School85vrn - Образовательный портал

Самые известные пираты в истории. Самые известные пиратские корабли Пираты 17 18 века

Пик морских разбоев пришёлся на XVII век, когда Мировой Океан был ареной борьбы между Испанией, Англией и некоторыми другими набирающими обороты европейскими колониальными державами. Чаще всего пираты зарабатывали на жизнь самостоятельными преступными грабежами, однако некоторые из них оказывались на государственной службе и целенаправленно наносили вред иностранному флоту. Ниже представлен список десяти самых известных пиратов в истории.

1. Уильям Кидд

Уильям Кидд (22 января 1645 - 23 мая 1701) - шотландский моряк, который был осуждён и казнён за пиратство после возвращения из плавания в Индийский океан, где должен был охотиться на пиратов. Считается одним из самых жестоких и кровожадных морских разбойников семнадцатого века. Герой многих таинственных рассказов. Некоторые современные историки, например, сэр Корнелиус Нил Далтон, считают его пиратскую репутацию несправедливой.

2. Бартоломью Робертс

Бартоломью Робертс (17 мая 1682 - 17 февраля 1722) - валлийский пират, который за два с половиной года ограбил около 200 кораблей (по другой версии 400 кораблей) в окрестностях Барбадоса и Мартиники. Известен, прежде всего, как противоположность традиционному образу пирата. Он всегда был хорошо одет, имел изысканные манеры, ненавидел пьянство и азартные игры, хорошо обходился с экипажем захваченных им кораблей. Был убит пушечной картечью во время боя с британским военным кораблём.

3. Чёрная Борода

Чёрная Борода или Эдвард Тич (1680 - 22 ноября 1718) - английский пират, промышлявший в Карибском море в 1716–1718 годах. Ему нравилось вселять ужас в своих врагов. Во время битвы Тич вплетал в бороду зажигательные фитили и в клубах дыма, как сатана из ада, врывался в ряды противника. Из-за необычной внешности и эксцентричного поведения, история сделала его одним из самых известных пиратов, несмотря на то, что его «карьера» была довольно короткой, а успешность и масштабы деятельности - гораздо меньшими, по сравнению с другими его коллегами из данного списка.

4. Джек Рэкхем

Джек Рэкхем (21 декабря 1682 - 17 ноября 1720) - английский пират, прославившийся, прежде всего тем, что в его команду входили ещё два не менее известных корсара, женщины-пираты Энн Бонни по прозвищу «повелительница морей» и Мэри Рид.

5. Чарльз Вейн

Чарльз Вейн (1680 - 29 марта 1721) - английский пират, который грабил корабли в период с 1716 по 1721 года в водах Северной Америки. Прославился своей крайней жестокостью. Как твердит история, Вейн не придавался таким чувствам, как сострадание, жалость и сочувствие, он с лёгкостью нарушал свои же обещания, не уважал других пиратов и вовсе не считался ни с чьим мнением. Смыслом его жизни была лишь добыча.

6. Эдвард Инглэнд

Эдвард Инглэнд (1685 - 1721) - пират, действующий у побережья Африки и в водах Индийского океана с 1717 по 1720 год. От других пиратов того времени он отличался, тем что не убивал пленных, без крайней необходимости. В конечном счёте, это привело к тому, что его команда подняла бунт, когда он отказался убить моряков из очередного захваченного английского торгового корабля. Впоследствии Инглэнд был высажен на Мадагаскаре где какое-то время выживал, занимаясь попрошайничеством, и в итоге умер.

7. Сэмюэл Беллами

Сэмюэл Беллами по прозвищу Чёрный Сэм (23 февраля 1689 - 26 апреля 1717) - великий английский моряк и пират, промышлявший в начале XVIII века. Хотя его карьера длилась чуть больше года, он и его команда захватили, по меньшей мере, 53 корабля, что сделало Чёрного Сэма самым богатым пиратом в истории. Беллами был также известен своей милостью и щедростью по отношению к тем, кого он захватил в своих рейдах.

8. Саида аль-Хурра

Саида аль-Хурра (1485 - около 14 июля 1561) - последняя королева Тетуана (Марокко), правившая между 1512–1542 годами, пират. В союзе с османским корсаром Аруджем Барбароссой из Алжира аль-Хура контролировала Средиземное море. Прославилась, своей борьбой против португальцев. По праву считается одной из наиболее выдающихся женщин исламского запада современной эпохи. Дата и точные обстоятельства её смерти неизвестны.

9. Томас Тью

Томас Тью (1649 - сентябрь 1695) - английский капер и пират, совершивший всего лишь два крупных пиратских путешествия, путём позже известным как «Пиратский круг». Был убит в 1695 году при попытке ограбить могольский корабль «Фатех Мухаммад».

10. Стид Боннет

Стид Боннет (1688 - 10 декабря 1718 года) - выдающийся английский пират, по прозвищу «пиратский джентльмен». Интересно, что прежде чем Боннет обратился к пиратству, он был довольно богатым, образованным и уважаемым человеком, владеющим плантацией на Барбадосе.

11. Мадам Ши

Мадам Ши, или госпожа Чжэн - одна из самых известных в мире женщин-пиратов. После смерти мужа унаследовала его пиратскую флотилию и поставила морской разбой на широкую ногу. Под ее началом находилось две тысячи судов и семьдесят тысяч людей. Командовать целой армией ей помогала жесточайшая дисциплина. Например, за самовольную отлучку с корабля провинившийся лишался уха. Не все подчиненные мадам Ши были довольны таким положением дел, и один из капитанов однажды поднял бунт и перешел на сторону властей. После того как могущество мадам Ши было ослаблено, она пошла согласилась на перемирие с императором и впоследствии дожила до преклонных лет на свободе, управляя публичным домом.

12. Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк - один из самых известных пиратов в мире. Собственно, он был не пиратом, а корсаром, действовавшим на морях и океанах против вражеских кораблей по специальному разрешению королевы Елизаветы. Опустошая побережья Центральной и Южной Америки, он несметно разбогател. Дрейк совершил немало великих деяний: открыл пролив, который назвал в свою честь, под его командованием британский флот разгромил Великую Армаду. С тех самых пор один из кораблей английского военно-морского флота носит имя знаменитого мореплавателя и корсара Фрэнсиса Дрейка.

13. Генри Моргана

Список самых знаменитых пиратов будет неполным без имени Генри Моргана. Несмотря на то что родился он в зажиточной семье английского землевладельца, с юности Морган связал свою жизнь с морем. Он нанялся на один из кораблей юнгой и вскоре был продан в рабство на Барбадосе. Ему удалось перебраться на Ямайку, где Морган присоединился к шайке пиратов. Несколько удачных походов позволили ему с товарищами приобрести судно. Моргана выбрали капитаном, и это было удачным решением. Через несколько лет под его началом находилось 35 кораблей. С таким флотом ему удалось за день захватить Панаму и сжечь весь город. Поскольку действовал Морган в основном против испанских кораблей и проводил активную английскую колониальную политику, после его ареста пират не был казнен. Напротив, за оказанные Британии услуги в борьбе против Испании Генри Морган получил должность вице-губернатора Ямайки. Умер знаменитый корсар в возрасте 53 лет от цирроза печени.

14. Эдвард Тич

Эдвард Тич, или Черная Борода - один из самых известных пиратов в мире. Его имя слышал практически каждый. Жил и занимался морским разбоем Тич в самый расцвет золотого века пиратства. Поступив на службу в возрасте 12 лет, он получил ценный опыт, который затем пригодился ему в будущем. По мнению историков, Тич участвовал в войне за испанское наследство, а после ее окончания сознательно решил стать пиратом. Слава безжалостного флибустьера помогала Черной Бороде захватывать судна без применения оружия - увидев его флаг, жертва сдавалась без боя. Веселая жизнь пирата продолжалась недолго - Тич погиб в ходе абордажного боя с преследовавшим его британским военным судном.

15. Генри Эвери

К самым известным пиратам в истории относится Генри Эвери по прозвищу Долговязый Бен. Отец будущего знаменитого буканьера был капитаном британского флота. С детства Эвери грезил морскими путешествиями. Свою карьеру на флоте он начал юнгой. Затем Эвери получил назначение первым помощником на корсарский фрегат. Команда корабля вскоре подняла восстание, и первый помощник был провозглашен капитаном пиратского судна. Так Эвери стал на путь пиратства. Прославился тем, что захватил корабли индийских паломников, направляющихся в Мекку. Добыча пиратов была неслыханной по тем временам: 600 тысяч фунтов и дочь Великого Могола, на которой впоследствии Эвери официально женился. Как закончилась жизнь знаменитого флибустьера, неизвестно.

16. Амаро Парго

Амаро Парго - один из самых знаменитых флибустьеров золотого века пиратства. Парго занимался перевозкой рабов и заработал на этом состояние. Богатство позволяло ему заниматься благотворительностью. Дожил до почтенного возраста.

17. Арудж Барбаросса

Известный могущественный пират из Турции. Ему были свойственны жестокость, безжалостность, любовь к издевательствам и казням. Пиратским делом занимался вместе с братом Хаиром. Пираты Барбаросса были грозой всего Средиземноморья. Так, в 1515 году все Ажирское побережье было под властью Аруджа Барбароссы. Бои под его командованием были изощренными, кровавыми и победоносными. Погиб Арудж Барбаросса во время боя, окруженный войсками противников в Тлемсене.

18. Уильям Дампир

Мореплаватель из Англии. По призванию был исследователем и первооткрывателем. Совершил 3 кругосветных путешествия. Пиратом стал для того, чтобы иметь средства для занятия своей исследовательской деятельностью — изучением направления ветров и течений в океане. Уильям Дампир автор таких книг, как «Путешествия и описания», «Новое путешествие вокруг света», «Направление ветров». Его именем назван архипелаг в Северо-Западном побережье Австралии, а также пролив между западным побережьем Новой Гвинеи и островом Вайгео.

19. Грейс О’Мейл

Женщина пират, легендарный капитан, леди удачи. Ее жизнь была полна красочных приключений. Грейс обладала героической отвагой, небывалой целеустремленностью и высоким талантом пиратского дела. Для врагов она была кошмаром, для приверженцев объектом восхищения. Несмотря на то что, у нее было трое детей от первого брака и 1 ребенок от второго, Грейс О’Мейл продолжала свое любимое дело. Ее деятельность была настолько успешной, что сама королева Елизавета І предложила Грейс служить ей, на что получила решительный отказ.

20 . Энн Бонни

Энн Бонни, одна из немногих женщин, которые преуспели в пиратстве, выросла в богатом особняке и получила хорошее образование. Однако когда отец решил выдать ее замуж, она сбежала из дому с простым моряком. Спустя некоторое время Энн Бонни познакомилась с пиратом Джеком Рэкхемом и он взял ее на свой корабль. По рассказам очевидцев, в смелости и умении драться Бонни не уступала мужчинам-пиратам.

Невероятные факты о пиратах

1. В XVIII веке Багамы были раем для пиратов

Багамские острова, сегодняшний респектабельный курорт, и его столица — город Нассау, когда-то были столицей морского беззакония. В XVII веке на Багамах, формально принадлежавших британской короне, не было губернатора, и бразды правления с головностью взяли в свои руки пираты. В то время на Багамах проживало больше тысячи морских разбойников, а в гаванях острова швартовались эскадры самых знаменитых пиратских капитанов. Город Нассау пираты предпочитали называть на свой лад Чарльзтауном. Мир на Багамы вернулся лишь в 1718-м, когда британские войска, высадившись на Багамах, вернули себе контроль над Нассау.

2. «Веселый Роджер» — вовсе не единый флаг пиратов

«Веселый Роджер» — черный флаг с черепом и костями — часто называют главным пиратским символом. Но это не совсем так. Он, скорее, самый известный и зрелищный. Однако использовали его не так часто, как принято считать. В качестве пиратского флага он появился лишь в XVII веке, то есть, уже на излете золотой эры пиратства. И пользовались им отнюдь не все пираты, поскольку каждый капитан сам решал, под каким флагом ему совершать набеги. Так что, наряду с «веселым Роджером», существовали десятки пиратских флагов, и череп с костями среди них вовсе не выделялся особой популярностью.

3. Зачем пираты носили серьги?

Книги и фильмы не врут: пираты почти поголовно носили серьги. Они даже были частью пиратского ритуала посвящения: молодые пираты получали серьгу при первом пересечении экватора или переходе через мыс Горн. Дело в том, что среди пиратов бытовало убеждение, будто бы серьга в ухе помогает сохранить зрение и даже способствует излечению слепоты. Именно это пиратское суеверия привело к массовой моде на сережки среди морских разбойников. Некоторые даже пытались использовать их по двойному назначению, накладывая на серьгу заклятие от утопления. Также серьга, снятая с уха убитого пирата, могла гарантировать усопшему достойные похороны.

4. Женщин-пиратов было немало

Как ни странно, женщины в пиратских командах были не таким уж редким явлением. Даже женщин-капитанов было не так уж мало. Самые известные из них — китаянка Ченг И Сао, Мэри Рид и, конечно же, знаменитая Энн Бонни. Энн родилась в семье состоятельного ирландского юриста. Родители с ранних лет одевали ее, как мальчика, чтобы она могла помогать отцу в оисе в качестве клерка. Скучная жизнь помощника адвоката не прельщала Энн, и она бежала из дома, прибившись к пиратам и быстро став капитаном благодаря своей решительности. По слухам, Энн Бонни отличалась вспыльчивым характером и частенько побивала своих помощников, если те пытались оспорить ее мнение.

5. Почему среди пиратов так много одноглазых?

Каждый, кто смотрел кино про пиратов, наверняка хоть раз задумался: почему среди них так много одноглазых? Повязка на глазу долгое время оставалась непременной частью пиратского имиджа. Однако пираты носили ее вовсе не потому, что у них поголовно не хватало глаза. Просто она была удобна для быстрого и более точного прицеливания в бою, а надевать ее к сражению было слишком долго — комортнее было носить ее, не снимая.

6. На пиратских кораблях действовала жесткая дисциплина

Пираты могли творить любые непотребства на берегу, но на борту пиратских кораблей царила строгая дисциплина, — ведь от нее зависела жизнь морских разбойников. Каждый пират, поступая на корабль, подписывал с капитаном контракт, оговаривавший его права и обязанности. Главными обязанностями было беспрекословное подчинение капитану. Даже обратиться напрямую к командиру простой пират не имел права. Это мог сделать по настоянию матросов лишь назначенный представитель команды — как правило, боцман. Кроме того, контрактом строго определялась получаемая пиратом часть добычи, а за попытку утаить захваченное полагалась немедленная казнь — это делалось, чтобы избежать кровавых разборок на борту.

7. Среди пиратов были представители всех слоев общества

Среди морских разбойников были не только бедняки, ушедшие в море за отсутствием иных средств к существованию, или беглые преступники, вовсе не знавшие возможности легального заработка. Были среди них и люди из богатых и даже знатных семей. Например, известнейший пират Уильям Кидд — капитан Кидд — был сыном шотландского дворянина. Изначально он был офицером британского военно-морского флота и охотником за пиратами. Но врожденная жестокость и страсть к приключениям толкнули его на другую стезю. В 1698 году под прикрытием французского флага Кидд захватил британский купеческий корабль, груженый золотом и серебром. Когда первый же приз оказался столь впечатляющим — мог ли Кидд отказаться от продолжения карьеры?

8. Зарытые пиратские сокровища — это легенды

Легенд о закопанных пиратских кладах существует множество — гораздо больше, чем самих кладов. Из знаменитых пиратов лишь об одном достоверно известно, что он действительно закопал сокровища — это сделал Уильям Кидд, надеясь использовать их как выкуп, если его поймают. Ему это не помогло — после поимки он был тут же казнен как пират. Обычно же пираты не оставляли после себя больших состояний. Расходы пиратов были велики, команды — многочисленны, а за каждым членом команды, включая и капитана, наследовал кто-то из его друзей-сослуживцев. При этом, понимая, что их век недолог, пираты предпочитали сорить деньгами, а не прятать их в видах весьма ненадежного будущего.

9. Прогулка по рее была редким наказанием

Если судить по фильмам, самым распространенным способом казни у пиратов была «прогулка по рее», когда человека со связанными руками заставляли идти по тонкой рее, пока он не свалится за борт и не утонет. На самом деле, такое наказание было редкостью и применялось лишь к заклятым личным врагам — чтобы увидеть их страх или панику. Традиционным наказанием было «протаскивание под килем», когда наказанного за непослушание пирата или строптивого пленного с помощью веревок спускали за борт и протаскивали под днищем корабля, вытаскивая с обратной стороны. Хороший пловец в ходе наказания запросто мог не захлебнуться, однако тело наказанного оказывалось так изрезано ракушками. облепившими днище, что выздоровление занимало долгие недели. Наказанный запросто мог умереть, причем, опять-таки, скорее от ран, чем от утопления.

10. Пираты ходили по всем морям

После фильма «Пираты Карибского моря» многие считают, что гнездом мирового пиратства были моря Центральной Америки. На самом деле, пиратство было равно распространено во всех регионах — от Британии, чьи каперы, пираты на королевской службе, наводили ужас на европейские суда, до Юго-Восточной Азии, где пиратство оставалось реальной силой вплоть до ХХ века. А уж набеги северных народов на города Древней Руси по рекам были самыми настоящими пиратскими рейдами!

11. Пиратство как способ заработать на жизнь

В трудные времена многие охотники, пастухи и лесорубы уходили в пираты не за приключениями, а за банальным куском хлеба. Это в особенности касалось жителей стран Центральной Америки, где в XVII-XVIII веках шла нескончаемая битва европейских держав за колонии. Постоянные вооруженные стычки лишали людей не только работы, но и дома, а морское дело жители приморских поселений знали с детства. Вот и уходили они туда, где у них был шанс быть сытым и не слишком задумываться о завтрашнем дне.

12. Далеко не все пираты были людьми вне закона

Государственное пиратство — феномен, существовавший с древних времен. Берберские корсары служили Османской империи, дюнкерские каперы состояли на службе у Испании, а Британия в эпоху владычества над океаном держала целый флот каперов — военных судов, захватывавших торговые корабли противника, — и корсаров — частных лиц, занимающихся тем же промыслом. Несмотря на то, что государственные пираты занимались тем же ремеслом, что их вольные собратья, разница в их положении была огромной. Захваченные в плен пираты подлежали немедленной казни, тогда как корсар с соответствующим патентом мог рассчитывать на статус военнопленного, скорый выкуп и государственную награду — подобно Генри Моргану, получившему за корсарскую службу пост губернатора Ямайки.

13. Пираты существуют и сегодня

Сегодняшние пираты вместо абордажных сабель вооружены современными автоматами, а парусным судам предпочитают современные скоростные катера. Однако действуют они столь же решительно и безжалостно, что их древние предшественники. Аденский залив, Малаккский пролив и прибрежные воды острова Мадагаскар считаются самыми опасными местами с точки зрения нападения пиратов, и гражданским судам не советуют заходить туда без вооруженного конвоя.

7 самых страшных пиратов в истории

С появлением знаменитого Джека Воробья пираты превратились в эдаких мультяшных персонажей современной поп-культуры. И оттого легко забыть, что настоящие морские разбойники были более грозными, чем их голливудская пародия. Это были жестокие массовые убийцы и рабовладельцы. Одним словом, это были пираты. Настоящие пираты, а не жалкие карикатуры. О чём свидетельствует следующее…

1. Франсуа Олоне

Французский пират Франсуа Олоне всем сердцем ненавидел Испанию. В начале своей пиратской карьеры Олоне чуть не погиб от рук испанских мародёров, но вместо того, чтобы пересмотреть свою жизнь и стать, скажем, фермером, он решил посвятить себя охоте на испанцев. Своё отношение к этому народу он ясно выразил после того, как обезглавил всю команду попавшегося ему на пути испанского корабля за исключением одного-единственного человека, которого отправил к своим собратьям передать следующие слова: «С этого дня и впредь ни один испанец не получит от меня ни цента».

Но это были только цветочки. Учитывая то, что произошло дальше, можно сказать, что обезглавленные испанцы ещё легко отделались.

Заработав репутацию головореза, Олоне собрал под своё командование восемь пиратских кораблей и несколько сотен человек и отправился терроризировать побережье Южной Америки, уничтожая испанские города, захватывая корабли, направлявшиеся в Испанию, и вообще доставляя сильную головную боль этому государству.

Тем не менее удача резко отвернулась от Олоне, когда он возвращаясь с очередного рейда на побережье Венесуэлы, угодил в засаду превосходивших его по численности испанских солдат. Тут и там гремели взрывы, пираты взлетали на куски, и Олоне с трудом удалось сбежать из этой мясорубки, попутно захватив в плен нескольких заложников. Но на этом его трудности не заключались, ибо Олоне и его команде ещё необходимо было уйти живыми с вражеской территории и не напороться на ещё одну засаду, которую они уже просто не отбили бы.

Что же сделал Олоне? Он достал саблю, полоснул по груди одного из испанских заложников, вытащил его сердце и «впился в него зубами, как жадный волк, говоря остальным: «Вас ждёт то же, если вы не покажете мне выход».

Запугивание сработало, и скоро пираты оказались вне опасности. Если же вам любопытно, что произошло с головами обезглавленных испанцев, о которых мы упоминали раньше… что ж, скажем так: целую неделю пираты питались как короли.

2. Жан Лафит

Несмотря на женоподобное имя и французское происхождение Жан Лафит был настоящим королём пиратов. У него был собственный остров в Луизиане, он грабил корабли и провозил контрабандой украденное добро в Новый Орлеан. Лафит был столь успешен, что когда губернатор Луизианы предложил за его поимку $300 (в те времена 300 баксов составляли половину бюджета страны), пират в ответ предложил $1,000 за поимку самого губернатора.

Газеты и власти рисовали Лафита опасным и жестоким преступником и массовым убийцей, эдаким Усамой бен Ладеном 1800-х, если хотите. Судя по всему слава о нём пересекла Атлантический океан, так как в 1814 году Лафиту было передано письмо, подписанное лично королём Георгом III, который предлагал пирату британское гражданство и земли, если он встанет на их сторону. Также он обещал, что не станет уничтожать его маленький островок и продавать его по кусочкам. Лафит попросил дать ему несколько дней на раздумья… а сам тем временем поспешил прямиком в Новый Орлеан, чтобы предупредить американцев о наступлении англичан.

Так что, может, Соединённым Штатам Жан Лафит был и не по душе, зато Лафиту Соединённые Штаты были как родные.

Пусть он и не был американцем, Лафит относился к новой стране с уважением и даже велел своему флоту не нападать на американские корабли. Одного пирата, ослушавшегося его приказ, Лафит убил лично. Кроме того приватир хорошо относился к заложникам и иногда возвращал их корабли, если они не подходили для пиратского дела. Жители Нового Орлеана считали Лафита чуть ли не героем, так как привозимая им контрабанда позволяла людям покупать вещи, которые они в противном случае не могли себе позволить.

Итак, как же отреагировали американские власти на сообщение о будущем нападении англичан? Они напали на остров Лафита и схватили его людей, так как думали, что он просто-напросто брешит. Лишь только после того, как в дело вмешался будущий президент Эндрю Джексон, отметивший, что Новый Орлеан не готов вынести британскую атаку, власти согласились отпустить людей Лафита при условии, что они согласятся помочь их военно-морскому флоту.

Можно сказать, что только благодаря пиратам американцам удалось отстоять Новый Орлеан, который в противном случае мог стать значительной стратегической победой британцев. В этом городе последние могли собирать свои силы перед нападением на остальную часть страны. Только подумайте: если бы не этот немытый французский «террорист», Штатов сегодня могло бы и не быть.

3. Стивен Декейтер

Стивен Декейтер не подпадает под типичный образ пирата в том плане, что он был достаточно уважаемым офицером ВМФ США. Декейтер стал самым молодым капитаном в истории военно-морского флота, что было бы нелепой выдумкой, не будь это правдой. Он был признан национальным героем, и какое-то время его портрет даже красовался на двадцатидолларовой банкноте.

Как ему удалось добиться такой популярности? Организовав несколько самых эпичных и кровавых рейдов в истории.

Например, когда в 1803 году триполитанские пираты захватили фрегат «Филадельфия», 25-летний Декейтер собрал группу мужчин, переодетых мальтийскими моряками и вооружённых лишь мечами и пиками, и проник во вражескую гавань. Там не потеряв ни единого человека он захватил в плен врагов и подожёг фрегат, чтобы пираты не смогли им воспользоваться. Адмирал Горацио Нельсон назвал этот рейд «самой смелой и дерзкой авантюрой века».

Но это ещё не всё. Позднее возвращаясь после захвата другого судна, команда которого вдвое превосходила по численности команду Декейтера, мужчина узнал, что его брат был смертельно ранен в схватке с пиратами. Несмотря на то, что его команда была сильно утомлена после недавнего рейда, Декейтер развернул судно и погнался за вражеским кораблём, который он вместе с ещё десятью людьми позднее взял на абордаж.

Не обращая внимания на остальных, Декейтер бросился прямиком к человеку, застрелившему его брата, и убил его. Остальные члены команды в итоге сдались. Таким образом за один день молодой человек захватил 27 заложников и убил 33 пирата.

Ему было всего 25 лет.

4. Бен Хорниголд

Бенджамин Хорниголд был императором Палпатином для Чёрной Бороды. В то время как его протеже стал самым известным пиратом в истории, Хорниголд навсегда превратился в сноску в книгах об Эдварде Титче.

Карьеру пирата Хорниголд начал на Багамах; тогда в его распоряжении было всего пара небольших лодок. Однако уже спустя несколько лет Хорниголд плавал на огромном 30-пушечном военном корабле, благодаря которому заниматься морским разбоем ему стало намного проще. Настолько проще, что, судя по всему, приватир стал грабить исключительно ради веселья.

Однажды, к примеру, в Гондурасе Хорниголд взял на абордаж торговое судно, однако всё, что он потребовал у команды - это их шляпы. Своё требование он объяснил тем, что прошлой ночью его команда сильно напилась и потеряла головные уборы. Получив желаемое, Хорниголд сел на свой корабль и уплыл, оставив торговцев при своём товаре.

И это был не единственный случай. В другой раз захваченная Хорниголдом команда матросов рассказала, что пират отпустил их, взяв лишь «немного рома, сахара, порох и боеприпасы».

Увы, его команда, похоже, не разделяла взгляды своего капитана. Хорниголд всегда считал себя «приватиром», нежели пиратом, и чтобы доказать это, отказывался нападать на британские суда. Подобная позиция не нашла поддержки со стороны матросов, и в конечном итоге Хорниголда сместили, и добрая часть его команды и кораблей перешли к Чёрной Бороде. Прежде чем тот лишился головы.

Хорниголд же оставил пиратскую жизнь, принял королевское помилование и встал на другую сторону, занявшись охотой за теми, с кем он когда-то водился.

5. Уильям Дампир

Англичанин Уильям Дампир привык добиваться многого. Не желая довольствоваться статусом первого человека, трижды совершившего кругосветное путешествие, а также признанного автора и учёного исследователя, он имел небольшое дельце на стороне - грабил испанские поселения и расхищал чужие корабли. Всё это во имя науки, разумеется.

Поп-культура упорно пытается заверить нас в том, что все пираты были беззубыми и безграмотными бомжами, но Дампир был явной противоположностью этому: он не только с уважением относился к английскому языку, но и наполнял его новыми словами. Оксфордский английский словарь более тысячи раз ссылается в своих статьях на Дампира, так как именно его перу принадлежат примеры написания таких слов как «барбекю», «авокадо», «палочки для еды» и сотни других.

Дампира признали первым природоведом Австралии, а его вклад в западную культуру просто неоценим. Именно от его наблюдений отталкивался Дарвин, работая над теорией об эволюции, также о нём в хвалебном тоне упоминается в «Путешествиях Гулливера».

Однако самое яркое его достижение касалось не литературы или науки. В 1688 году, когда его первое кругосветное путешествие уже почти подошло к концу, Дампир послал подальше свою команду и высадился где-то на побережье Таиланда. Там он сел на каноэ и сама поплыл домой. К английскому берегу Дампир пристал лишь спустя три года; при нём не было ничего кроме дневника… и татуированного раба.

6. Чёрный Барт

В XVII-XVIII веках плавание на военных или торговых судах было крайне неблагодарным занятием. Условия работы были отвратными, и если вдруг вы разозлили старшего, то наказание, следовавшее за этим, было чрезвычайно жестоким и зачастую приводило к смерти. В следствии этого никто не хотел идти в матросы, поэтому военным и торговцам приходилось в буквальном смысле похищать людей из портов и заставлять их работать на своих судах. Понятное дело, такой способ найма не пробуждал в моряках особой верности делу и своему начальству.

Бартоломью Робертс (или просто «Чёрный Барт») сам стал пиратом вынужденно, что впрочем не делает его хуже других. Робертс работал на судне работорговца, которое захватили пираты. Когда они пригласили моряков присоединиться к ним, он не долго думая, согласился. Хотя существует вероятность, что разбойники ко всему прочему пригрозили убить его, если он не пойдёт с ними. Благодаря своему высокому интеллекту и таланту в навигации Робертс быстро завоевал доверие капитана. Когда же последнего убили, он (к тому моменту проживший с пиратами всего полгода) был избран на его место.

Робертс стал выдающимся пиратом, но, судя по всему, никогда не забывал, откуда пришёл. Взяв на абордаж какое-нибудь судно, он, прежде чем заняться наживой, спрашивал у схваченных матросов, хорошо ли с ними обращались капитан и офицеры. Если на кого-то из командующего состава поступала жалоба, Робертс безжалостно расправлялся с провинившимися. К слову сказать, это практиковали и другие пираты. хотя их наказания носили более изощрённый характер.

Робертс будучи цивилизованным человеком в конце концов вынудил свою команду (ту, что ранее схватила его самого) следовать жёсткому кодексу поведения, состоявшему из 11 пунктов, среди которых были: запрет на азартные игры, запрет на нахождение женщин на борту, отключение света в восемь часов вечера и обязательная стирка грязного постельного белья.

7. Барбаросса

В кино и телепередачах пирата можно считать счастливчиком, если у них есть хотя бы один корабль и команда из пары дюжин человек. Но как оказалось, некоторым настоящим пиратам в жизни повезло куда больше. Так, у турецкого пирата Хайреддина Барбароссы был не только свой собственный флот, но и своё государство.

Барбаросса начинал как самый обычный торговец, но после неудачного политического решения (он поддержал не того кандидата в султаны) был вынужден покинуть Восточное Средиземноморье. Став пиратом, Барбаросса начал атаковать христианские корабли в районе нынешнего Туниса, пока враги не захватили его базу, оставив без крова. Устав от того, что его постоянно отовсюду вышвыривают, Барбаросса основал своё собственное государство, известное как Алжирское регентство (территория современного Алжира, Туниса и части Марокко). Это удалось ему, благодаря союзу с турецким султаном, который в обмен на поддержку снабдил его кораблями и оружием.


В основном в истории известными чаще всего были мужчины-пираты, хотя на самом деле женщины тоже были и довольно успешными корсарами. Они отличались не только умом, но чрезмерной жестокостью по отношению к врагам. Они вселяли страх в самые могущественные империи. Предлагаем 10 самых известных и бесстрашных женщин-пиратов.


Сейди Фаррелл в 19 веке была известной речной пираткой. Свое детство она провела на улицах Нью-Йорка, занимаясь бродяжничеством и воровством, а свое прозвище она получила за привычку бить своих врагов головой. После того, как в одной из драк со своим врагом Галлусом Мэгом она потеряла ухо, Сейди убежала из Нью-Йорка и организовала банду грабителей, которая скоро стала промышлять пиратством. Банда путешествовала вдоль Гудзона и грабила фермерские хозяйства, дома, занималась кражей людей с последующим требованием выкупа. Сейди вернулась в Нью-Йорк позже и заключила перемирие с Мэгом.

9. Царица Тевта Иллирийская


Одной из самых ранних известных пираток является Тевта, царица Иллирии, которая жила в 3 столетии до н. э. Правительница племени Ардиеи распространила свою власть на все Адриатическое море, нападая на римские и греческие корабли. Римляне пытались договориться с воинствующей царицей, но все переговоры были тщетны. Во время одних из переговоров царица убила послов, в результате разразилась война, которая длилась с 229 по 227 год до н.э. Тевта потерпела поражение в войне, хотя ей разрешили и дальше управлять Иллирией, но запретили ходить морем.

8. Грейс О`Мэлли

Также известная, как Грануаль, Грейс О`Мэлли была потомственной пираткой. В 1560-х годах она стала предводительницей ирландских пиратов и превратилась в настоящую «головную боль» для британских и испанских торговых суден. В 1574 году ее пленили британские войска. Грейс просидела в тюрьме 18 месяцев, после освобождения она снова занялась пиратством. Ее снова пленили, но по приказу Елизаветы I она Грейс получила свой флот назад. Умерла Грейс в 1603 году.

7. Жакотт Делаэ


Жакотт Делаэ родилась в 17 веке и была известным пиратом. Она выбрала эту работу, так как ей пришлось самой растить брата после смерти матери, которая умерла при родах. Для того чтобы исчезнуть из вида властей, Жакотт Делаэ инсценировала свою смерть и изменила внешность, стала похожа на мужчину. Через некоторое время она снова стала заниматься пиратством и превратилась в грозу торговых суден в Карибском море в паре с другой женщиной-пиратом, Анной по прозвищу «Божья Воля». Жакотт Делаэ была убита во время защиты захваченного ею острова.

6. Рейчел Уолл

Рейчел Уолл, одна из первых американок пираток, родилась в 1760-х годах как Рейчел Шмидт. Она вышла замуж за Джорджа Уолла и с его несколькими друзьями начала заниматься пиратством. Их базой стал остров в заливе Мэн. Пираты захватывали корабли и убивали моряков. После смерти мужа и его друзей в кораблекрушении Рейчел вернулась в Бостон и работала горничной, время от времени занималась воровством. Во время одного из грабежей ее поймали и в 1789 году повесили. Она стала последней женщиной, которую повесили за преступления в Массачусетсе.

5. Саида аль-Хурра


Королева пиратов и союзница турецкого пирата Барбароссы, Саида аль-Хурра была правительницей марокканского города Тетуан. Кстати, Саида аль-Хурра это титул, а подлинное имя этой женщины не известно. С 1515 по 1542 год она контролировала западную часть Средиземного моря. Она стала пиратом, чтобы мстить христианским правителям. Позже она вышла замуж за марокканского короля, которого вскоре сверг с престола зять. Дальше о ее судьбе ничего не известно.

4. Жанна де Клиссон


Известная как Львица Бретани, Жанна была женой дворянина Оливера III Клиссона и матерью пятерых детей. Она стала пиратом, чтобы отомстить Филиппу VI, королю Франции, за смерть супруга. Жанна де Клиссон продала все имущество и приобрела три боевых корабля. Ее пиратская команда терроризовала Ла-Манш, захватывая французские корабли и убивая моряков. В 1356 году она отошла от дел и позже вышла замуж за лейтенанта сэра Уолтера Бентли.

3. Мэри Рид


Женщина-капитан, Мэри Рид была компаньонкой Энн Бонни. Она была известна своим искусством переодеваться в мужчин и годами выдавала себя за своего брата Марка. Рид вступила в британскую армию и влюбилась в солдата. После его смерти она отправилась на Карибы и стала моряком. Там она попала в руки пиратов и пополнила их ряды. Именно так она и познакомилась с Энн Бонни и стала членом банды Калико Джека. Только некоторым людям было известно, что она женщина. В 1720 году Рид и Джек были арестованы английской армией. Хотя ей удалось избежать казни, она умерла в тюрьме через несколько лет от горячки.

2. Энн Бонни

Энн Бонни была дочерью ирландского адвоката. После того как она вышла замуж за пирата, Джеймса Бонни, в 1718 году она переехала на Багамы. Здесь она влюбилась в Калико Джека и разошлась с мужем. Выйдя вновь замуж, она стала членом команды нового мужа. В паре с Мэри Рид они держали в страхе Карибы. В 1720 году Калико Джека и его команду арестовали английские войска и казнили. Энн и Мэри избежали казни из-за того, что были беременны. Судьба Энн до конца не известна.


Называемая часто самой страшной женщиной-пиратом в истории Цзин Ши была китайской пираткой, которая господствовала в водах Китайского моря в начале 19 века. В прошлом она была проституткой. В 1801 году ее похитили пираты, и она вышла замуж за капитана Чжэн Йи. Цзин Ши возглавляет флот под названием «Красный флаг» после смерти мужа и нападает на британские и китайские судна. Ее флот быстро разрастался. Китайское правительство было вынуждено пойти на переговоры и заключить с ней мир в 1810 году. До своей смерти в 1844 году она управляла борделем.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.

Были ли на Руси пираты? Ответ напрашивается сам собой - пиратство возможно только при достаточно хорошо развитом флоте, которого до Петра I в России не было. Однако не все так просто.

В 1558 году в ходе Ливонской войны русские войска захватили Нарву, которая вскоре стала довольно шумным портом. Сюда устремились корабли иностранцев с различными товарами, устремились искатели счастливой доли и авантюристы. Это не могло вызвать особенную радость соседей России. Они стали организовывать каперские суда, капитаны которых получали охранные грамоты от правительств, высокопоставленных вельмож, которые давали им полное право на захват и разграбление всех кораблей, идущих в Россию. Для борьбы с этой стихией Иван Грозный не нашел ничего лучшего, как сформировать свою каперскую флотилию, так как создание сильного флота требовало как долгого времени, так и больших денег, которых у измотанной войной, террором России не было. Да и с опытными мореходами было не густо.

Карстен Роде

На призыв царя очень быстро нашлось достаточно охотников. Одним из первых при царском дворе объявился опытный морской бродяга, который многое повидал на море. Звали его Карстен Роде, и был он датчанином по происхождению и отъявленный пират, авантюрист по призванию. Он-то и получил от царя охранную грамоту и получил официальное звание "царского морского атамана". Атаману предписывалось "...силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять, согласно нашего величества грамоты... А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов товарищей и помощников в наши пристанища на море и на земле в береженьи и чести держать, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть". Таким образом, Карстен Роде и его братия оказались на службе московского грозного царя, получили право укрываться в русских портах и в портах дружественных стран, таких, как Дания. Первое судно каперов не было большим - оно не превышало 40 тонн водоизмещением и имело несколько пушек на ботру. Но опытный корсар Карстен быстро пополнил свой флот, отобрав у своих соперников 16 кораблей. Базировались корабли на Борнхольме и в датских портах. Похоже, что на борту каперских кораблей кроме пиратов-иностранцев были русские поморы и московские пушкари. И надо полагать, флотилия царских "джентльменов удачи" оправдывала свое назначение, так как власти и правители враждебных государств устраивали настоящую охоту на Роде. И несмотря на то, что в Ливонской войне России не везло, Карстен Роде действовал успешно. Правда, алчность и пиратская натура брала свое, и корсар не брезговал и кораблями союзников Московии - соотечественников-датчан в качестве приза. Датский король Фредерик II в 1570 г приказал арестовать неуемного пирата. Он был схвачен и помещен сначала в королевский замок в Гале, затем препровожден в Копенгаген, где его следы затерялись. Через некоторое время царь вспомнил о своем адмирале и в 1576 году направил датскому королю послание, в котором говорилось: "Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил. 22 корабля поймал, да и приехал к Борнгольму и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком соглашение, от свейских людей убежал в Копногов (Копенгаген). И Фредерик король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивились".

Степан Разин

Степан Разин не в меньшей степени был достоин звания крупнейшего русского пирата семнадцатого века. Свою карьеру Разин начал на Дону и Волге, где во главе большого казаческого флота грабил купеческие и царские суда. Но самой его знаменитой операцией, не уступавшей по размаху походам Дрейка и Моргана, был персидский поход. В то время Разин командовал армией в 1200 человек на 30 судах-стругах. Выйдя в Каспийское море, казаки сначала опустошили берега нынешних Дагестана и Азербайджана, а потом, разорив несколько персидских городов, двинулись в Астрабад. Казаки атаковали Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город и увели с собой более 800 женщин, которые, после трехнедельной оргии, все были уничтожены. После этого казаки отправились на стругах в Астрахань, где разбили царское войско и разграбили несколько монастырей, сбросив с колокольни архимандрита и воеводу. Только когда Разин предпринял свой знаменитый поход на Москву, он был разгромлен царскими войсками и казнен в Москве.

Карл XII

Начало восемнадцатого века было временем рассвета пиратства в Индийском океане. Около 1712 года многочисленным и активным мадагаскарским пиратам, пришла в голову мысль легализовать свою вольницу, встав под покровительство какой-нибудь европейской державы. Держава должна была быть достаточно сильной и воинственной и, в то же время отдаленной, чтобы союз с ней пиратским интересам в Индийском океане не угрожал. В течение семи лет посланцы пиратов пытались завоевать благорасположение шведской короны. Дело шло с переменным успехом - в июне 1718 года Карл XII подписывает пиратам охранную грамоту и снаряжает на Мадагаскар экспедицию для организации фактории и геологических изысканий, которая тем не менее отменяется после его смерти. В 1721 году Ульрика Элеонора снаряжает вторую экспедицию под командой генерал-адъютанта Ульриха. Замаскированные под торговые суда, направились на юг и вскоре бросили якоря в испанском порту Кадис, где, в ожидании пиратского посланца, стояли насколько месяцев. Ульрих не смог унять то и дело вспыхивавших ссор между офицерами и потому, так и не дождавшись пиратов, поспешил назад, в Швецию, где его отдали под суд за срыв экспедиции.

Петр Первый

Примерно в это время о пиратском царстве стало известно Петру Первому, который давно стремился найти путь в Индию. О связях шведов с мадагаскарскими пиратами Петру рассказал принятый на русскую службу контр-адмирал Вильстер, профессиональный наемник и опытный моряк. Петр отправляет в Лондон шведа Наркоса с задачей вступить в контакт с представителями пиратов, а после известия о провале экспедиции Ульриха, Петр приказывает Вильстеру подготовить «экстракт» - свод всех сведений о пиратах и их отношениях со шведским двором, который тот и представляет 4 июня 1723 года. 3 ноября 1723 года начальник Ревельской экскадры Фан-Гофт получает приказ Петра срочно оснастить и вооружить для дальнего плавания два новых, только что построенных в Амстердаме фрегата: «Амстердам-Галей» и «Декронделивде», на которых назначены правительственные комиссары - капитан-лейтенант Мясной и капитан-поручик Кошелев. Правда, о цели плавания даже они должны узнать только в Атлантическом океане от Вильстера. Курировать подготовку к отплытию должен был генерал-адмирал Апраксин - единственный кроме Петра и Вильстера человек в России, посвященный в тайну.
Экспедиция собиралась в безумной спешке и в декабре корабли были готовы, впрочем, лишь формально. 22 декабря Вильстер писал Петру, что трудно поверить, «что морской человек оные отправлял». В трюмы насыпали столько песка, что некуда было грузить припасы. Понимал это и Апраксин. Но перечить Петру, который торопил с отправлением так, словно от этого зависела судьба государства, никто не посмел. Результат был предсказуем: при первом же шторме «Амстердам-Галей» дал такую течь, что помпы еле успевали откачивать воду. При попытке откилевать его, лег на бок и затонул. На нижних палубах погибло шестнадцать матросов. Однако Петр не отменяет экспедицию, а передает через Апраксина новый приказ: готовить к плаванию «Принца Евгения» или выбрать подходящий фрегат в Ревельском порту.Суда были выбраны, но оказалось, что они не подшиты шерстью (в те времена полагали, что это - лучшая защита от моллюсков в теплых морях). На ревельских складах шерсти не оказалось, пришлось искать ее по соседним городам. Январь 1724 года прошел в этих заботах. В феврале пришел новый приказ Петра: отменить экспедицию «до другого благоприятного времени». Вероятнее всего, Петр получил от своей разведки в Лондоне сведения о том, что пиратское царство на Мадагаскаре - блеф. Возможно, Петра переубедил и генерал Ульрих - командир неудавшейся шведской экспедиции, встречавшийся в то время с Петром. Вскоре Петр умер и вместе с ним закончился амбициозный проект русско-пиратского царства на Мадагаскаре.

Адмирал Синявин

В девятнадцатом веке во время войны с Наполеоном, адмирал Синявин от имени и с разрешения российских властей выдавал каперские свидетельства жителям Ионических островов для борьбы с французами. Однако после окончания Крымской войны Морская конвенция отменяет каперство. Тем не менее о каперах вспомнили еще один раз, в 1878 году, когда был создан Добровольный флот. Его суда в случае войны легко могли быть переоборудованы во вспомогательные крейсера, используемые против Англии.

20 марта Microsoft Studios и Rare выпустили командное пиратское приключение - игру, в которой каждый может попробовать себя в роли настоящего морского разбойника: ощутить дуновение свежего морского ветра в волосах, соленые брызги на лице и липкий страх, разъедающий души обреченных торговцев.

Прекрасные писатели: Рафаэль Сабатини, Роберт Стивенсон, Чарльз Хэйес - создали образ пиратов, который до сих пор эксплуатируется кинематографом, мультипликацией и поп-культурой в целом. Веселый Роджер, развевающийся на ветру, железные крюки вместо рук, деревянные ноги, повязка на глаз, сундуки, полные золота и самоцветов, ром, льющийся рекой - представления о морском разбое, привычные нам всем. Но в реальности, как всегда, дело обстояло не совсем так. «Отвратительные мужики» традиционно рушат стереотипы и рассказывают, какими пираты были на самом деле.

Пиратские клады

Многочисленные сказочно-богатые клады, закопанные тут и там на райских островках среди Карибского моря, - это, пожалуй, самый распространенный миф о пиратах. Дело в том, что пираты вовсе не были так богаты, чтобы накапливать целые сундуки золота и драгоценных камней. Чаще всего пиратский корабль представлял собой небольшую быстроходную посудину, вооруженную 12-20 пушками, которая позволяла охотиться лишь за мелкими торговцами и слабо вооруженными транспортными судами. Поживиться какой-то стоящей добычей, которую перевозили многопушечные галеоны и военные корабли, у них не было никакой возможности.

Именно небольшие суденышки частных купцов, перевозившие всякое барахло, и становились самой распространённой добычей пиратов. К тому же захваченный товар приходилось сбывать с большим дисконтом, чтобы у перекупщиков не возникало лишних вопросов о природе его происхождения. Добычу делили на множество равных долей, а затем распределяли их между всем экипажем в зависимости от заслуг: больше всего получал капитан, затем те, кто непосредственно участвовал в сражении, а оставшееся доставалось рядовым морякам.

Все это отнюдь не способствовало появлению у пиратов каких-то сверхдоходов. В большинстве своем они были довольно бедны, а всю свою прибыль быстро спускали в ближайшем портовом кабаке, чтобы налегке отправиться в очередное рискованное плавание.

«Веселый Роджер»

Знаменитый пиратский флаг с ухмыляющимся черепом видится чуть ли не обязательным атрибутом любого морского разбойника, но в реальности все обстояло совсем не так. В зависимости от национальной принадлежности своей жертвы и окружающей обстановки, пираты использовали государственные флаги тех стран, которые не вызывали лишних подозрений и позволяли подобраться к атакуемому судну как можно ближе - настолько близко, чтобы спасаться бегством было уже поздно. С другой стороны использование флагов нейтральных стран позволяло избежать лишнего внимания со стороны военно-морских кораблей, действующих в этом районе.

Черный флаг, ставший основой «Веселого Роджера», использовался для обозначения смертельно опасной болезни, поразившей экипаж - чумы или холеры, свирепствовавших в то время повсеместно. Он сигнализировал всем окружающим, что от этого судна следует держаться подальше. Использование пиратами такого флага могло быть эффективной защитой от нападения военных кораблей - никто не хотел лишний раз рисковать своей жизнью, чтобы проверить, не скрываются ли там опасные разбойники, или же это действительно несчастные моряки, обреченные на гибель.

Череп и кости, появившиеся на флаге в более позднее время - лишь свидетельство своеобразного художественного вкуса пиратов. Некоторые историки считают, что ухмыляющийся мертвец, изображенный на флаге, сообщал жертвам, что в случае сопротивления пощады им ждать не следует.

Само название, «Веселый Роджер», согласно популярной версии, происходит от французского «Joyeux Rouge», что означает «ярко-красный». Такой флаг должны были поднимать «официальные» пираты-каперы, прежде чем атаковать вражеское судно. Со временем сложные французские слова превратились в более привычное английскому уху «Jolly Roger».

Жизнь на борту

Пьяные песни, драки, азартные игры и абсолютная вольница - все это отнюдь не про пиратов. Представьте себе замкнутый мужской коллектив с преимущественно очень непростыми характерами, запертый на ограниченном пространстве на полгода или даже более долгий срок. Любой мало-мальский конфликт мгновенно приводит к кровавым разборкам стенка на стенку и потере боеспособности экипажа. Именно поэтому капитаны пиратских кораблей старались исключить любые развлечения, могущие послужить причиной таких конфликтов.

Пьянство было строго запрещено, но каждый день морякам выдавали по кружке грога для профилактики здоровья, и чтобы они не забывали вкус рома. Чистый ром чаще использовали для дезинфекции или в качестве обезболивающего, пить его чистоганом было сущим расточительством.

Азартные игры также были запрещены на большинстве кораблей. Вместо них пираты развлекались «конными боями», бегом в мешках и прочей самодеятельностью.

Капитан пользовался непререкаемым авторитетом и строго следил за порядком на борту своего корабля, при этом зачастую этот авторитет доставался не за счет его жестокости и беспощадности, а благодаря гораздо более полезным в море качествам - образованности, способности ориентироваться по звездам и организовать работу коллектива наиболее эффективным способом. Капитан должен был быть уравновешенным человеком, ведь ему приходилось выступать третейским судьей в любых спорах между рядовыми пиратами. В случае необходимости он же и назначал жестокие наказания.

Самым распространенным было наказание плетью или «законом Моисея» - провинившегося привязывали к деревянной скамье и секли длинной кожаной плетью. Суровость этого наказания варьировалась в зависимости от количества назначенных ударов: если 10-15 ударов оставляли страшные шрамы на спине и память о своем проступке до конца жизни, то «библейские» 40 приводили к неминуемой смерти - тело человека буквально полосовали в клочки.

Другим распространенным наказанием было присвоение почетного звания «губернатора острова». Этот необычный эвфемизм означает высадку человека на необитаемый остров. Причем чаще всего речь шла о действительно необитаемых островах - скалах посреди моря, небольших рифах или островках песка, скрывающихся под водой во время прилива. В полном одиночестве и тишине у провинившегося было достаточно времени, чтобы подумать о своих грехах перед коллективом.

Жертве оставляли немного еды, небольшой бочонок с водой и пистолет с единственным зарядом, которым можно было воспользоваться, когда надежд на спасение уже не останется. А их, действительно, было очень мало - если такого отшельника подбирало проходящее судно, то его наверняка в порту за пиратство.

Еще одним страшным наказанием было «протаскивание под килем». Осужденного привязывали за руки и за ноги к прочной цепи и протягивали под килем с одного борта на другой. Даже если ему удавалось не захлебнуться водой, он получал страшные раны от моллюсков, наросших на днище корабля, что влекло за собой смерть от заражения крови. Позднее этот метод наказания переняли в военно-морском флоте Великобритании и некоторых других стран.

Широко растиражированное в пиратской поп-культуре «хождение по доске», когда человек с завязанными глазами шагал по доске, выдвинутой с палубы в море - скорее вид своеобразного развлечения, а не само наказание. Куда проще было просто бросить жертву за борт с привязанным к ногам ядром.

Но вся эта жестокая дисциплина заканчивалась, когда корабль с награбленным добром входил в нейтральную гостеприимную бухту. Пираты высаживались на берег с кошелями, набитыми золотом и жаждой восполнить недостаток развлечений во время долгого плавания и тяжелой работы в море. Тут уж вино текло рекой, бордели закрывались на спецобслуживание, а всяческие гражданские крысы прятались по щелям - лишь бы не попасться свирепым разбойникам на пути.

Протезы

Железный крюк вместо руки, деревянная колотушка, торчащая из рваной штанины, черная повязка на глаз, за которой так удобно прятать «черную метку» - таким образ пиратов для нас рисовали художественные фильмы и детские мультики.

Безусловно, полная опасностей пиратская жизнь зачастую влекла за собой потерю тех или иных конечностей или жизненно-важных органов, но в действительности пиратов-инвалидов было не так уж много. Дело в том, что ампутация руки или ноги - это довольно сложная операция, требующая качественной анестезии, постоянных перевязок и противоинфекционной терапии.

Во времена расцвета пиратства корабельные лекари, вооруженные остро отточенным ножом и плотницкой пилой для перепиливания костей, могли предложить своим пациентам разве что добрую кружку рома, тряпичную повязку и личинок навозных мух вместо антибиотиков. Немудрено, что немногим удавалось выжить после такого лечения. Пациенты умирали от потери крови прямо на хирургическом столе или от занесенной инфекции несколько позже, но в девяти случаях из десяти итог был один - неминуемая смерть.

Что касается повязки, закрывающей один глаз, то вокруг нее появилась интересная теория. Ее частое применение пытаются объяснить желанием сохранить «ночное зрение» хотя бы на одном глазу, чтобы быстро адаптироваться к темноте вражеского трюма и не оказаться слепым котенком в окружении вооруженных врагов в первые секунды после попадания туда с ярко освещенной палубы. Но на практике эта теория не выдерживает критики.

Куда более логичным видится более традиционное объяснение: дерево, из которого строились тогда все корабли, при попадании пуль, картечи и ядер разлетается на тысячи мелких щепок - именно они и были самой частой причиной потери зрения у моряков, а повязка была призвана защитить поврежденный глаз от попадания инфекции.

Способы ведения боя

Вот в этом вопросе мифология пиратства практически никак не расходится с его практикой. Действительно, основным приемом ведения боя у пиратов был абордаж и последующая рукопашная схватка. Конечно, гораздо безопаснее было бы расстрелять жертву из пушек, но это не гарантировало сохранности ценного груза или самого корабля, который можно было продать в ближайшем порту.

При атаке пиратский корабль стремился как можно ближе подобраться к жертве, а затем открывал огонь из пушек специальными книппелями или ядрами, прочно связанными между собой цепью. В полете они раскручивались и наносили повреждения рангоутам и такелажу. Судно жертвы теряло ход и управляемость, и вот тогда наступало время абордажа.

Но перед этим следовало основательно подготовиться: над палубой пиратского корабля натягивали веревочную сеть, чтобы спасти ее от падающих обломков, на марсы мачт забирались стрелки, чтобы с наиболее удобных позиций обстреливать противника, а все проходы к квартердеку и полуюту баррикадировали бочками и мешками, чтобы создать цитадель для обороны в случае, если абордаж пойдет «не по плану».

Как только приготовления были закончены, корабль пиратов вплотную сближался с противником, с расстояния в 5-10 метров абордажная команда производила дружный залп по вражеской команде и затем бросала кошки, абордажные крючья и багры. Как только два судна сцеплялись намертво, через борта перебрасывались мостки и пираты перебирались на вражескую палубу. Здесь в ход шло разнообразное холодное оружие: шпаги, кортики и ножи.

Особой популярностью пользовались также короткоствольные кремневые пистолеты, которыми очень удобно орудовать в стесненных условиях, к тому же они имели довольно приличный вес, что позволяло после неудачного выстрела проломить голову жертве с помощью металлического навершия рукояти. Пираты также часто использовали гранаты - полые ядра с фитилем, начиненные порохом. Это было страшное оружие, особенно при его применении внутри трюмных помещений. Многочисленные осколки и мощная ударная волна от взрыва оставляли противнику ничтожные шансы на выживание.

Абордажные схватки были крайне жестоки и очень быстро превращались в индивидуальные поединки. На тесной палубе и в замкнутом трюме ни о какой тактике речи не шло, исход боя решали личные навыки бойцов и их ожесточенность. В девяти случаях из десяти победу одерживали нападающие. Пираты проходили жестокий естественный отбор и набирались внушительного опыта в предыдущих сражениях. Гражданские моряки или плохо обученные солдаты с трудом могли противостоять их натиску.

Жестокость

Судить по прошествии времени о садистских предпочтениях настоящих пиратов довольно трудно. Согласно сохранившимся показаниям свидетелей их нападений и растиражированному в художественной литературе образу, пираты были крайне жестоки и убивали чуть ли не всех, до кого могли дотянуться.

На самом деле убийство экипажа корабля-жертвы отнюдь не было самоцелью разбойников. Главная цель - это товары, деньги и иногда сами суда. Если их можно было заполучить без лишнего насилия, то это значительно упрощало работу. К тому же, несмотря на свою жестокую профессию, многие пираты были верующими людьми и не хотели брать лишний грех на душу.


Если экипаж покорно сдавался на милость победителя и гостеприимно распахивал трюмы, полные добычи, то убивать матросов было незачем. К XVIII веку, когда торговцы стали широко пользоваться возможностью страхования своего груза, дело и вовсе значительно упростилось. В случае захвата судна капитан безропотно отдавал все имущество, рассчитывая затем получить страховку.

С другой стороны, иногда жестокость была оправдана: выжившие могли сообщить властям об орудующих поблизости пиратах, пока те не ушли достаточно далеко. В таком случае экипаж либо ссаживали на шлюпки и отправляли в свободное плавание, пока их судно догорало, покачиваясь на волнах, либо уничтожали паруса и оснастку корабля, что затрудняло возможность оперативно сообщить о своей беде военным.

На службе короля

«Веселый Роджер» пляшущий на ветру, «Ни Бога! Ни короля! Ни Отечества!», анархия и свобода боевого братства - вся эта романтика легко продавалась за возможность легально грабить суда под защитой государственного флага. Когда пираты стали многочисленны и начали доставлять слишком много неудобств национальным интересам, мудрым государственным деятелям пришла в голову очень простая и старая как мир мысль: «Не можешь победить – возглавь!».

Начиная с XVI века, некоторые морские державы по сути легализовали пиратство и начали выдавать морским разбойником «каперские грамоты». Эта грамота официально разрешала грабить и уничтожать врагов государства, выдавшего такой документ.

Подобная практика была выгодна обеим сторонам: пираты получали возможность легально сбывать награбленное и сужали круг своих ненавистников, а государство получало надежных союзников, действующих на неприятельских коммуникациях глубоко в тылу противника.

Более того, некоторые «каперские грамоты» подразумевали раздел добычи между пиратами и государством, выдавшим лицензию. Король мог получать четверть, а в некоторых случаях до трети их добычи, что становилось заметной прибавкой к государственному бюджету.

Испанские каперы, французские корсары и английские приватиры широко развернулись во время морских войн XVII и XVIII веков в Карибском море и по всему Атлантическому океану. Они действовали группами по 5-10 кораблей и могли нападать даже на военные караваны, перевозившие богатую добычу. Все самые известные пираты в мировой истории являлись именно каперами, со временем они и вовсе вытеснили «честный» разбойничий промысел с морских просторов, полностью оправдав изначальные цели своих нанимателей.

Заключение

Реальность всегда выглядит гораздо прозаичнее качественной выдумки, что, конечно же не делает ее блеклой, скучной и неинтересной. Проза жизни вовсе не убивает романтику, а лишь подчеркивает ее действительную ценность. Золотые времена пиратов давно прошли, современные сомалийские и индонезийские банды являют собой лишь тень славных морских разбойников, державших в страхе все Карибы и Атлантику. И если в реальной жизни XXI века уже поздно наниматься на борт пиратского судна, то сделайте это в жизни выдуманной. Скорее берите в руки геймпад, отключайтесь от этой серости за окном и наслаждайтесь голубыми солеными брызгами жарких тропиков под развевающимся «Веселым Роджером».


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении