперантного обусловливания

Подкрепление является одним из принципов обусловливания. Уже с младенческого возраста, согласно Скиннеру, поведение людей можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов. Существуют два разных вида подкрепления. Оперантное обусловливание - термин, введенный американским психологом Б.Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей. При оперантном, так же как и при респондентном, обусловливании наблюдается генерализация стимулов. Генерализация - это возникшая в процессе обусловливания ассоциативная связь реакции со стимулами, похожими на те, на которые первоначально был выработан условный рефлекс.

Последовательное подкрепление - это выработка сложных действий с помощью подкрепления действий, которые постепенно все больше становятся похожими на ту окончательную форму поведения, которую предполагалось сформировать.

Режимы подкрепления

Были выделены такие режимы подкрепления: непрерывное подкрепление - предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию; прерывистое, или частичное, подкрепление .
На основе двух параметров были описаны четыре режима подкрепления:

4. Режим подкрепления с постоянным соотношением. Подкрепление осуществляется в соответствии с установленным количеством (объемом) реакций.

5. Режим подкрепления с постоянным интервалом. Подкрепление производится только тогда, когда твердо установленный, фиксированный временной интервал истек.

6. Режим подкрепления с вариативным соотношением. В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций.

Режим подкрепления с вариативным интервалом. Индивид получает подкрепление после того, как проходит неопределенный интервал.

Рост и развитие личности

По мере того, как ребенок развивается, его реакции усваиваются и остаются под контролем подкрепляющих воздействий со стороны окружающей среды. В виде подкрепляющих воздействий выступают - пища, похвала, эмоциональная поддержка и др.

Психопатология

· Самоконтроль включает в себя две взаимозависимые реакции:

9. Контролирующая реакция, которая воздействует на среду, изменяя вероятность возникновения вторичных реакций ("уход" чтобы не выразить "гнев"; удаление пищи, чтобы отвыкнуть от переедания).

· Цели консультирования:

· (1) Изменение неадекватного поведения.

· (2) Научение принятию решения.

· (3) Предотвращение проблем путем антиципации результатов поведения.

· (4) Устранение дефицита в поведенческом репертуаре.

· Этапы консультирования:

· (1) Поведенческая оценка, сбор информации о приобретенных действиях.

· (2) Процедуры релаксации (мышечная, вербальная и т.д.).

· (3) Систематическая десенсибилизация - связь расслабления с образом, вызывающим тревогу.

· (4) Тренинг ассертивности

· (5) Процедуры подкрепления.

Согласноэтой теории, большинство форм человеческого поведения произвольны, т.е. оперантны; они становятся более или менее вероятными в зависимости от последствий – благоприятных или неблагоприятных. В соответствии с этой идеей и было сформулировано определение.

Оперантное (инструментальное) научение – вид научения, в котором правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятным.

Этот вид научения экспериментально изучали и описали американские психологи Э. Торндайк и Б. Скиннер. Эти учёные внесли в схему научения необходимость подкрепления результатов упражнений.

В основе концепции оперантного научения лежит схема «ситуация – реакция – подкрепление».

Психолог и педагог Э.Торндайк ввёл в схему научения в качестве первого звена проблемную ситуацию, выход из которой сопровождался пробами и ошибками, приводящими к случайному успеху.

Эдуард Ли Торндайк (1874–1949) - американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных в «проблемных ящиках». Автор теории научения путем проб и ошибок с описанием так называемой «кривой научения». Сформулировал ряд известных законов научения.

Э.Торндайк проводил эксперимент с голодными кошками, находящимися в проблемных клетках. Помещённое в клетку животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство, - нажав на пружину, потянув за петлю и т.п. Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. С каждым новым успехом у кошки все чаще наблюдаются реакции, ведущие к цели, и все реже – бесполезные.

Рис. 12. Проблемные клетки, по Э. Торндайку

«Пробы, ошибки и случайный успех» – такова была формула для всех типов поведения как животных, так и человека. Торндайк высказал предположение, что этот процесс определяется 3 законами поведения:

1)законом готовности – для образования навыка в организме должно иметься состояние, толкающее к активности (например, голод);

2)законом упражнения – чем чаще какое-нибудь действие совершается, тем чаще это действие будет выбираться впоследствии;

3)законом эффекта –чаще повторяется то действие, которое дает положительный эффект («награждается»).

Касаясь проблем школьного обучения и воспитания, Э. Торндайк определяет «искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или другие реакции» . При этом стимулами могут быть слова, обращенные к ребенку, взгляд, фраза, которую он прочтет и т.д., а ответными реакциями – новые мысли, чувства, действия ученика, его состояние. Можно рассмотреть это положение на примере развития учебных интересов.



Ребенок, благодаря собственному опыту, имеет разнообразные интересы. Задача учителя – увидеть среди них «хорошие» и, исходя из них, развивать интересы, необходимые для обучения. Направляя интересы ребенка в нужное русло, учитель использует три пути. Первый путь – связать выполняемую работу с чем-то важным для ученика, доставляющим ему удовлетворение, например, с положением (статусом) среди сверстников. Второй – использовать механизм подражания: учитель сам интересующийся своим учебным предметом, заинтересует и класс, в котором преподает. Третий – сообщать ребенку такую информацию, которая рано или поздно вызовет интерес к предмету.

Другой известный учёный-бихевиорист Б. Скиннер выявил особую роль подкрепления правильной реакции, что предполагает «конструирование» выхода из ситуации и обязательность правильного ответа (в этом заключалось одно из оснований программированного обучения). Согласно законам оперантного научения поведение определяется событиями, которые последуют за ним. Если последствия благоприятны, то вероятность повторения поведения в будущем усиливается. Если последствия неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность поведения уменьшается. Поведению, которое не приводит к должному эффекту, не научаются. Вы скоро перестанете улыбаться человеку, который в ответ не улыбается. Происходит научение плачу в семье, где есть маленькие дети. Плач становится средством воздействия на взрослых людей.

В основе этой теории также как и в павловской лежит механизм установления связей (ассоциаций). В основе оперантного научения также лежат механизмы условных рефлексов. Однако это – условные рефлексы иного типа, чем классические. Скиннер назвал такие рефлексы оперантными или инструментальными. Их особенность в том, что активность сначала порождается не сигналом извне, а потребностью изнутри. Активность эта носит хаотический случайный характер. В ходе её с условными сигналами связываются не только врожденные ответы, а любые случайные действия, которые получили награду. В классическом условном рефлексе животное как бы пассивно ждет, что с ним сделают, в оперантном рефлексе – животное само активно ищет правильное действие и когда его находит, то оно его усваивает.

Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков. Во время второй мировой войны Скиннер работал над проектом использования голубей для управления стрельбой по самолётам.

Посетив однажды урок арифметики в колледже, где занималась его дочь, Б.Скиннер ужаснулся, сколь мало используются данные психологии. В целях улучшения преподавания он изобрёл серию обучающих машин и разработал концепцию программированного обучения. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу «изготовления» людей для нового общества.

Беррес Фредерик Скиннер был одним из самых известных психологов своего времени. Именно он стоял у истоков направления, которое сегодня в науке называется бихевиоризмом. Даже сегодня его теория научения играет важную роль в психологии, педагогике, менеджменте.

Эксперименты ученого

Теория Скиннера подробно изложена в одном из его основных трудов, который носит название «Поведение организмов». В нем ученый излагает принципы так называемого оперантного обусловливания. Проще всего понять эти принципы, рассмотрев один из наиболее типичных экспериментов ученого. Вес крысы снижали до 80-90 % от обычного. Она помещается в особое устройство, которое носит название скиннеровского ящика. В нем предоставлена возможность совершать только те действия, которые наблюдающий экспериментатор может видеть и контролировать.

У ящика имеется отверстие, через которое животному подается пища. Чтобы получить питание, крыса должна нажать на рычаг. Данное нажимание в теории Скиннера называется оперантной реакцией. Как крысе удается нажать на этот рычаг - посредством лапы, носа, а может быть, хвоста, - не имеет никакого значения. Оператная реакция в эксперименте остается той же, так как она вызывает лишь одно следствие: крыса получает еду. Поощряя животное пищей за определенное число нажиманий, исследователь формирует устойчивые способы реагирования у животного.

Формирование поведения по Скиннеру

Оператная реакция в теории Скиннера является произвольным и целенаправленным действием. Но Скиннер определяет эту целенаправленность в терминах обратной связи. Иными словами, на поведение воздействуют определенные последствия животного.

Скиннер был согласен со взглядами ученых Уотсона и Торнадайка на двоякую природу психического развития. Они считали, что на формирование психики оказывают влияние два типа факторов - социальные и генетические. При оперантном обучении подкрепляются особые операции, которые совершаются субъектом. Иными словами, генетические данные выступают основой, на которой выстраивается социально обусловленное поведение. Поэтому развитие, полагал Скиннер, представляет собой научение, обусловленное определенными стимулами внешней среды.

Скиннер также считал, что может использоваться не только для осуществления контроля за поведением других субъектов, но и в отношении собственного поведения. Самоконтроля можно добиться посредством создания особых условий, в которых желательное поведение будет подкрепляться.

Положительное подкрепление

Оперантное научение в теории подкрепления Скиннера базируется на активных действиях субъекта («операциях»), осуществляемых в определенной среде. Если некое спонтанное действие становится полезным для восполнения определенной потребности или достижения цели, оно подкрепляется позитивным результатом. Например, голубь может научиться комплексному действию - игре в пинг-понг. Но только в том случае, если эта игра становится средством получить пищу. Поощрение в теории Скиннера получило название подкрепления, поскольку именно оно подкрепляет наиболее желаемое поведение.

Последовательное и пропорциональное подкрепление

Но голубь не может научиться игре в пинг-понг, если экспериментатор не будет формировать у него данное поведение путем дискриминационного научения. Это означает что отдельные действия голубя подкрепляются ученым последовательно, избирательно. В теории Б. Ф. Скиннера подкрепление может быть или распределенным случайно, происходя через определенные временные промежутки, или происходить в определенных пропорциях. Поощрение, распределенное случайно в виде периодических денежных выигрышей, провоцирует у людей развитие игровой зависимости. Поощрение, которое происходит через определенные интервалы времени - зарплата - способствует тому, что человек остается на определенной службе.

Пропорциональное поощрение в теории Скиннера представляет собой настолько мощное подкрепление, что животные в его экспериментах практически загоняли себя до смерти, пытаясь заработать побольше вкусной пищи. В отличие от подкрепления поведения, наказание является отрицательным подкреплением. С помощью наказания невозможно научить новой поведенческой модели. Оно только заставляет субъекта постоянно избегать известных операций, за которыми следует наказание.

Наказание

Применение наказания, как правило, имеет негативные побочные эффекты. В теории научения Скиннера обозначены следующие следствия наказания: высокий уровень тревожности, недоброжелательность и агрессивность, уход в себя. Иногда наказание вынуждает индивида прекратить вести себя определенным образом. Но его недостаток заключается в том, что оно не способствует формированию положительного поведения.

Наказание нередко вынуждает субъекта не отказаться от нежелательной модели поведения, а только лишь трансформировать его в скрытую форму, которая не подвергается наказанию (например, это может быть распитие спиртных напитков на работе). Разумеется, есть немало случаев, когда наказание представляется единственным методом подавления социально опасного поведения, которое угрожает жизни или здоровью других людей. Но в обычных ситуациях наказание является малоэффективным средством воздействия, и его необходимо по возможности избегать.

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

  • Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
  • Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
  • Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

  • Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
  • Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях. Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
  • Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
  • Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Концепция мотивации

Скиннером была также создана и теория мотивации. Ее основная идея заключается в том, что стремление повторить то или иное действие обусловлено последствиями данного действия в прошлом. Наличие определенных стимулов вызывает определенные действия. Если последствия того или иного поведения являются положительными, то субъект будет вести себя в подобной ситуации в будущем аналогично.

Его поведение повторится. Но если последствия определенной стратегии отрицательны, то в будущем он или не будет реагировать на определенные стимулы либо поменяет стратегию. Теория мотивации Скиннера сводится к тому, что многократные повторения определенных результатов приводят к формированию у субъекта конкретной поведенческой установки.

Личность и концепция научения

С точки зрения Скиннера, личность представляет собой тот опыт, который приобретается индивидом в течение жизни. В отличие, к примеру, от Фрейда, сторонники концепции научения не считают необходимым задумываться над психическими процессами, которые скрываются в разуме человека. Личность в теории Скиннера - это продукт, по большей части сформированный внешними факторами. Именно социальное окружение, а не явления внутренней психической жизни, определяют личностные особенности. Человеческую психику Скиннер считал «черным ящиком». Невозможно детально исследовать эмоции, мотивы и инстинкты. Поэтому их необходимо исключить из наблюдений экспериментатора.

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

Термин оперантное обусловливание был предложен Б. Ф. Скиннером (1904- 1990) в 1938 году (Skinner, 1938; особенно см. Skinner, 1953). Он утверждал, что поведение животных происходит в окружающей их среде и повторяется или не повторяется в зависимости от его последствий. В соответствии с точкой зрения Торндайка эти последствия могут принимать различные формы, такие как получение вознаграждений за выполнение некоторых действий или осуществление некоторого поведения для избежания неприятностей. Многие виды стимулов могут выступать в роли вознаграждения (пища, похвала, социальные взаимодействия), а некоторые - в роли наказания (боль, дискомфорт). Выраженное в несколько резкой, крайней форме, но верное мнение Скиннера: все то, что мы делаем или не делаем, происходит из-за последствий.

Скиннер изучал оперантное обусловливание в лаборатории, главным образом в опытах с крысами и голубями. Например, несложно исследовать поведение крыс, нажимающих на рычаг или «педаль», что они с готовностью научаются делать для получения вознаграждения в виде пищи. Тогда можно манипулировать такими переменными, как режим и регулярность предоставления пищи (например, после каждого нажатия на рычаг, через определенное число нажатий), чтобы посмотреть, какие влияния окажут эти изменения на поведение крысы. Затем Скиннер сконцентрировался на характере нажатия на рычаг как функции непредвиденных обстоятельств различных типов, т. е. факторов, могущих заставить крысу нажимать рычаг быстрее, медленнее либо не нажимать вовсе.

В некотором смысле Скиннер повернул стрелки часов вспять, вернувшись к строгому бихевиоризму. На всем протяжении его почти шестидесятилетней и в высшей степени выдающейся научной карьеры он непреклонно отказывался использовать такие термины, как научение, мотивация, и какие-либо другие, обозначающие что-либо невидимое в объясняемом поведении. Он обосновывал это тем, что такие термины заставляют нас полагать, что мы понимаем что-то, чего на самом деле не понимаем. Его собственные слова звучали так:

Когда мы говорим, что человек ест, потому что он голоден... много курит, потому что он заядлый курильщик... или хорошо играет на пианино, потому что обладает музыкальными способностями, мы вроде бы имеем в виду причины поведения. Но подвергнутые анализу, эти фразы оказываются просто неправомерными (излишними) описаниями. Некий простой набор фактов описывается двумя утверждениями: «он ест» и «он голоден». Или, например: «он много курит» и «он заядлый курильщик». Или: «он хорошо играет на пианино» и «он обладает музыкальными способностями». Практика объяснения одного утверждения в терминах другого опасна, потому что она предполагает, будто мы нашли причину, а поэтому не нуждаемся в дальнейшем поиске (Skinner, 1953, р. 31).

Другими словами, такие утверждения образуют замкнутый круг. Как мы узнаем, что человек голоден? Потому что он ест. Почему он ест? Потому что он голоден. Однако многие исследователи указывали, что существуют пути выхода из этой ловушки, способы сохранить в научном обращении термины, описывающие внутренние, невидимые состояния или процессы. Мы уже отмечали один из них: использование представителями теории научения операциональных определений таких состояний, как голод. Тем не менее продолжаются дебаты относительно допустимой степени употребления подобных терминов.

Оперантное обусловливание Скиннера, с соответствующими ограничениями и оговорками (особенно в отношении людей), обсуждаемыми в главе 3 в контексте его анализа, стало считаться важнейшим способом, посредством которого окружающая среда влияет на наше развитие и поведение.

Американская психология – это психология научения.
Это направление в американской психологии, для которого понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта. Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П.Павлова. Американские психологи восприняли в учении И.П.Павлова идею о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Обычно подчеркивают, что в американской психологии был ассимилирован павловский принцип условного рефлекса, который послужил толчком для Дж.Уотсона к разработке новой концепции психологии. Это слишком общее представление. В американскую психологию вошла сама идея проведения строгого научного эксперимента, созданного И.П.Павловым еще для изучения пищеварительной системы. Первое описание И.П.Павловым такого эксперимента было в 1897 г., а первая публикация Дж.Уотсона – в 1913 г.
Разработка идей И.П.Павлова в американской психологии заняла несколько десятилетий, и каждый раз перед исследователями выступал один из аспектов этого простого, но вместе с тем еще не исчерпанного в американской психологии явления – феномена условного рефлекса.
В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла ассоцианистическая концепция научения (Дж.Уотсон, Э.Газри). Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Это были концепции Э.Торндайка и Б.Скиннера. Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли научение, то есть установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, получивших в американской психологии название драйва, привели к более сложным теоретическим концепциям научения – концепциям Н.Миллера и К.Халла. Две последние концепции подняли американскую теорию научения до такой степени зрелости, что она готова была ассимилировать новые европейские идеи из области гештальт-психологии, теории поля и психоанализа. Именно здесь наметился поворот от строгого поведенческого эксперимента павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка Бихевиористское направление также занималось проблемами возрастной психологии. Согласно бихевиористской теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым назвать бихевиоризм «теорией обучения». Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек учится вести себя всю жизнь, но не выделяют каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они предлагают 3 типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения.
Классическое обусловливание – это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы у человека и животных являются врожденными. Ребенок (как и детеныш животных) в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых (пример с 9-тимесячнымАльбертом, которого Райдер и Уотсон учили бояться белую мышь).
Оперантное обусловливание – это специфический тип обучения, который разработал Скиннер. Суть его заключается в тои, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные и отрицательные). (Скиннер с крысами). Дети перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, особенно таких, как подкрепление и наказание.
Подкрепление – это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным негативным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения. В опытах Скиннера позитивным подкреплением была пища. Негативным является такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, неприятия чего-либо.
Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание тоже является специфическим средством обучения. Наказание – это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения.
Понятия «наказание» и «негативное подкрепление» часто путают. Но при наказании человеку дается, предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то, и другое вынуждает его прекратить какие-то действия и поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.
Обучение посредством наблюдения. Американский психолог Альберт Бандура, признавая важность обучения по типу классического и оперантного обусловливания, все же считает, что в жизни обучение происходит благодаря наблюдению. Ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, другие люди в его социальном окружении и старается воспроизводить образцы их поведения.
Бандуру и его коллег, акцентирующих внимание на зависимости личностных характеристик человека от его способности учиться у окружающих, обычно называют теоретиками социального обучения.
Суть обучения посредством наблюдения состоит в том, что человек копирует чьи-то образцы поведения, не ожидая ни какого-либо поощрения или наказания за это. За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о разлчных формах поведения, ъотя в своем поведении он может и не воспроизводить их.
Однако если он видит, что какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться копировать их. Кроме того, вполне вероятно, что он будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать образцы поведения тех, кто им не приятен, кто для них ничего не значит, тех, кого они боятся.
В опытах Э.Торндайка (исследование приобретенных форм поведения), в исследованиях И.П.Павлова (изучение физиологических механизмов научения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобретенными умениями и навыками.

Последнее обновление: 09/12/2018

Оператное научение включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения.

Оперантное научение – это метод обучения, который происходит посредством вознаграждения и наказания за определенный тип поведения. Суть оперантного научения заключается в том, чтобы установить ассоциативную связь между поведением и следствием этого поведения.

Идея оперантного научения принадлежит бихевиористу , поэтому часто этот метод обучения называют методом Скиннера. Скиннер считал, что невозможно объяснить поведение внутренними мыслями и мотивацией. Вместо этого он предложил обратить внимание на внешние причины, влияющие на поведение человека.

Скиннер использовал термин «оперантный» для описания любого поведения, которое под влиянием внешних факторов выливается в определенные последствия. Иными словами, теория Скиннера объясняет, как мы приобретаем различные повседневные привычки и модели поведения.

Примеры оперантного научения

На самом деле, примеров оперантного научения вокруг нас множество: школьник, который делает домашнее задание, чтобы получить награду от родителей, или сотрудники, которые работают над проектом ради повышения зарплаты или продвижения по службе.
Эти примеры показывают нам, что перспектива награды способствует выполнению задания, но оперантное научение также может использоваться, чтобы отучить человека от чего-либо посредством наказания или лишения желаемого. Например, детей можно отучить разговаривать в классе, если лишить их за это возможности играть на большой перемене.

Компоненты оперантного научения

Подкрепление – это любое действие, которое будет влиять на развитие определенной модели поведения. Существует два вида подкрепления:
Позитивное подкрепление – это вознаграждение, которое используется для поощрения желаемого поведения: например, похвала или награда.
Негативное подкрепление – это неприятные действия или результаты, которые прекращаются или снижаются для поощрения желаемого поведения.
Оба вида подкрепления используются, чтобы поощрять определенную модель поведения.

Наказание – это неприятные действия, которые предпринимаются для того, чтобы прекратить нежелательную модель поведения.

Существует два вида наказаний:

  1. Позитивное наказание подразумевает использование нежелательного действия, чтобы ослабить последующую за ним реакцию.
  2. Негативное наказание подразумевает собой прекращение желаемого действия или лишение желаемого предмета в случае проявления поведения, от которого необходимо отучить.

Оба вида наказания направлены на то, чтобы ослабить нежелательную модель поведения.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении