School85vrn - Образовательный портал

Сколько лет провел в лагерях лев гумилев. Смотреть что такое "Л

Гумилев Лев Николаевич
1 октября 1912

Лев Николаевич Гумилев родился 1 октября 1912 года в Царском Селе. Можно сказать, что с самого раннего детства ему сильно повезло. Он родился в семье известных русских поэтов - Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Правда, в дальнейшем, везение это как-то само собой закончилось.
Детство Льва Гумилева прошло у бабушки в имении Слепнёво Бежецкого уезда Тверской губернии. С 1917 до 1929 года жил в Бежецке, затем переехал в Ленинград, работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму.
В 1934 году начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета. Но тут везение Льва Гумилева закончилось. Проучился он недолго, так как был исключен из университета и арестован. Правда, вскоре, по просьбе матери, Льва Гумилева освободили, но в 1938 году арестовали вновь.
Срок Гумилев отбывал в Норильске, где успел поработать землекопом, горняком меднорудной шахты, книгохранителем библиотеки, техником, геологом, а в конце даже лаборантом-химиком. По окончании срока был оставлен в Норильске без права выезда. Все время рвался на фронт.
Осенью 1944 года добровольно вступил в Красную армию, воевал рядовым в зенитно-артиллерийском полку. Войну закончил в Берлине. В 1945 году был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который успешно окончил и поступил в аспирантуру.
Говорят, что на детях гениев природа отдыхает. А данном случае этого не случилось. В декабре 1948 года Лев Гумилев с блеском защитил кандидатскую диссертацию и был принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.
Казалось бы, жизнь стала налаживаться, но не тут-то было…
7 ноября 1949 года Лев Николаевич был арестован, осуждён на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере около Караганды, затем - у Междуреченска в Кемеровской области. Реабилитировали ученого только в 1956 году в связи с отсутствия состава преступления.
C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»), а в 1974 году — докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»).
Лев Николаевич Гумилев внес огромный вклад в развитие мировой исторической науки. Введённый им термин «пассионарность» становится с годами всё более популярным, а его пассионарную теорию этногенеза, не признанную при советской власти, сегодня преподают в высших школах различных стран. Труды Гумилёва получили заслуженную оценку лишь в конце 80-х годов, и в 1991 году он был избран академиком Российской академии естественных наук.
К сожалению, уже в 1992-м Лев Гумилёв ушёл из жизни. Годы, проведенные в лагерях, не прошли бесследно.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Брак родителей фактически распался в 1914, воспитанием занималась его бабушка, в усадьбе которой около Бежецка (Тверская область) прошли детские годы ребенка. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец был обвинен в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для политических обвинений «сына врага народа».

В 1926 переехал жить из Бежецка в Ленинград, к своей матери. В 1930 ему отказали в поступлении в Пединститут им. Герцена из-за непролетарского происхождения и отсутствия трудовой биографии. Четыре года ему пришлось доказывать свое право на образование, работая чернорабочим, коллектором, лаборантом. В 1934 поступил на исторический факультет Ленинградского университета, в 1935 его впервые арестовали. Гумилева быстро выпустили, но отчислили из университета. В течение следующих двух лет он продолжал образование самостоятельно, изучая историю древних тюрок и восточные языки. В 1937 его восстановили на историческом факультете, но год спустя вновь арестовали. После долгого следствия осудили на 5 лет ссылки в Норильске. После окончания срока он не мог покинуть Север и работал в экспедиции Норильского комбината. В 1944 ушел добровольцем на фронт и в составе Первого Белорусского фронта и дошел до Берлина.

Сразу после демобилизации Лев Николаевич экстерном закончил исторический факультет Ленинградского университета и поступил в аспирантуру Института Востоковедения. Наученный горьким предыдущим опытом, Гумилев опасался, что на свободе ему долго находиться не дадут, поэтому в сжатые сроки сдал все экзамены и готовил диссертацию. Однако защитить ее молодой ученый не успел – в 1947 его как сына опальной поэтессы исключили из аспирантуры. Научная биография вновь прервалась, Гумилев работал библиотекарем психиатрической больницы, а затем научным сотрудником Горно-Алтайской экспедиции. Наконец в 1948 ему удалось защитить кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата. Меньше года он проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов СССР, пока его опять не арестовали. Новый 7-летний срок он провел в лагерях под Карагандой и под Омском. За это время он написал две научные монографии – Хунны и Древние тюрки .

В 1956 вернулся в Ленинград, устроился работать в «Эрмитаж». В 1960 вышла в свет книга Хунну , вызвавшая диаметрально противоположные рецензии – от разгромных до умеренно хвалебных. Докторскую диссертацию Древние тюрки , написанную им еще в лагере, Гумилев защитил в 1961, а в 1963 стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где и проработал до конца жизни. С 1960 начал читать в университете лекции по народоведению, которые пользовались среди студентов огромной популярностью. «Политическая неблагонадежность» перестала мешать его научной карьере, количество опубликованных работ резко увеличилось. Однако его вторую докторскую диссертацию Этногенез и биосфера Земли , защищенную в 1974, ВАК утвердил с длительной задержкой – уже не из-за «неблагонадежности» автора, а из-за «неблагонадежности» его концепции.

Хотя многие взгляды ученого вызывали резкую критику его коллег, среди советской интеллигенции они пользовались все большей популярностью. Этому способствовала не только неординарность его идей, но и удивительная литературная увлекательность их изложения. В 1980-е Гумилев стал одним из самых читаемых советских ученых, его труды издавались большими тиражами. Гумилев, наконец, получил возможность свободно выступать с изложением своих взглядов. Постоянное напряжение, работа на грани сил не могли долго продолжаться. В 1990 он перенес инсульт, но не прекратил научной деятельности. 15 июня 1992 Лев Николаевич Гумилев умер, его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Историки ценят Гумилева прежде всего как тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли в истории исключительно роль грабителей и разрушителей. Взаимоотношения Древней Руси и степных народов (в том числе Золотой Орды) он рассматривал как сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выигрывал. Такой подход противоречил патриотической традиции, согласно которой монголо-татары якобы всегда являлись непримиримыми врагами русских земель.

Заслугой Гумилева является внимание к исторической климатологии. Изучая «великие переселения» кочевых народов, ученый объяснял их колебаниями климатических условий – степени увлажненности и средних температур. В советской исторической науке такое объяснение крупных исторических событий не социальными, а естественными причинами казалось сомнительным, тяготеющим к «географическому детерминизму».

После крушения советских идеологических догм, многие идеи Гумилева были открыто приняты российским научным сообществом. В частности, возникла школа социо-естественной истории (ее лидером является Э.С.Кульпин), сторонники которой развивают концепцию Гумилева о сильном влиянии климатической среды и ее изменений на развитие добуржуазных обществ.

Среди «широкой публики», однако, Гумилев известен не столько как кочевниковед и историк-климатолог, сколько как создатель оригинальной теории формирования и развития этносов.

Согласно гумилевской теории этногенеза, этнос – это не социальный феномен, а элемент биоорганического мира планеты (биосферы Земли). Его развитие зависит от потоков энергии из космоса. Под воздействием очень редких и кратковременных космических излучений (за всю историю Евразии их было только 9) происходит генная мутация (пассионарный толчок). В результате люди начинают поглощать намного больше энергии, чем им необходимо для нормальной жизнедеятельности. Избыток энергии выплескивается в чрезмерной человеческой активности, в пассионарности. Под воздействием экстремально энергичных людей, пассионариев, происходит освоение или завоевание новых территорий, создание новых религий или научных теорий. Наличие большого числа пассионариев на одной территории, благоприятной для их размножения, приводит к образованию нового этноса. Энергия, полученная пассионарными родителями, отчасти передается их детям; кроме того, пассионарии формируют особые стереотипы поведения, которые действуют еще очень долгое время.

Развиваясь, этнос проходит, по Л.Н.Гумилеву, шесть фаз (Рис.):

1) фаза подъема : характеризуется резким увеличением числа пассионариев, ростом всех видов деятельности, борьбой с соседями за «свое место под солнцем». Ведущий императив в этот период – «Будь тем, кем ты должен быть». Эта фаза длится примерно 300 лет;

2) акматическая фаза : пассионарное напряжение наивысшее, а пассионарии стремятся к максимальному самовыражению. Часто наступает состояние перегрева – избыточная пассионарная энергия тратится на внутренние конфликты. Общественный императив – «Будь самим собой», продолжительность фазы примерно 300 лет;

3) надлом – количество пассионариев резко сокращается при одновременном увеличении пассивной части населения (субпассионарии). Господствующий императив – «Мы устали от великих!». Эта фаза длится около 200 лет. Именно на этой фазе развития, по Гумилеву, находилась Россия конца 20 в.;

4) инерционная фаза : напряжение продолжает падать, но уже не скачком, а плавно. Этнос переживает период мирного развития, происходит укрепление государственной власти и социальных институтов. Императив этого периода времени – «Будь как я». Длительность фазы – 300 лет;

5) обскурация – пассионарное напряжение возвращается на первоначальный уровень. В этносе преобладают субпассионарии, постепенно разлагающие общество: узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность. Императив «Будь таким, как мы» осуждает любого человека, сохранившего чувство долга, трудолюбие и совесть. Эти сумерки этноса длятся 300 лет.

6) мемориальная фаза – от былого величия остаются только воспоминания – «Помни, как было прекрасно!». После того как происходит полное забвение традиций прошлого, цикл развития этноса полностью завершается. Эта последняя фаза продолжается 300 лет.

В процессе этногенеза происходит взаимодействие различных этнических групп. Для характеристики возможных результатов такого взаимодействия Гумилев вводит понятие «этническое поле». Он утверждает, что этнические поля, подобно другим видам полей, имеют определенный ритм колебаний. Взаимодействие различных этнических полей порождает феномен комплиментарности – подсознательного ощущения этнической близости или чуждости. Таким образом, есть этносы совместимые и несовместимые.

Исходя из этих соображений, Гумилев выделил четыре различных варианта этнических контактов:

2) ксения – нейтральное сосуществование этносов в одном регионе, при котором они сохранят своеобразие, не вступая в конфликты и не участвуя в разделении труда (так было во время русской колонизации Сибири);

3) симбиоз – взаимополезное сосуществование этнических систем в одном регионе, при котором разные этносы сохраняют своеобразие (так было в Золотой Орде, пока она не приняла ислам);

4) слияние представителей различных этносов в новую этническую общность (это может происходить только под воздействием пассионарного толчка).

Концепция Гумилева ведет к идее необходимости тщательного контроля за процессами общения между представителями разных этносов для предотвращения «нежелательных» контактов.

В последние годы существования СССР , когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг нее сложилась парадоксальная атмосфера. Людям, далеким от профессионального обществоведения, теория пассионарности казалась подлинно научной – новаторской, будящей воображение, имеющей большое практическое и идеологическое значение. Напротив, в профессиональной среде теория этногенеза считалась в лучшем случае сомнительной («цепью гипотез»), а в худшем – паранаучной, методологически близкой к «новой хронологии» А.Т.Фоменко.

Все ученые отмечали, что несмотря на глобальность теории и ее кажущуюся основательность (Гумилев заявлял, что его теория есть результат обобщения истории более 40 этносов), в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными. Нет абсолютно никаких доказательств, будто из космоса приходит какое-то излучение, последствия которого заметны более тысячи лет. Нет никаких мало-мальски твердых критериев, при помощи которых можно отличить пассионария от субпассионария. Многие этносы планеты «живут» много дольше предписанного теорией Гумилева срока. Чтобы объяснить этих «долгожителей», Гумилеву пришлось, в частности, утверждать, будто нет единой четырехтысячелетней истории китайского этноса, а есть история нескольких самостоятельных этносов, последовательно сменявших друг друга на территории Китая. Никакого «этнического поля» наука до сих пор не знает. В работах Гумилева по истории этногенеза, претендующих на обобщение всей этнической истории, специалисты находят много фактических ошибок и ложных интерпретаций. Наконец, пассионарную теорию Гумилева ученые считают потенциально социально опасной. Обоснование запрета браков между представителями «несовместимых» этносов многие критики расценивают как расизм. Кроме того, теория этногенеза оправдывает межэтнические конфликты, которые, по Гумилеву, являются естественными и неизбежными в процессе рождения нового этноса.

После смерти Гумилева полемика вокруг теории пассионарности в основном прекратилась. Само понятие «пассионарность» вошло в широкий лексикон как синоним «харизмы». Однако идея, будто этносы подобны живым организмам, осталась за пределами как науки, так и массового сознания. Труды Л.Н.Гумилева продолжают переиздаваться крупными тиражами, но их рассматривают скорее как своеобразную научную публицистику, чем научные труды в собственном смысле слова.

Основные труды:Собрание сочинений , тт. 1–3. М., 1991; Открытие Хазарии . М., Айрис-пресс, 2004; Этногенез и биосфера Земли . Л., Гидрометеоиздат, 1990; Этносфера: История людей и история природы . М., Экопрос, 1993; От Руси к России: очерки этнической истории . М., Экопрос, 1994; В поисках вымышленного царства . СПб, Абрис, 1994

Наталия Латова

1 октября 2012 года исполняется сто лет со дня рождения русского ученого, историка‑этнолога, поэта, переводчика Льва Николаевича Гумилева.

Русский ученый, историк‑этнолог, поэт, переводчик Лев Николаевич Гумилев родился 1 октября (18 сентября по ст.ст.) 1912 года в Петербурге в семье русских поэтов Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахматовой.

С 1912 по 1916 годы Лев Гумилев жил у бабушки Анны Ивановны Гумилевой в Царском Селе, под Санкт‑Петербургом, с 1916 по 1918 год ‑ в родовом имении Слепнево и в Бежецке (Тверская область).
В августе 1921 года по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре его отец Николай Гумилев был арестован и расстрелян.
В 1929 году Лев Гумилев окончил школу в Бежецке и переехал к матери в Ленинград (ныне - Санкт‑Петербург).
В 1929‑1930 годах Гумилев учился в единой трудовой школе № 67 в Ленинграде и жил вместе с матерью в Фонтанном Доме. Первая его попытка поступить в Педагогический институтне удалась: дворянских детей не брали в высшие учебные заведения.
В ноябре‑декабре 1930 года работал чернорабочим в Службепути и тока.
Весной 1931 года был принят на работу коллектором в Геологический комитет (Геолком), работал в Прибайкальскойгеологической экспедиции.
В 1932 году работал лаборантом в экспедиции в Средней Азии, затем ‑ малярийным разведчиком в совхозе "Дангара", учил таджикский язык. По возвращении в Ленинград устроился коллектором в Центральный научно‑исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ).
В 1933 году Лев Гумилев был научно‑техническим сотрудником Геологического института Академии наук (ГИНАН), работал в Крыму в составе нескольких экспедиций.
В декабре 1933 года Гумилев был арестован, обвинение не было предъявлено.
В 1934 году он поступил в Ленинградский государственный университет (ЛГУ) на восстановленный исторический факультет. В 1934‑1936 годах работал в составе нескольких археологических экспедиций.
23 ноября 1934 года вместе с несколькими студентами был арестован. 3 декабря 1934 года, после письма Анны Ахматовой Иосифу Сталину, все были освобождены.
10 марта 1938 года Лев Гумилев был снова арестован, 28 сентября 1938 года суд военного трибунала приговорил его к десяти годам заключения с поражением в правах на четыре года и с конфискацией имущества. Для отбывания срока он был отправлен под Медвежьегорск на строительство Беломорканала.
В 1939 году в результате пересмотра дела приговор был изменен: пять лет лагерей (с зачетом тюремного заключения и работы на строительстве Беломорканала). Гумилев был отправлен в исправительно‑трудовой лагерь в Норильск.
С октября 1939 года по март 1943 года он работал в Норильске, в основном на шахте.
10 марта 1943 года по окончании срока освобожден из заключения и оставлен на вольном поселении.
С марта 1943 года по октябрь 1944 года работал геотехником в геофизической экспедиции на Хантайском озере и под Туруханском в Красноярском крае.
В октябре 1944 года Лев Гумилев ушел добровольцем на фронт, принимал участие в боях в Восточной Пруссии и при взятии Берлина. Был награжден медалями "За взятие Берлина" и "За победу над Германией".
В октябре 1945 года был демобилизован, вернулся в Ленинград и восстановился в университете.
В 1946 году Гумилев окончил университет и поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук (ИВАН).
После исключения Анны Ахматовой из Союза писателей в 1946 году, в декабре 1947 года Лев Гумилев был отчислен из аспирантуры с формулировкой: "за несоответствие филологической подготовки избранной специальности", хотя его диссертация уже была написана, кандидатские экзамены были сданы.
С февраля по май 1948 года он работал библиотекарем в Психотерапевтической клинике им. М. И. Балинского, с мая по ноябрь был научным сотрудником Горно‑Алтайской экспедиции, принимал участие в раскопках одного из каменных курганов в долине Пазырык на Алтае.
28 декабря 1948 года защитил кандидатскую диссертацию на тему "Политическая история первого тюркского каганата. VI-VIII вв. н. э.".
В 1949 году работал старшим научным сотрудником Государственного музея этнографии (ГМЭ), участвовал в работах Саркельской археологической экспедиции.

В том же году был принят в число действительных членов Географического общества при Академии наук СССР.

6 ноября 1949 года Лев Гумилев вновь был арестован и приговорен к десяти годам исправительно‑трудовых лагерей. С 1949 по 1956 год отбывал срок в лагерях в поселке Чурбай‑Нура под Карагандой, в поселке Ольжерас и под Омском. В тот период он много болел, но продолжал работу над книгой по истории Срединной Азии.

В декабре того же года был принят на работу в Государственный Эрмитаж в Центральную научную библиотеку.

С 1957 по 1962 годы возглавлял работы Астраханской археологической экспедиции Эрмитажа.

В 1959 году Гумилев возглавлял секцию этнографии в Ленинградском отделении Всесоюзного географического общества (ВГО).

В ноябре 1961 года Гумилев защитил докторскую диссертацию по теме "Древние тюрки".

В 1962 году он перешел на работу в Научно‑исследовательский географо‑экономический институт ЛГУ (НИГЭИ) при географическом факультете.

5 март 1966 года умерла Анна Ахматова. Лев Гумилев добился отпевания матери по церковному обряду, началось судебное разбирательство о наследстве Ахматовой.

В том же году вышла из печати его книга "Открытие Хазарии", Гумилев познакомился в Москве с художницей Наталией Симоновской, ставшей впоследствии его женой.
В 1970 году были напечатаны статьи Гумилева по истории, исторической географии, кочевниковедению и этнографии; продолжение цикла статей "Ландшафт и этнос", опубликована книга "Поиски вымышленного царства", вызвавшая большой интерес у читателей, и одновременно всплеск недоброжелательной критики.
В 1971 году публикации и выступления Льва Гумилева стали известны за границей, его статьи печатались в зарубежных журналах. В 1972 году в Варшаве (Польша) была напечатана книга "Древние тюрки", а в Турине (Италия) ‑ "Хунну". В 1973 году в Польше вышла его книга "Поиски вымышленного царства".

В 1974 году в журнале "Вопросы истории СССР" была напечатана жесткая критическая статья (автор ‑ доктор исторических наук Виктор Козлов), после которой статьи и книги Гумилева перестали печатать. Ответ Гумилева на критику опубликован не был.

В мае того же года Гумилев защитил вторую докторскую диссертацию, по географии, ‑ "Этногенез и биосфера Земли".

В 1976 году Высшая аттестационная комиссия (ВАК) отказала Льву Гумилеву в присуждении степени доктора географических наук. Начался период "замалчивания": труды Гумилева не печатались, статьи возвращались из редакций. Однако его лекции приобрели широкую известность, некоторые статьи печатались в "ненаучных" журналах: в эти годы началось его сотрудничество с журналом "Декоративное искусство".

С 1981 по 1986 год публикации Гумилева были запрещены, Сибирское отделение АН отказалось печатать книгу "Этногенез и биосфера Земли". В то же время его по‑прежнему приглашали читать лекции в научные сообщества в разные города, а также для консультаций на киностудии, радио и телевидение.

В 1987 году Гумилев обратился с письмом в Отдел науки и учебных заведений при ЦК КПСС, после чего запрет на публикации был снят.

В 1988 году вышло 22 публикации ученого. Одна из самыхзначимых публикаций - "Биография научной теории, или Автонекролог" в журнале "Знамя" и в двух номерах журнала "Нева" под названием "Апокрифический диалог".

В 1989 году в издательстве ЛГУ вышла книга "Этногенез и биосфера Земли" (ставшая одним из основных трудов Гумилева), в Баку в журнале "Хазар" был напечатан историко‑психологический этюд "Черная легенда".

Осенью того же года у Гумилева произошел инсульт.

В 1990 году были опубликованы монографии "Этногенез и биосфера Земли", "Древняя Русь и Великая степь" (ей впоследствии была присуждена премия им. А. В. Луначарского) и "География этноса в исторический период" ‑ курс лекций по народоведению (оригинальное название: "Конец и вновь начало").

29 декабря 1990 года он был избран действительным членом Российской академии естественных наук.

В 1991 году продолжились публикации его книг и статей, на радио и телевидении были организованы циклы лекций.

15 июня 1992 года после тяжелой и продолжительной болезни Лев Гумилев скончался и был похоронен на Никольском кладбище Александро‑Невской лавры в Санкт‑Петербурге.

1 октября 1992 года Гумилев был удостоен премииим. X. 3. Тагиева (Азербайджан) (посмертно) за книгу "Тысячелетие вокруг Каспия".

В декабре того же года вышла из печати его последняя книга "От Руси до России", сигнальный экземпляр которой он успел увидеть в больнице.

Гумилев - автор свыше 200 статей и 12 монографий, лекций по народоведению, стихов, драм, рассказов и поэтических переводов. Его учение о человечестве и этносах как биосоциальных категориях является одной из самых смелых теорий о закономерностях в историческом развитии человечества и до сих пор вызывает острую полемику.

В 1995 году книга Льва Гумилева "От Руси до России" получила премию "Вехи", а в 1996 году она была рекомендована как факультативный учебник по истории для 8‑11 классов средней школы. В том же году книга "Древняя Русь и Великая Степь" была признана Книжной палатой лучшей книгой года.

В 2003 году в центре города Бежецка был открыт памятник Льву Гумилеву, Николаю Гумилеву и Анне Ахматовой работы скульптора Андрея Ковальчука.

В августе 2005 года был открыт памятник Льву Гумилёву в Казани.

В 1996 году в Астане (Казахстан) именем Гумилева назван один из ведущих вузов страны, Евразийский Национальный университет имени Л. Н. Гумилева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография Льва Гумилёва

Лев Николаевич Гумилёв (1 октября 1912 - 15 июня 1992) - советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза .

Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой (см. родословную), . В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.

С 1917 до 1929 года жил в Бежецке. С 1930 года в Ленинграде. В 1930-1934 годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 году был исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.

В марте 1938 года был снова арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на пять лет. Он проходил по одному делу с двумя другими студентами ЛГУ - Николаем Ереховичем и Теодором Шумовским. Срок отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом в медно-никелевой шахте, по отбытии срока был оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года добровольно вступил в Советскую Армию, воевал рядовым в 1386-м зенитно-артиллерийском полку (зенап), входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию (зенад) на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине.

В 1945 году был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 года и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда был исключён с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности».

28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию кандидата исторических наук, принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.

Мемориальная доска на доме, где жил Л. Н. Гумилёв (Санкт-Петербург, Коломенская ул., 1)

7 ноября 1949 года был арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. 11 мая 1956 года реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.

C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»), а в 1974 году - докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»). 21 мая 1976 года ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук. До выхода на пенсию в 1986 году работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете.

Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Отпет в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

В августе 2005 года в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник.

По личной инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1996 году в казахской столице Астане именем Гумилёва был назван один из ведущих[источник не указан 57 дней] вузов страны, Евразийский Национальный университет имени Л. Н. Гумилёва. В 2002 году в стенах университета был создан кабинет-музей Л. Н. Гумилёва.

Главные труды Л. Н. Гумилёва

* История народа Хунну (1960)

* Открытие Хазарии (1966)

* Древние тюрки (1967)

* Поиски вымышленного царства (1970)

* Хунну в Китае (1974)

* Этногенез и биосфера Земли (1979)

* Древняя Русь и Великая степь (1989)

* Тысячелетие вокруг Каспия (1990)

* От Руси к России (1992)

* Конец и вновь начало (1992)

* Чёрная легенда

* Синхрония. Опыт описания исторического времени

«Единственное мое желание в жизни (а я сейчас уже стар, мне скоро 75 лет) — это увидеть мои работы напечатанными без предвзятости, со строгой цензурной проверкой и обсужденными научной общественностью без предвзятости, без вмешательства отдельных интересов тех или иных влиятельных людей или тех глупых, которые относятся к науке не так, как я, то есть использующих ее для своих личных интересов. Они вполне могут оторваться от этого и обсудить проблемы правильно — они достаточно для этого квалифицированы. Услышать их беспристрастные отзывы и даже возражения — это последнее, что я хотел бы в своей жизни».

Желание автора этих строк сбылось - в конце 1980-х он не только успел увидеть свои работы напечатанными, но и записал целую серию телевизионных лекций. В конце 1980-х - начале 1990-х Лев Гумилев стал одним из самых популярных ученых на постсоветском пространстве. О его пассионарной теории этногенеза любили поговорить даже те, кто с трудом произносил это название.

Слова, которые мы привели в начале, взяты из «Автонекролога» - так статью о себе назвал сам ученый. Право мыслить свободно, выдвигать теории, ставящие в тупик научный мир, Лев Николаевич Гумилев выстрадал, пройдя через тюрьмы, лагеря, войну и конфликт с самыми близкими.

«Дитя русской поэзии»

Он родился 1 октября 1912 года в Санкт-Петербурге, в семье, которую сегодня назвали бы «звездной». Отцом его был выдающийся поэт Серебряного века Николай Гумилев , матерью - не менее выдающаяся поэтесса Анна Ахматова.

Любовь, плодом которой стал новорожденный Лев, не могла быть долгой - Гумилеву и Ахматовой были свойственны порыв, а не постоянство.

Попечение над «сыном русской поэзии» родители доверили бабушке - Анне Ивановне Гумилёвой. Первые годы своей жизни Лев провел в ее имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.

В 1917 году имение пришлось оставить. Крестьяне к своей барыне относились с уважением - ей разрешили вывезти из дома библиотеку, а также личные вещи.

«Детство свое я помню очень туманно и толково сказать о нем ничего не могу. Известно мне только, что я был передан сразу на руки бабушке - Анне Ивановне Гумилёвой, увезен в Тверскую губернию, где у нас был сначала дом в деревне, а потом мы жили в городе Бежецке, в котором я и кончил среднюю школу. В это время я увлекся историей, и увлекся потрясающе, потому что перечитал все книги по истории, которые были в Бежецке, и по детской молодой памяти я очень много запомнил», - писал Гумилев в автобиографии.

«Неправильное» происхождение

Родителей в раннем детстве Лев видел лишь изредка. В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян по обвинению в участии в антибольшевистском заговоре. До сих пор идут споры, действительно ли Гумилев-старший являлся заговорщиком. Впрочем, современники, хорошо знавшие поэта, не сомневались, что он мог с головой окунуться в подобную авантюру.

Как бы то ни было, но расстрел отца на жизни сына отразится в полной мере. «Папа-контрреволюционер» станет для Льва Гумилева настоящим проклятием.

Лев в школе увлекся историей, выбился в лучшие ученики, и стал «белой вороной». Одноклассники считали его выскочкой, и постоянно припоминали «барское» происхождение.

В 1929 году Лев Гумилев уехал к матери в Ленинград, где закончил школу.

Совместная жизнь с матерью и отчимом Николаем Пуниным была сложной. Требования, предъявляемые отчимом, его порой раздражали, впрочем, он был готов терпеть, дабы продолжать учебу.

В 1930 году Лев попытался поступить в университет, однако ему было отказано в приёме из-за социального происхождения.

Лев Гумилёв с матерью Анной Ахматовой и бабушкой А. И. Гумилёвой. Середина 1920-х гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Геология и стихи

После этого Гумилев сначала устроился чернорабочим на завод, а затем закончил курсы коллекторов геологических экспедиций.

В суровых условиях геологических экспедиций на происхождение внимания не обращали, и Гумилев чувствовал себя неплохо. «Я попытался изучать геологию, но успеха никакого не имел, потому что эта наука была не моего профиля, но я тем не менее в должности наименьшей — младшего коллектора — поехал в Сибирь, на Байкал, где участвовал в экспедиции, и месяцы эти, которые я там провел, были для меня очень счастливыми, и я увлекся полевой работой», - вспоминал Лев Николаевич.

В 1932 году его включили в экспедицию по изучению Памира. За 11 месяцев работы в Таджикистане он научился говорить по-таджикски, что впоследствии помогло ему в научной деятельности.

В 1933 году Гумилев приехал в Москву, где занимался переводами стихов поэтов национальных республик СССР.

Лев Гумилев писал стихи и сам, и цензором выступала мать, Анна Ахматова. Она практически запрещала сыну подражать стилистике отца, считая, что тот должен искать свой путь.

В конечном счете, Лев Гумилев решит, что наука ему ближе, хотя некоторые его произведения, по мнению критиков, не уступали творениям «звездных» родителей.

Качается ветхая память
В пространстве речных фонарей
Стекает Невой мех камнями,
Лежит у железных дверей.
Но в уличный камень кровавый
Ворвались огни из подков
И выжгли в нем летопись славы
Навек отошедших веков.
Сей каменный шифр разбирая
И смысл узнавая в следах,
Подумай, что доля святая
И лучшая - память в веках.

«Освободить из-под ареста»

Летом 1934 года сбылась мечта Льва Гумилева - он был зачислен на исторический факультет Ленинградского государственного университета.

«Поступив на истфак, я с охотой занимался, потому что меня очень увлекли те предметы, которые там преподавались. И вдруг случилось общенародное несчастье, которое ударило и по мне, — гибель Сергея Мироновича Кирова . После этого в Ленинграде началась какая-то фантасмагория подозрительности, доносов, клеветы и даже (не боюсь этого слова) провокаций», - вспоминал Гумилев.

Донос на Льва написали однокурсники, которые относились к нему с подозрением из-за желания держаться обособленно, отказа от участия в общественной жизни. В октябре 1935 года Гумилев был арестован.

Анна Ахматова отправилась в Москву, просить Сталина освободить сына и мужа - отчим Льва Николай Пунин также оказался за решеткой.

Обращение, как ни странно, было услышано. Сталин наложил резолюцию: «т. Ягода. Освободить из-под ареста и Пунина, и Гумилёва и сообщить об исполнении. И. Сталин».

Гумилев оказался на свободе, но из института был исключен - постаралась комсомольская организация.

Избежавший расстрела

Лето 1936 года он провел в археологической экспедиции, изучавшей хазарское городище Саркел. Осенью того же года Гумилева восстановили в университете.

«Большой террор» не мог пройти мимо Льва - он не умел прятаться, не умел быть незаметным. И снова тень «отца-контрреволюционера» стояла за спиной. Гумилева обвинили в заговоре и создании террористической группы. Приговор оказался на удивление мягким - 5 лет заключения. Это возмутило прокурора и следователя, которые попытались добиться расстрела. Но, пока шли бюрократические процедуры, связанные с пересмотром дела, затянулись, и за это время, как писал Гумилев, «был снят и уничтожен Ежов и расстрелян тот самый прокурор, который требовал для меня отмены за мягкостью».

Пять лет заключения Гумилев провел в Норильлаге, в сносных, по его собственным словам, условиях. Но покинуть Норильск после истечения срока он не мог - после начала Великой Отечественной войны освободившиеся заключённые оставались на рабочих местах.

Гумилев же мечтал о карьере историка, а для этого надо было вернуться в Ленинград. Единственный путь к возвращению лежал через службу в армии, и в 1944 году Гумилев добился призыва на военную службу.

«Я закончил войну, являясь участником штурма Берлина»

На фронт его направили незадолго до начала Висло-Одерской наступательной операции. Гумилев служил в 1386-м зенитно-артиллерийском полку 31-й зенитно-артиллерийской Варшавской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии.

«Я закончил войну, являясь участником штурма Берлина, - вспоминал Лев Гумилев, - К сожалению, я попал не в самую лучшую из батарей. Командир этой батареи старший лейтенант Финкельштейн невзлюбил меня и поэтому лишал всех наград и поощрений. И даже когда под городом Тойпицем я поднял батарею по тревоге, чтобы отразить немецкую контратаку, был сделан вид, что я тут ни при чем и контратаки никакой не было, и за это я не получил ни малейшей награды. Но когда война кончилась, и понадобилось описать боевой опыт дивизии, который было поручено написать нашей бригаде из десяти-двенадцати толковых и грамотных офицеров, сержантов и рядовых, командование дивизии нашло только меня. И я это сочинение написал, за что получил в виде награды чистое, свежее обмундирование: гимнастерку и шаровары, а также освобождение от нарядов и работ до демобилизации, которая должна была быть через 2 недели».

Недолгая военная карьера увенчалась двумя медалями - «За взятие Берлина» и «За победу над Германией», а также грамотой-благодарностью. Но главное - он сумел вернуться в Ленинград, за несколько месяцев экстерном закончил университет, а затем защитил дипломную работу.

После этого Гумилев поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР.

Срок «за маму»

Казалось, жизнь налаживается. Но тут снова начались проблемы. Сам Лев Николаевич иронически говорил друзьям, что «до войны сидел за папу, а после войны - за маму».

В августе 1946 года вышло Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», где об Ахматовой, в частности, говорилось: «Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе».

Гумилева отчислили из аспирантуры, но он, тем не менее, сумел закончить диссертацию. Защита диссертации на тему «Политическая история первого тюркского каганата» была назначена на 28 декабря 1948 года. На защите он показал отличные способности оратора и полемиста, и диссертационный совет проголосовал «за».

В ноябре 1949 года Гумилева снова арестовали. 13 сентября 1950 года Особое совещание при МГБ СССР приговорило его «за принадлежность к антисоветской группе, террористические намерения и антисоветскую агитацию» к 10 годам лагерей.

Второе заключение далось ему намного тяжелее - подводило здоровье. Гумилев даже внешне сильно сдал, постарел, а настроение его было упадническим. «Здоровье моё ухудшается очень медленно, и, видимо, лето я смогу просуществовать, хотя, кажется, незачем… Я примирился с судьбой и надеюсь, что долго не протяну, так как норму на земляных работах я выполнить не в силах и воли к жизни у меня нет», - писал он в письмах.

Ему присвоили инвалидность, и это позволило устроиться на должность лагерного библиотекаря, на которой можно было вновь обдумывать научные идеи. Мечты о научной работе оставались единственным, что заставляло жить дальше.

«Для неё моя гибель будет поводом для надгробного стихотворения»

Лишь после XX съезда партии, когда работа по реабилитации политических заключенных стала проводиться в массовом порядке, дело дошло и до Гумилева. 11 мая 1956 года Лев Гумилёв был признан невиновным по всем статьям и отпущен на свободу, 2 июня 1956 года Военная коллегия Верховного суда отменила постановление Особого совещания при МГБ, и 30 июля дело было прекращено «за отсутствием состава преступления».

Бюрократическая волокита не помешала Гумилеву приехать в Москву уже в мае 1956 года. Возвращение, однако, получилось тяжелым. Лев Николаевич писал в автобиографии: «Мама моя, о встрече с которой я мечтал весь срок, изменилась настолько, что я ее с трудом узнал. Изменилась она и физиогномически, и психологически, и по отношению ко мне. Она встретила меня очень холодно. Она отправила меня в Ленинград, а сама осталась в Москве, чтобы, очевидно, не прописывать меня».

Конфликт между матерью и сыном нарастал, и в 1961 году произошел окончательный разрыв. Поклонники Анны Ахматовой склонны считать, что Лев сломался в лагерях, и стал несправедливо обвинять мать в своих бедах.

Лев Николаевич, в свою очередь, полагал, что страдания по сыну, которые мать выражала в стихах, были куда сильнее, чем ее реальные переживания в жизни. Еще будучи в тюрьме, он писал друзьям: «Мама, как натура поэтическая, страшно ленива и эгоистична, несмотря на транжирство. Ей лень думать о неприятных вещах и о том, что надо сделать какое-то усилие. Она очень бережёт себя и не желает расстраиваться. Поэтому она так инертна во всём, что касается меня… Для неё моя гибель будет поводом для надгробного стихотворения о том, какая она бедная — сыночка потеряла, и только».

В автобиографии, написанной на свободе, Гумилев был мягче: «Надо сказать, что для меня мама представляется в двух ипостасях: милая, веселая, легкомысленная дама, которая могла забыть сделать обед, оставить мне деньги на то, чтобы я где-то поел, она могла забыть - она вся была в стихах, вся была в чтении… Но когда я вернулся после 56-го года и когда началась моя хорошая творческая трудовая жизнь, то она потеряла ко мне всякий интерес. Иногда я делал ей визиты, но она не хотела, чтобы я жил ни у нее на квартире, ни даже близко от нее».

Теории пассионария: научные битвы историка Гумилева

Анна Ахматова не считала деятельность сына на ниве истории чем-то серьезным, и это обижало Льва Гумилева, пожалуй, сильнее всего.

Конфликт с матерью не мог отвлечь Гумилева от главного - научной работы. Устроившись библиотекарем в Эрмитаж, он собирал материалы для докторской диссертации. Первые три года после возвращения научные стати Гумилева не публиковали - коллеги с осторожностью относились к его новаторским работам, а сам он готов был за любыми сомнениями видеть не научные споры, а интриги.

Но с 1959 года статьи Льва Гумилева в научных изданиях начинают появляться регулярно. В 1960 году он выпускает монографию «Хунну: Срединная Азия в древние времена». Вокруг этой работы кипят нешуточные споры, но в итоге Гумилев получает признание.

В 1961 году Лев Гумилев защищает диссертацию на тему «Древние тюрки. История Срединной Азии на грани Древности и Средневековья (VI—VIII вв.)», и получает степень доктора исторических наук.

В 1962 году Лев Николаевич был приглашён на должность старшего научного сотрудника в Научно-исследовательский географо-экономический институт ЛГУ, в штате которого работал до самого выхода на пенсию в 1987 году.

Дать характеристику Льву Гумилеву как ученому очень сложно. Дело даже не в том, что неподготовленный человек не осилит его пассионарную теорию этногенеза. На самом деле, лекции Гумилева в 1970-х годах собирали аншлаги - он умел говорить интересно, увлекая слушателей. Его исторические книги также писались для широкого круга, а не для академических слоев. Но это-то и заставляло многих коллег считать его работы «легковесными».

За ним признавали широкий кругозор, невероятную работоспособность, но его гипотезы и теории ставили под сомнение, а порой и разбивали в пух и прах.

Его попытка защитить докторскую диссертацию по географии закончилась неудачей - критики сочли, что «диссертация Гумилёва ничего не внесла в географическую науку, не обогатила её новыми научно доказанными положениями».

Кончилось все тем, что в начале 1980-х научные статьи Гумилева перестали публиковать - не из-за политических запретов, а из-за негативного мнения научного сообщества.

Лев Гумилев. 1989 г. Фото: www.globallookpress.com

Позднее признание

Когда началась перестройка, о Гумилеве вспомнили как о сыне своих родителей - публикуя статьи о Николае Гумилеве и Анне Ахматовой, журналисты обращались ко Льву Николаевичу. Воспользовавшись этим, Гумилев отправил в ЦК КПСС письмо на имя Анатолия Лукьянова с жалобой, что научные журналы и издательства не печатают его книг и статей.

Это письмо возымело действие - научные труды Льва Гумилева стали публиковать, и они очень быстро стали невероятно популярными. В 1990 году Ленинградское ТВ записало цикл лекций Льва Гумилева, благодаря которым он стал едва ли не самым известным историком в стране.

Этот триумф был приятен Льву Николаевичу, но продолжать научную деятельность и чтение лекций не позволило здоровье. К началу 1992 года хронически болезни настолько измучили его, что он начал рассылать прощальные письма друзьям.

В мае 1992 года Гумилеву сделали операцию по удалению желчного пузыря. Состояние больного после хирургического вмешательства оставалось тяжелым. В конце мая его подключили к аппаратуре жизнеобеспечения. 15 июня 1992 года Льва Николаевич Гумилева не стало.

«Я считаю, что творческий вклад в культуру моих родителей я продолжил в своей области, оригинально, не подражательно, и очень счастлив, что жизнь моя прошла не бесполезно для нашей советской культуры», - так подвел итог своему пути он сам.

Могила Льва Гумилёва на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org / Мартов Владимир


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении