School85vrn - Образовательный портал

Послевоенные эсминцы ссср. Безаварийная серия кораблей вмф ссср

Эскадренные миноносцы проекта 956 - эсминцы третьего поколения, которые строились в СССР с 1976 по 1992 год. Судна данного проекта стали последними советскими эсминцами. Серия имела шифр «Сарыч», а по классификации НАТО ее называли Sovremenny class destroyer - по названию первой модели, миноносца «Современный». Постройка суден производилась на ленинградском заводе имени Жданова. Сегодня мы познакомимся с эсминцами проекта 956 подробнее.

Современная ситуация

На сегодняшний день в составе ВМС РФ находится 6 эсминцев типа «Сарыч». Три из них в строю, два стоят в резерве, а еще один проходит плановый ремонт. В составе тихоокеанского флота, до сих пор служит эсминец «Быстрый». А в балтийском флоте службу несут корабли «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков». Эсминец «Быстрый» является самым старым из кораблей серии, находящихся до сих пор в строю. После распада Советского Союза закладка кораблей проекта 956 прекратилась из-за недостаточного финансирования. В 1997-2000 годах два судна были достроены для продажи в КНР по проекту 956-Э. Индекс «Э» означает «экспорт». Немного позже эскадренные миноносцы проекта 956Э были доработаны, и экспортный проект получил название 956ЭМ. Индекс «М» обозначает «модернизированный».

Изначально планировалось, что эсминец проекта 956 станет наиболее массовым в своем классе и в советском флоте в принципе. Всего планировалось построить порядка пяти десятков суден. В действительности же на вооружение СССР (а позже РФ) поступило всего 17 кораблей «Сарыч». Теперь давайте познакомимся с историей создания этого судна.

Предпосылки для создания

Эскадренными миноносцами (эсминцами) называют многоцелевые быстроходные маневренные корабли. Они могут бороться с подводными суднами, уничтожать самолеты, противостоять надводным кораблям, прикрывать соединения кораблей и, наконец, сопровождать конвои. Кроме того, эсминцы можно применять для дозорных, десантных и разведывательных операций, а также постановки минных заграждений.

Первые эсминцы появились еще в конце девятнадцатого века. Они активно использовались во времена Первой и Второй мировой войн. Расширяющийся с каждым годом спектр задач, выполняемых эскадренными миноносцами, сделал их очень значимыми для флота. С появлением ракетного вооружения роль эсминцев в морском сражении возросла еще больше.

В начале 1960-х надводный флот стал развиваться особенно активно. Когда ВМФ Советского Союз стал океанским, перед кораблями появились новые задачи: охрана районов патрулирования ракетных подводных лодок, слежение за подводными лодками врага, проведение внешнеполитических акций и контроль водных коммуникаций. Для выполнения этих задач лучше всего подошли бы авианосцы, но они были очень затратными в строительстве. Большие противолодочные корабли (БПК) были советской альтернативой авианесущих крейсеров, однако они нуждались в эскорте, а суден для прикрытия в СССР сильно не хватало. Кроме того, стоящие на тот момент на вооружении эсминцы уже морально устарели и не могли противостоять зарубежным аналогам на равных. Океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году, наглядно это проиллюстрировали. Таким образом, советский флот нуждался в новом, хорошо вооруженном эсминце, способном действовать как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок.

Судостроительная программа на 1971-1980 годы, предусматривала создание такого корабля. Новый эсминец должен был участвовать в десантных операциях, подавлять противодесантную оборону врага, уничтожать мелкие цели на берегу и обеспечивать в зоне высадки противовоздушную оборону. Будущий корабль назвали «кораблем огневой поддержки десанта». В качестве прототипа для строительства был выбран эскадренный миноносец проекта 56, поэтому новый проект получил номер 956.

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance - первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина - 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, - артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование - в 2,22 млн рублей.

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 - эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь - ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м 2 . Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Оснащение

Силовая установка первых модификаций кораблей проекта 956 включает в себя два котлотурбинных агрегата марки ГТЗА-674. Их суммарная мощность составляет 100 тысяч лошадиных сил. Агрегаты располагаются в носовом и кормовом машинных отделениях. В каждом из машинных отделений находятся два котла и одна паровая турбина. Частота вращения на различных режимах работы установки регулируется турбозубчатым агрегатом. Важно отметить, что «Сарычи» стали единственными в мире боевыми суднами 3-го поколения с котлотурбинной энергетической установкой. Начиная с седьмой модели (эсминец «Стойкий»), корабли стали оснащаться более надежными котлами КВГ-3. Тем не менее котлы остались слабым местом суден, так как они очень требовательны к чистоте подаваемой воды. Кроме основных котлов, силовая установка имеет аварийный котел, который дает 14000 кг пара.

Эсминец имеет пару малошумных винтов. В состав рулевого агрегата входит гидравлическая машина и полусбалансированный руль. Корабль может развить скорость в 33,4 узла. Благодаря запасу топлива, составляющему 1,7 тысячи тонн, максимальная дальность плаванья судна составляет 3900 морских миль.

Электроэнергией эскадренные миноносцы проекта 956 обеспечиваются посредством двух парогенераторов (суммарная мощность равна 2500 кВт) и двух дизель-генераторов (суммарная мощность равна 1200 кВт).

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы - в двух- или четырехместных, а матросы - в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м 2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа - библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая - за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету - с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия - на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Живучесть

Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему обеспечения живучести. Потенциально опасные помещения судна (машинное отделение и погреба) ограждены противопожарные отделениями с усиленными стальными стенками.

В качестве средств борьбы с возгоранием на судне оборудованы противопожарная магистраль, система объемного пожаротушения, система пенотушения, а также система водяного орошения переборок и сходов. Кроме того, для защиты погребов есть отдельные системы орошения и затопления.

От водной угрозы судно могут спасти системы осушения, балансировки цистерн и водоотлива. Для защиты от заражения внешней поверхности судна предусмотрена система обмыва.

Броневой противоосколочной защитой обеспечены лишь артиллерийские установки и пусковые устройства ПКР «Москит».

Модификации

В ходе производства серии суден их устройство поддавалось частичной модернизации. С 6-го корпуса (эсминец «Боевой») суда получили РЛС «Фрегат-М2» с двумя плоскими антеннами. Начиная с седьмого корпуса («Стойкий»), корабли оснащались более совершенными котлами КВГ-3. С 14-го корпуса (эсминец «Гремящий», ранее «Ведущий»), начался выпуск версии 956А. Он отличалась зенитной установкой «Ураган-Торнадо», а также новым радиолокационным и навигационным оборудованием.

Название корабля

Год выпуска

«Современный»

«Отчаянный»

«Отличный»

«Осмотрительный»

«Безупречный»

«Боевой»

«Стойкий»

«Окрыленный»

«Бурный»

В ремонте

«Гремящий»

«Быстрый»

В составе КТОФ

«Расторопный»

«Безбоязненный»

В резерве

«Безудержный»(«Гремящий»)

«Беспокойный»

В резерве ДКБФ

«Настойчивый»

В составе ДКБФ

«Адмирал Ушаков»

В составе КСФ

«Внушительный»

Разрезан на металл

«Ханчжоу» («Важный»)

В составе ВМС Китая

«Фучжоу»
(«Вдумчивый»)

«Тайчжоу»(«Внушительный»)

«Нинбо» («Вечный»)

Модели проекта 956

Кратко познакомиться с хронологией создания эсминцев проекта 956 и их теперешним статусом поможет приведенная выше таблица.

5 июля 2004 года экипаж эсминца «Бесстрашный» был построен по большому сбору. Заместитель Командующего Северным Флотом, вице-адмирал Доброскоченко, мой первый комбриг, зачитал приказ о переименовании эсминца в «Адмирал Ушаков». Церемония, приуроченная к десятилетию подъема Андреевского Флага, была проведена в соответствии ритуалами и регламентом, принятом в ВМФ Российской Федерации, в присутствии первого заместителя председателя Государственного собрания Республики Мордовия Литюшкина и командования, не сокращенной, к тому времени, 7 Оперативной Эскадры.

Корабль был заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова, ныне ОАО «Северная Верфь» по проекту 956 «Сарыч» 6 мая 1988 года и спущен на воду 28 декабря 1991 года. Принят в состав ВМФ 30 декабря 1993 года.

С 1994 года проходил службу в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота.

Совместно с эсминцем «Расторопным», который больше был известен на Флоте под именем «Растопоренный», 4 апреля 1995 года участвовал в проведении зенитной ракетной стрельбы. Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло, 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море; с 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия); с 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта 1996 года корабль вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14 156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец совершил выход в море, с 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля этого же года он участвовал в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа «Бесстрашный» выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М. 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября «Бесстрашный» совершил в составе корабельной группы выход в море, в период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия); 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 8 октября 1997 года.


1 мая 1998 года эскадренный миноносец «Бесстрашный» был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В девяностые годы, когда Флот практически стоял на приколе, два эсминца: «Бесстрашный» и «Расторопный» не вылезали из морей, закрывая боевую подготовку за всю эскадру.

После серьезной аварии, корабль был поставлен в ремонт в Мурманский завод № 35. Ему повезло, он вышел из ремонта и в настоящее время продолжает выходить в море, к сожалению, не с такой интенсивностью, как в более молодые годы. А вот его «систер – шип», «Расторопный», который своим ходом в 2000 году пришел на ремонт в Санкт – Петербург, повторил судьбу крейсера «Киров» и со спущенным флагом умирает в центре морской столицы России в одном из достроечных ковшей ОАО «Северная верфь».

Что же это за корабли, эсминцы проекта 956. Последние эсминцы Советского Союза?

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч» по классификации НАТО «Sovremenny class destroyer» - эсминцы 3 поколения типа «Современный» (по имени головного корабля). Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая.

В шестидесятые годы прошлого столетия, Советский Союз приступил к строительству океанского Флота. Необходимо было создавать крупные корабли первого ранга, способные к длительному несению службы в океанской зоне.

По замыслу военного – морского командования, при подготовке к войне на море и захвата стратегической инициативы, перед ВМФ СССР были поставлены следующие боевые задачи:

1) обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подводных крейсеров;
поиск, обнаружение и слежение за подводными лодками противника. В первую очередь за подводными ракетоносцами;

2) вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ (авианесущими ударными группировками), КПУГ (корабельными поисково – ударными группами);

3) обнаружение и вскрытие коммуникаций противника;

4) немедленная готовность к боевому применению на морских и океанских театрах военных действий;

5) выполнение внешнеполитических задач.

Да. Время было практически предвоенное. Противостояние двух мировых систем: капитализма и социализма достигала своего апогея и исход последней смертельной схватки не мог бы предсказать никто.

Многочисленными НИИ и оперативными управлениями были пересмотрены различные варианты решения данных задач. Предлагалось, по примеру США и Великобритании создать соединения с авианесущими крейсерами. От осуществление данного варианта было отказались из-за слишком дорогого строительства и судоремонта. Но окончательно проект отложен не были на самом своем излете, СССР смог вывести в океан свой первый и единственный авианосец. Вторым вариантом было массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК (ракетными комплексами) или РКА (ракетно – артиллерийскими комплесами).

Кроме этого, эсминцы с артиллерией калибра 130 мм и артиллерийские крейсера проектов 68-К\Б подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения - ПКР. Пробные эксперименты по размещению на крейсерах крылатых ракет, положительных результатов не дали.

Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы. Корабли нового поколения.

1.11.1973 года – официальная дата начала строительства новейших отечественных ЭМ (эскадренных миноносцев) проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

В оперативно-тактическом задании эсминец получил название «корабля огневой поддержки десанта», так как планировалось, что корабль будет действовать в основном совместно с десантными отрядами. Согласно ОТЗ корабль предназначался для:

  1. подавления наземных малоразмерных целей, а также объектов противодесантной обороны, скоплений живой силы и боевой техники противника;
  2. огневой поддержки противовоздушной и противокатерной обороны десанта в районе высадки и на переходе морем;
  3. уничтожения надводных кораблей и десантно-высадочных средств противника совместно с другими силами флота.

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, вместо предусмотренных 38, а в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли в состав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии (в ценах Советского Союза).


Энергетическая установка:

ЭМ проекта 956 - единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ (главная энергетическая установка) состоит из двух КТА (котло – турбинных агрегатов) ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя.

Именно ГЭУ и послужит основной причиной вывода эсминцев из состава Флотов в будущем. Эксплуатировать паросиловую установку надо чередуя с регулярными ремонтами, плановой заменой арматуры и аппаратуры. Должна безукоризненно выполняться цикличность боевого использования корабля. Но, как правило, корабли «насиловали» до той поры, когда они еще в состоянии были выйти в море, а потом, выбрасывали в отстой. К сожалению, отсутствие продуманной системы организации использования сил и привели к тому, что «Сарычи» довольно быстро выбыли из строя. Также, как и мои любимые «азы» - большие противолодочные корабли проекта 1134 «А». Изначально, эсминцы конструировались с газотурбинной установкой, которая отличается большей устойчивость и живучестью. Именно, имеющие ее в качестве движителей крейсера типа «Слава» и БПК типа «Удалой» до сих пор составляют основу ВМФ РФ, хотя по возрасту не моложе, а в большинстве своем старше эсминцев. До сих пор помню, как механики виртуозно ругали прогоревшие трубки котлов.

Окончательный выбор типа энергетической установки (котлотурбинной вместо более современной газотурбинной) был сделан Главкомом ВМФ С. Г. Горшковым после совещания с министром судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутомой. Это не бесспорное решение объяснялось несколькими причинами. Основным поставщиком газовых турбин в 1970-е годы был Южный турбинный завод, но на момент выбора типа ЭУ для проекта он был загружен заказами и с новыми заказами мог не справиться. В это же время, в Ленинграде на Кировском заводе простаивал паротурбинный цех. В пользу котлотурбинной установки приводили и тот аргумент, что на флоте на тот момент было много потребителей дизельного топлива, а в случае перебоев с ним корабли с КТУ, потреблявшие мазут, оказались бы в преимущественном положении. Но при этом не был учтён тот факт, что в случае перебоев с поставкой топлива в ходе военных действий потребители как соляра, так и мазута оказались бы в одинаково невыгодном положении. Важным аргументом в пользу котлотурбинной установки должно было стать и её качество. Энергетическая установка эскадренных миноносцев проекта 956 должна была стать родоначальницей нового поколения КТУ с выдающимися характеристиками, которых должны были добиться благодаря применению прямоточных котлов. Но прямоточные котлы оказались неработоспособными, вследствие чего их пришлось заменять высоконапорными котлами. Дополнительной причиной выбора КТУ была дешевизна флотского мазута в сравнении с газотурбинным топливом (в годы энергетического кризиса начала 1970-х годов этот аргумент был немаловажным).

Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.
Основное вооружение:

ЗРК (зенитно-ракетный комплекс) «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект - 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ (система управления) ЗРК «Орех» - 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86. Достаточно высокая.

Артустановки:

АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 выстреловна каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению, заведены в ленту). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.



АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО (противовоздушной обороны). Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч выстрелов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» - 0.4 -1.0.


ПКРК (противокорабельный ракетный комплекс) «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР (крылатых ракет). Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. Способен нести спец. боезапас. СУ эсминца проводит полный залп за полминуты. Вероятность поражения - 0.94-0.99.

Противолодочное вооружение:

РБУ (реактивная бомбометная установка) -1000. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ (реактивных глубинных бомб). Дальность поражения до одного километра. Основная задача – обеспечение противоторопедной защиты корабля. Вероятность поражения торпеды противника – 0,2 – 0,3 (при одиночной стрельбе. Стрельба производится полным залпом, увеличивая вероятность до 0,7).
2 ТА (торпедных аппарата) калибра 533мм. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.

РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.

Авиационное вооружение:

КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.
Эсминец всегда был «голубой мечтой» нас, минёров. Ещё бы! Вооружение как на МПК (малый противолодочный корабль), а должность «майорская» (капитан 3 ранга). Попадали по большому блату или, когда звание поджимало. Мне на эсминцах послужить не довелось, хотя в море на «Расторопном» и «Отличном» выходил….

Основным боевым соперником в водах Мирового океана для эсминцев проекта 956 являются спроектированые в 1980—1985 годах эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» и «Spruance». Однако, по своим боевым качествам, эти два типа эсминцев несопоставимы: эсминцы 956-го проекта существенно уступают американским кораблям по целому ряду показателей: отсутствие многофункциональной БИУС (боевой информационной управляющей системы), слабыми возможностями гидроакустической станции по поиску ПЛ, котлотурбинной ГЭУ и относительно слабой ПВО. У эсминцев типа «Сарыч» имеются также 2 недостатка, свойственных и эсминцам «Арли Бёрк» первой серии: отсутствие вертолётного ангара и недостаточная дальность плавания на оперативной скорости, причём по последнему показателю американские эсминцы имеют неоспоримое преимущество: 4400 миль на 20 узлах против 3940 миль на 18 узлах для советских эсминцев 956-го проекта. Единственным преимуществом корабля в сравнении с американскими эсминцами является более мощное, чем у американских эсминцев, противокорабельное и артиллерийское вооружение. Но это преимущество и является решающим…

Выйти на уровень иностранного аналога по возможностям ПЛО оказалось невозможным из-за весьма внушительных массо-габаритных характеристик ГАК «Полином» и отсутствия на корабле резервов, которые ранее израсходовали на установку мощного артиллерийского вооружения (масса двух АУ главного калибра с системой подачи боезапаса составила около 300 т).

Таким образом, по артиллерии и ЗРК корабль пр.956, безусловно, превосходил американцев, а противолодочное вооружение «Сарыча» получилось слабым: два РБУ-1000 и столько же двухтрубных 533-мм ТА, ВПП со сдвижным ангаром-укрытием для противолодочного вертолёта Ка-25 (позже – Ка-27) временного базирования и небольшая ГАС «Платина-С» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Таким образом, средства ПЛО обеспечивали лишь самооборону корабля от торпедных атак ПЛ.

эсминец «Спрюенс»

Учитывая эти обстоятельства, командованием ВМФ было принято решение о создании СИСТЕМЫ из двух кораблей. Корабль УРО (управляемое ракетное оружие) и ПВО – пр.956, и специализированный корабль ПЛО (противолодочной обороны), создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп.
Первоначально предполагалось построить по 50 кораблей обоих проектов, но позже программа подверглась значительному сокращению.

Честно говоря, я даже не знаю, проектировалось ли где – нибудь в мире создание СИСТЕМЫ из двух кораблей? А если бы СССР не развалился и программа была бы реализована в полном объеме? А ведь на подходе были уже свои АУГ (авианесущие ударные группы) прикрытые атомными крейсерами….. Много чего кануло в вечность. Наверное, не так уж плох был СССР, как нам пытаются доказать….

бпк проекта 1155

краткие биографии:

«СОВРЕМЕННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 7.5.1975 г.; заложен 3.3.1976 г. на ССЗ №190 («Северная верфь»); спущен на воду 18.11.1978 г.; введён в строй 25.12.1980 г.; вошел в состав КСФ 24.1.1981 г.; 6.12.1989 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но из-за нехватки финансирования простоял без ремонта почти 10 лет и в ноябре 1998 г. выведен из состава флота и расформирован.
«ОТЧАЯННЫЙ»: Заложен 4.3.1977 г. на ССЗ №190; спущен на воду 29.3.1980 г.; введен в строй 30.9.1982 г.; вошел в состав КСФ 24.11.1982 г.; 2-6.05.1985 г. нанес визит в Алжир; 26.6.1992 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но позднее был выведен в резерв, а впоследствии – из состава флота.
«ОТЛИЧНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 14.4.1976 г.; заложен 22.4.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 21.3.1981 г.; введен в строй 30.9.1983 г.; вошел в состав КСФ 15.12.1983 г.; 28.12.1984-2.01.1985 гг. нанес визит в Гавану (Куба), 21-25.07.1989 г. – в Норфолк (США); в конце 1990-х гг. выведен из состава флота.
«ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ» : Зачислен в списки ВМФ 14.4.1974 г.; заложен 27.10.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 24.4.1982 г.; введен в строй 30.9.1984 г.; вошел в состав КТОФ 7.12.1984 г.; в 1985 г. совершил переход из Балтийска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и Камрань (Вьетнам); в 1990-х гг. поставлен в отстой, но ремонта не дождался и впоследствии был выведен из состава флота и расформирован; разделан на металл.

«БЕЗУПРЕЧНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен в 1980 г. на ССЗ №190; спущен на воду в августе 1983 г.; введен в строй 6.11.1985 г.; вошел в состав КСФ 7.1.1986 г.; 2-5.06.1984 г. нанес визит в Триполи (Ливия), 9-13.07.1990 г. – в Портсмут (Великобритания), 20-24.02.1991 г. – в Александрию (Египет); 3.11.1993 г. поставлен на капремонт в Пала-Губе на ССЗ №190.
«БОЕВОЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен 26.3.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.8.1984 г.; введен в строй 28.9.1986 г.; вошел в состав КТОФ 5.11.1986 г.; 18-23.11.1987 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен), 12-16.05.1988 г. – в Вонсан (Северная Корея), 31.07-4.08.1990 г. – в Сан-Диего (США); 25.11.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке.
«СТОЙКИЙ». Зачислен в списки ВМФ 1.8.1981 г.; заложен 28.9.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 27.7.1985 г.; введен в строй 31.12.1986 г.; вошел в состав КТОФ 24.2.1987 г.; 22.10.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке, но из-за отсутсвия финансирования отправлен в отстой; в начале апреля 1999 г. затонул и впоследствии был расформирован, списан и разделан на металл.
«ОКРЫЛЁННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 5.11.1982 г.; заложен 16.4.1983 г. на ССЗ №190; спущен на воду 31.5.1986 г.; введен в строй 30.12.1987 г.; вошел в состав КСФ 19.2.1988 г.; в конце 1990-х поставлен в отстой.
«БУРНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен в 1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду в феврале 1987 г.; введен в строй 30.9.1988 г.; вошел в состав КТОФ 9.11.1988 г.

«ВЕДУЩИЙ»: с 18.8.1988 г. «ГРЕМЯЩИЙ». Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 23.11.1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.5.1987 г.; введен в строй 30.12.1988 г.; вошел в состав КСФ 1.5.1989 г.; 25.06-1.07.1990 г. нанес визит в Гавану (Куба); 25.05-1.06.1993 г. принял участие в торжествах в Ливерпуле (Великобритания), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику». С 18.08.1988 г. носит гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ пр.7 СФ и БПК пр.57-А КСФ.
«БЫСТРЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 29.10.1985 г. на ССЗ №190; спущен на воду 28.11.1987 г.; введен в строй 30.9.1989 г.; вошел в состав КТОФ 31.10.1989 г.; 5-8.06.1990 г. нанес визит в Киль (ФРГ), 23-30.08.1993 г. – в Циндао (Китай), 31.08-4.09.1993 г. – в Пусан (Республика Корея).
«РАСТОРОПНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.3.1985 г.; заложен 15.8.1986 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.6.1988 г.; введен в строй 30.12.1989 г.; вошел в состав КСФ 28.2.1990 г.; 11-15.10.1993 г. нанес визит в Тулон (Франция).
С 2002 года в отстое.

«БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в марте 1989 г.; введен в строй 28.11.1990 г.; вошел в состав КТОФ 29.12.1990 г.; 15-19.06.1991 г. нанес визит в Антверпен (Бельгия).
«БЕЗУДЕРЖНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 25.6.1991 г.; вошел в состав КСФ 11.7.1991 г.; 26-31.05.1993 г. принял участие в торжествах в Нью-Йорке (США), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику».
«БЕСПОКОЙНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 28.12.1991 г.; вошел в состав ДКБФ 11.2.1992 г. Резерв второй категории.

«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»: с 15.2.1992 г. «НАСТОЙЧИВЫЙ»
Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен в 1989 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1991 г.; введен в строй 30.12.1992 г.; вошел в состав ДКБФ 5.2.1993 г.; 19-26.06.1993 г. нанес визит в Киль и 28.06-2.07.1993 г. – в Вильгемсхафен (ФРГ). В1996 в Абу-Даби и Кейптаун.

«БЕССТРАШНЫЙ»: с 05.07.2004 г. «АДМИРАЛ УШАКОВ»
Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен 6.05.1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 28.12.1991 г.; введен в строй 30.12.1993 г.; вошел в состав КСФ 21.1.1994 г. и 17.04.1994 поднял Андреевский флаг; 16.08.1994 г. совершил межфлотский переход с Балтики на КСФ; с 5.05.1995 г. по 10.05.1995 г. посетил с официальным визитом Осло (Норвегия); с 21.12.1995 г. по 03.04.1996 г. нес Боевую службу в Средиземном море; 29.01.1996 г. деловой заход в Тартус (Сирия); 17.02.1996 г. официальный визит в Ла-Валетта (Мальта); в октябре 1997 г. официальный визит в Портсмут (Великобритания); с 06.2000 г. по 07.2003 г. проходил ремонт на ФГУП МП «Звездочка» в Североморске; с сентября по октябрь 2004 г. – Боевая служба в Северо-восточной Атлантике.
«ВНУШИТЕЛЬНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен 30.8.1983 г. на ССЗ №200, но вскоре снят со строительства; спущен на воду 17.10.1987 г. и превращен в плавсклад при заводе; впоследствии разделан на металл.
«ВАЖНЫЙ»: позднее - «ЕКАТЕРИНБУРГ» . Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.04.1991 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 1999 г. и передан КНР, где получил название «ХАНЬЧЖОУ» (б/н 136) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.
«ВДУМЧИВЫЙ»: с 30.8.1995 г. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 1992 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 2000 г. и передан КНР, где получил название «ФУЧЖОУ» (б/н 137) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.

: [з/н 880]. Заложен в 1992 г. на ССЗ №190; постройка была приостановлена при технической готовности 20%.


Списание :

1987 – Внушительный (зав.№2211) (как плавсклад ССЗ им. 61 коммунара, слом в 1996);

1998 – Окрылённый (30.09), Отличный (30.09), Осмотрительный (30.09), Отчаянный (30.09), Современный (30.09), Стойкий (30.09);

2001 – Безупречный (20.07);

2006 – Гремящий (18.12);

2009 – Расторопный (ноябрь);

2010 – Боевой (1.12)

С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), активно участвовали в боевой службе советского Военно-Морского Флота, демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооружённых конфликтов.




А ведь планировалась и модернизация проекта….

Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (пр. 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР «Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКР и КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что помимо замены пусковых установок комплекса «Москит» на корабле на месте кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска ЗС-14 на 16 крылатых ракет. Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажем ПУ ПКРК «Москит».

В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27). Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6700—6750 тонн.

Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств в период практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты, несмотря на то, что эскадренные миноносцы проекта 956, если сравнивать их с новыми кораблями четвёртого поколения, безусловно устарели, прекрасные модернизационные возможности, имеющиеся у проекта, позволяют придать ему требуемые в новых условиях боевые качества посредством замены устаревших систем корабельного вооружения на более современное.

Представьте себе, какой у России сейчас мог бы быть Флот…

Смесь бульдога с носорогом. Совки требуют нерфа! Это все про ветку эсминцев РИ/СССР (далее просто СССР) в World of Warships. Пришла пора все изменить и навести порядок. В этой статье мы рассмотрим возможные варианты разделения веток и того что от них ожидать.

Vlegris на днях сообщил в официальном стриме, что советских эсминцев будет много. Не просто много, а очень много. Две полноценные ветки и одна подветка. И что нынешнюю ждут существенные изменения. Ими мы и займемся, поскольку реформы, скорее всего, грядут уже в 2017.

Для начала, отметим, что плохо в имеющейся ветке (хотя проще сказать, что не плохо ):

  • В ветке намешаны эсминцы и лидеры
  • При этом соблюсти хотя бы следование техники без скачков эсминец-лидер не удалось
  • Салфетка на 2 уровне при наличии огромной кучи железных эсминцев и миноносцев в РИ
  • Перенерфленная «семерка», запихнутая на пятый уровень, дабы не плодить дырищу
  • Следствием стало появление имбовой «семерки» в премах на пятом и не имбовой – в премах на шестом
  • Аналогично четвертому пункту: перенерфленная «тридцатка» на шестом
  • Аналогично: перенерфленный «Киев» на седьмом
  • Нарушение логики, когда «Киев» в ветке стоит до «Ташкента», на базе которого и создан
  • Эсминец «Удалой» в ветке лидеров. Причем на уровень ниже «Хабаровска», в паре с которым создавался и планировался к действиям

Стоит отметить три главных недостатка советских эсминцев на данный момент:

  • Сарайность
  • Понерфленные фугасы
  • Слабые торпеды

Разделение на две подветки (лидеры и эсминцы ) позволит разделить геймплей на два подхода:

  • Лидеры – нынешний стиль, заплевывание адекватными фугасами с больших дистанций, большие размеры, слабые торпеды, высокая скорость, низкая маневренность
  • Эсминцы – торпедные атаки (благо, торпед в СССР хватало), более слабый ГК (как правило, всего четыре ствола ГК), меньшие размеры и заметность, высокая скорость, адекватная маневренность, на высоких уровнях – наличие РЛС (обосновано наличием ИРЛ). В итоге именно советские эсминцы должны стать второй торпедной веткой в игре и занять промежуточное место между петухадзами и церсторерами. Баланс торпед с японцами должен достигаться за счет того, что в залпе советских эсминцев будет больше торпед, но заряжаться аппараты будут дольше, а сами торпеды будут быстрее, но менее дальнобойными, чем японские.

Общая часть ветки:

2-4 уровни. Без изменений. Сторожевой , Дерзкий , Изяслав . Простим «Лесте» салфетку, раз обещали еще одну ветку эсминцев.

5 уровень. Салфетка, техзадание на будущий проект 7

Будущая легендарная «семерка» рождалась долго и в муках. Три года ушло только на формирование хотелок. Постепенно хотелки эволюционировали из клона «Карла Маркса» в будущий «Гневный». Росли водоизмещение, вооружение, дальность хода, торпедное вооружение.

Собственно, одно из этих предложений и предлагаю в качестве новой пятерки. Примерные характеристики должны быть плюс-минус на уровне нынешнего «Гневного», но с тремя пушками ГК (это важно!) и слегка лучшими торпедами (по дальности хода). И нормальные фугасы, как у «Гремящего». Что касается названия, то логичным кажется назвать эсминец в честь какого-то коммунистического деятеля. Например, Плеханов , не задействованный нигде.

Эсминцы

6 уровень. «Гневный»

Собственно, «семерка» в адекватном виде. При необходимости можно поиграться с 7-У, проверить, какая схема моторного отделения адекватнее для игры

7 уровень. «Огневой»

Сразу три корабля в одном названии. В стоке – нынешний «Огневой», вторым корпусом – «Осмотрительный» (30-к), третьим – «Смелый» (30-бис). Основные отличия – в улучшении ПВО и пятитрубных (!) ТА в топовом корпусе. Возможна и РЛС, но не очень и нужна

8 уровень. «Неустрашимый»

«Огневой» продолжает жиреть (на 50% возросло водоизмещение) и обрастать электроникой. Вооружение – все те же 2х2 130мм. Но добавляется РЛС и усиливается ПВО. Вот только со скоростью хода не сложилось – всего 33,5 узла. И снова 2х5 торпедных аппарата.

9 уровень. «Спокойный»

Вершина эволюции «Огневых» (да и вообще советских арт эсминцев). Немножко похудел, серьезно ускорился. Теперь максималка – 38,5 узлов. Вооружение то же, что и у предшественников.

10 уровень. «Удалой»

Да, «Удалого» можно было понерфить и запихнуть на восьмой. Но это разбило бы цепочку из «огнеподобных» 2х2 130мм. Да и водоизмещение как бы слегка… Большой «Удалой» проще говоря. Да и проектировался он для совместных действий с «Хабаровском». Поэтому будет на том же 10 уровне, что и «Хаба». И да, пришить РЛС, просто чтобы был. Стиль боя будет смесью американца и немца: ловля противников на РЛС с последующим заплевыванием фугасами и торпедные атаки.

Лидеры

6 уровень. «Орджоникидзе»

Да, проект 45 – это не лидер. Но именно он идеально подходит для задания канвы для всей ветки: высокая скорость (40-42 узла!) и заметность, акцент в ГК. В стоке будет вооружен 3 130мм пушками, в топе их число удвоится. Торпеды – 2х4 533мм. Ну и практически нулевое ПВО

7 уровень. «Минск»

«Ленинград» уже в премах и именно на 7 уровне. Логично, что его не особо продвинувшееся развитие уходит в ветку на место «Киева». Скорость хода – 42 узла, вооружение 5х1 130мм, 2 ТА по 4 торпеды. Главным усилением являются появившееся ПВО и меньшая потеря скорости при смене курса

8 уровень. «Ташкент»

Стоит на своем месте и требует апа. Какого? Хотя бы нормальных фугасов.

9 уровень. «Киев»

Как будет «Киев» жить на 9 уровне? З а-ме-ча-тель-но . Только дайте нормальную маневренность и количество ХП.

10 уровень. «Хабаровск»

Проект 47 справедливо находится в топе ветки. Это поистине творение «сумрачного советского гения» и никаких особых изменений этот корабль не требует.

Высказывайте свои мысли по поводу подобной расстановки кораблей в дереве.

В следующем материале рубрики мы разберем перспективу разделения ветки крейсеров США на две, которая также уже была анонсирована.

Проект 40-Н: 6×2 45-мм АУ СМ-7 Противолодочное вооружение 48-50 глубинных бомб, до 64 морских мин КБ-3 Минно-торпедное вооружение 2×5 533-мм торпедных аппарата

Эскадренные миноносцы проекта 40 - нереализованный проект трёхбашенного эскадренного миноносца с универсальной артиллерией главного калибра, разрабатывавшийся в 1942-1945 годах для Военно-Морского Флота СССР . Эскадренный миноносец проекта 40 разрабатывался с учётом опыта Второй мировой войны , и в сравнении с предыдущими проектами эскадренных миноносцев (проекты и ) должен был иметь улучшенную мореходность и новое оборудование и вооружение . Проект 40 рассматривался главнокомандующим ВМФ Н. Г. Кузнецовым как наиболее приоритетный объект для включения в десятилетнюю послевоенную кораблестроительную программу (среди надводных кораблей основных классов), однако личным решением И. В. Сталина он включён в неё не был.

История проектирования

Тактико-техническое задание

Оперативно-тактическое задание на новый, более крупный, чем корабль проекта 35 , «большой эсминец» для океанской службы (обозначение «проект 40») было разработано научно-техническим комитетом в начале 1942 года и утверждено главнокомандующим ВМФ СССР Николаем Герасимовичем Кузнецовым 26 августа 1942 года . В 1943-1944 годах специалистами эвакуированных в Казань научно-технического комитета РКВМФ и ЦКБ-17 были выполнены предэскизные проработки эсминца проекта 40 стандартным водоизмещением 2200 тонн. Конструкторам было предложено использовать материалы эскизного проекта 35, а также разрешалось увеличить стандартное водоизмещение до 2700 т. К проектированию были привлечены лучшие конструкторы бюро ЦКБ-17 : В. А. Никитин , А. Л. Фишер , И. Ф. Топтыгин, Н. В. Брезгун. Конструкторское бюро проработало шесть вариантов предэскизного проекта, однако уложиться в заданный лимит тоннажа его конструкторам не удалось - в соответствии с назначением корабля должны были находиться и его главные размерения , и его дальность плавания , и автономность .

Проанализировав результаты предэскизных проработок, флот 10 марта 1944 года выдал уточнённое тактико-техническое задание, в котором снизил требования к скорости - не менее 36 узлов , повысил лимит стандартного водоизмещения - 3000 т, но оставил прежним дальность плавания - 6000 морских миль . Новое ТТЗ адмирал флота Н. Г. Кузнецов утвердил 6 ноября 1944 года. В утверждённом главнокомандующим ВМФ ТТЗ было увеличено стандартное водоизмещение - до 3200 т, а также появилось требование разместить универсальные орудия в стабилизированных установках, усилить вооружение РЛС , установить новые комплекты приборов управления артиллерийской и торпедной стрельбой (ПУС и ПУТС). Вариант проекта 40 разработки конструктора В. А. Никитина (проект 40Н) был доведён до стадии эскизного проекта .

Проекты ЦКБ-17

ЦКБ-17 были разработаны шесть альтернативных вариантов проекта 40 (первые пять - в декабре 1943 года). Базовый вариант имел полубачную архитектуру (2/3 длины корпуса), эшелонное расположение ГЭУ , второе дно и две продольные переборки в районе машинных и котельных отделений. Проект 40Л являлся аналогом базового проекта, но с линейным расположением ГЭУ. У проекта 40А расположение ГЭУ также было выбрано линейным, но полубак распространялся только на половину корпуса корабля , отсутствовало второе дно и продольные переборки. Проект 40Б был аналогом проекта 40А, но без полубака. Ещё два инициативных проекта - 40ИЭ и 40 ИЛ являлись бесполубачными аналогами базового проекта 40 и проекта 40Л соответственно. Все варианты установки вооружения на этих вариантах проекта 40 предусматривали универсальный главный калибр из трёх двуствольных 130-мм башенных установок Б-2-У и приборов управления стрельбой на базе ЦАС-У , два 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата и 37-мм зенитные автоматы : на проектах 40, 40-ИЭ и 40-ИЛ по десять, а на проектах 40А и 40Б - по восемь. Противолодочное и радиоэлектронное вооружение не предусматривалось. За прототип ГЭУ был взят комплект ТЗА , закупленный в США для проекта 30А . Четыре высоконапорных котла с дутьём в котёл (а не в котельные отделения, как на довоенных проектах 7 и 30) должны были вырабатывать пар давлением 46 кг/см² и температурой 450 °C. Две паровых турбины - обеспечивать кораблю скорость хода 36 узлов. Бытовые условия были в целом лучше, чем на предыдущих проектах, но матросов предполагалось разместить на подвесных койках по германскому образцу .

Шестым проектом ЦКБ-17, разработанным в январе 1944 года , был проект 40Н. Корпус эскадренного миноносца проекта 40Н проектировался в двух вариантах: гладкопалубном и с полубаком . Высота борта на миделе в гладкопалубном варианте составляла 8,2 м, что при нормальном водоизмещении обеспечивало кораблю надводный борт более 4 м. Корпус имел коэффициент общей полноты 0,520. Силуэт корабля определяли подъём верхней палубы к прямому форштевню и излом в районе кормовой АУ СМ-2, в сочетании с двумя сильно наклонёнными и довольно высокими дымовыми трубами, и высокой носовой надстройкой , на которой находилась единственная на корабле треногая мачта. При дальности плавания 18-узловым экономическим ходом более 4000 морских миль полное водоизмещение корабля превышало 4000 т. Котлотурбинная установка мощностью 76 000 л. с. располагалась двумя эшелонами и по расчётам должна была обеспечить кораблю полный ход со скоростью 36 узлов . Расчётная дальность плавания полным ходом составляла 1080 морских миль, экономическим - 4150 миль. Мощность электроэнергетической системы составляла 1200 кВт. По табелю комплектации экипаж корабля составлял 353 человека .

Артиллерийское вооружение корабля проекта 40Н составляли три двухорудийные 130-мм универсальные стабилизированные АУ СМ-2 (боезапас - 200 выстрелов на ствол) и шесть двуствольных стабилизированных 45-мм автоматов СМ-7 (боезапас - 1000 выстрелов на ствол). Носовую батарею 45-мм АУ для уменьшения заливаемости при волнении подняли на 2-й ярус надстройки .

Противолодочное вооружение должно было состоять из 50 больших глубинных бомб и кормовых бомбосбрасывателей . Минные рельсы могли принимать 64 морские мины КБ-3 (в полубачном варианте вследствие более коротких минных дорожек на юте количество принимаемых мин уменьшалось до 26). Корабль также вооружался двумя комплектами паравана-охранителя и акустическим тралом. Странным является факт отсутствия в уточнённом тактико-техническом задании требований установки на корабль гидроакустической станции и современных средств поражения ПЛ (многоствольных реактивных бомбомётов), если учесть, что с 1942 года советские эскадренные миноносцы проекта 7 при прохождении текущих ремонтов оборудовались английской ГАС ASDIC, а информация о бомбомёте Hedgehog была известна командованию советского флота .

Проект конструкторского бюро научно-технического комитета РКВМФ

Внешние изображения
Эскизный проект 40, вариант КБ НТК РКВМФ.

Проектные работы по ТТЗ на проект 40 конструкторское бюро научно-технического комитета (НТК) проводило самостоятельно и независимо от ЦКБ промышленности. Мощность ГЭУ корабля (74 000 л. с.) позволяла развивать заданную в ТТЗ скорость 36 узлов . Два главных турбозубчатых агрегата и четыре главных котла ГЭУ , как и в проекте ЦКБ-17, располагались по эшелонной схеме. Дальность плавания 14-узловым экономическим ходом должна была составить 5700 морских миль , что при достаточно скромном запасе топлива «вызывало сомнения в реальности заложенных в расчёт показателей экономичности ГЭУ» . Кораблестроительные элементы проекта 40 разработки НТК в абсолютных значениях были несколько меньшими, чем в варианте ЦКБ-17 (см. таблицу). Остойчивость эсминца была немного хуже.

Расположение артиллерии главного калибра от проектов ЦКБ-17 отличалось тем, что на полубаке оставили одну башню, а две перенесли в корму и расположили линейно-возвышенно. 45-мм зенитная артиллерия была размещена аналогично проектам ЦКБ-17: по три двухствольных автомата СМ-7 на 1-м ярусе носовой надстройки и столько же на средней надстройке. В состав противолодочного вооружения были добавлены четыре шточных бомбомёта БМБ-1 (боезапас для бомбомётов и кормовых бомбосбрасывателей был уменьшен до 48 больших глубинных бомб) . В качестве средств радиолокационного дозора и целенаведения артиллерии должны были служить РЛС «Марс », «Гюйс » и «Риф », также на корабль планировалась установить по два комплекта станций «Юпитер-2Б» и станции радиотехнической разведки и помех. Остальное вооружение было сохранено по требованиям ТТЗ .

Основные кораблестроительные элементы эскадренных миноносцев проекта 40
Основные элементы Проект 40 (базовый) Проект 40Л Проект 40А Проект 40Б Проект 40ИЭ Проект 40ИЛ Проект 40Н (гладкопалубный) Проект 40-Н (полубачный) Проект КБ НТК РКВМФ
Водоизмещение, т
Стандартное водоизмещение Н/д 3250 3296 3200
Нормальное водоизмещение Н/д 3625 3670 3457
Полное водоизмещение Н/д 4000 4050 Н/д
Главные размерения, м
Длина наибольшая 135,0 Н/д
Длина по конструктивной ватерлинии 130,0 126,0
Ширина наибольшая 13,0 Н/д
Ширина по конструктивной ватерлинии Н/д 13,0
Высота борта на миделе Н/д 8,2 6,5 Н/д
Средняя осадка
Н/д 3,84 3,87 Н/д
Средняя осадка
при нормальном водоизмещении
Н/д 4,13 4,16 4,15
Средняя осадка
при полном водоизмещении
Н/д 4,42 4,45 Н/д
Начальная поперечная
метацентрическая высота
при стандартном водоизмещении
Н/д 0,75 0,63 0,71
Начальная поперечная
метацентрическая высота
при нормальном водоизмещении
Н/д 1,07 0,96 1,11
Начальная поперечная
метацентрическая высота
при полном водоизмещении
Н/д 1,29
Энергетическая установка
Мощность ГЭУ, л. с. 81 200 72 000 70 000 Н/д 70 000 72 000 Н/д
Запас топлива 880 775 655 755 Н/д 750 760 Н/д
Дальность плавания (на скорости N узлов) 6000 (16) 6000 (15) 5200 (15) 6000 (15) Н/д 6300 (15) 5800 (15), 4000 (18) 5700 (14)
Электроэнергетика 2 турбогенератора по 350 кВт, 2 дизельгенератора по 175 кВт (переменный трёхфазный ток 220 Вольт, частотой 50 Гц) 1200 кВт Н/д
Вооружение
Зенитное дальнего боя 3×2 130-мм АУ Б-2-У 3×2 130-мм АУ СМ-2-1
Зенитное ближнего боя 10 37-ммм АУ 8 37-мм АУ 10 37-мм АУ 6×2 45-мм АУ СМ-7
Торпедное 2×3 533-мм ТА 2×5 533-мм ТА Н/д
Противолодочное Нет кормовые бомбосбрасыватели 4 БМБ-1
Радиоэлектронное Нет РЛС обнаружения и управления огнём, станции РТР и помех Нет

Планы строительства серии и завершение проектных работ

«Большой эсминец» проекта 40 рассматривался высшим командованием ВМФ как наиболее приоритетный объект для включения в послевоенную кораблестроительную программу (среди надводных кораблей основных классов). Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов считал этот корабль наиболее подходящим для Северного и Тихоокеанского флотов и признавал необходимым начать строительство головного корабля уже в 1946 году . В соответствии с этими планами в начале января 1945 года приказом Кузнецова была создана комиссия из наиболее авторитетных адмиралов для подготовки предложений по послевоенной кораблестроительной программе, в том числе формулирования ТТЗ по кораблям различных классов. Комиссия состояла из нескольких подкомиссий, представлявших как Генеральный штаб во главе с П. А. Трайниным , так и преподавателей Военно-Морской академии (ВМА) . Общее руководство осуществлял начальник кафедры ВМА вице-адмирал С. П. Ставицкий , а подкомиссию по эсминцам возглавлял начальник тактики ВМА контр-адмирал Ю. А. Добротворский. Результатом работы подкомиссии по эсминцам стали выводы, оформленные в виде протокола заключительного заседания комиссии от 5 марта 1945 года :

Признать целесообразным предложение подкомиссии контр-адмирала Добротворского о необходимости двух подклассов миноносцев : ЭМ с мощным торпедно-артиллерийским вооружением, большой мореходностью и значительной дальностью плавания, предназначенные в первую очередь для ТОФ и СФ, и миноносцы, по возможности умеренного водоизмещения, предназначенные, в основном, для стеснённых районов Балтийского моря и Тихоокеанского театра. Принять, что одной из основных задач ЭМ должно явится охранение крупных боевых кораблей при действиях в море, в связи с чем необходима дальность плавания не менее 3000 миль при общей для кораблей боевого ядра повышенной экономической скорости 21 узел. В связи с этим признать желательным наличие двух вариантов - причём второй должен отличаться от предложенного усилением артиллерии и противолодочного оружия за счёт уменьшения числа ТА. Просить подкомиссию дополнить работу кораблестроительными расчётами.

Протокол комиссии Ю. А. Добротворского дополняли кораблестроительные расчёты, в которых в качестве «большого миноносца», правда, с некоторыми изменениями (в частности, увеличилось нормальное водоизмещение , усилилось зенитное вооружение), был принят довоенный проект 30 , но в Главном морском штабе «вполне отдавали себе отчёт о ценности рекомендаций комиссии С. П. Ставицкого, и после утверждения рекомендаций главкомом о них просто забыли» .

На основе выводов комиссии летом 1945 года Главный морской штаб разработал предложения по 10-летнему плану военного кораблестроения на 1946-1955 годы. По этому плану предполагалось построить 132 «больших эсминца» с тремя двуствольными 130-мм универсальными артиллерийскими установками башенного типа и 226 «просто» эсминцев с двумя аналогичными артиллерийскими установками . Вместе с линкорами проекта 24 , тяжёлыми крейсерами проекта 82 , лёгкими крейсерами проекта 68-бис и авианосцами «большие» эсминцы должны были составить основу Военно-Морского Флота СССР , призванного оперировать на всей акватории Мирового океана . Одними из основных качеств «большого» эсминца должны были быть большая автономность , высокая скорость полного хода , отличная мореходность и усиленные возможности ПВО .

Судьбой эскадренных миноносцев проекта 40 распорядился «сам товарищ Сталин».

Эскадренные миноносцы типа «Бэттл» были единственным типом эсминцев ВМС Великобритании , который был создан в период Второй мировой войны с учётом её опыта и успел принять участие в боевых действиях. Разработка проекта корабля была начата в 1941 году . Впервые в практике английского кораблестроения конструкторы разместили новую 114-мм универсальную артиллерию главного калибра в двуствольных башенных установках с высокой степенью механизации и соответствующей ей системой управления огнём . Вся артиллерия главного калибра была размещена в носу, что впоследствии послужило поводом для критики проекта. Зенитное вооружение было достаточно сильным: так согласно спецификации 1944 года эсминец вооружался четырьмя двуствольными и четырьмя одноствольными 40-мм АУ «Бофорс» с длиной ствола 56 калибров, корабли серии с пятого по шестнадцатый вместо 102-мм универсальной пушки для стрельбы осветительными снарядами получили в качестве зенитного вооружения ещё два дополнительных «бофорса». Важным нововведением на корабле было использование пара с повышенными параметрами (давление 50 кг/см² против 21 кг/см² на предыдущих проектах). Начиная с третьего корабля типа эсминцы оснащались успокоителями качки. Восемь кораблей модернизированного типа (2-я группа), вступившие в строй уже в 1946-1948 годах, вооружались дополнительным пятым 114-мм орудием, пятитрубными торпедными аппаратами (вместо четырёхтрубных) и имели новую систему управления огнём .

Эскадренные миноносцы типа «Гиринг» стали дальнейшим развитием эсминцев типа «Аллен М. Самнер ». В проекте эсминцев типа «Гиринг» был исправлен основной недостаток предыдущего типа кораблей - чрезмерная перегрузка, вызванная установкой сверхштатного зенитного вооружения. За счёт удлинения корпуса на 4,3 м удалось почти в полтора раза увеличить запас топлива , а вместе с ним и дальность плавания . Вооружение корабля для представителей класса «эскадренный миноносец» было сильным: шесть универсальных 127-мм орудий Mark 38 в трёх башенных установках, 16 40-мм орудий «Бофорс» (2×4, 4×2), одиннадцать 20-мм зенитных автоматов «Эрликон», два пятитрубных торпедных аппарата и шесть бомбомётов . В 1944-1951 годах было построено 98 кораблей этого типа .

Эскадренные миноносцы типа «Югумо» были развитием типа «Кагэро »: они отличались немного удлинённым корпусом и новыми башнями 127-мм орудий главного калибра, обеспечивающими угол возвышения орудий 75°. Начиная с 1943 года и до окончания Второй мировой войны на кораблях типа постоянно усиливалось зенитное вооружение: в итоге вместо проектных двух двуствольных 25-мм АУ число 25-мм орудий зенитной артиллерии на кораблях достигло двадцати шести (4×3, 1×2, 12×1). На отдельных кораблях кормовая башня главного калибра № 3 заменялась двухствольной палубной 127-мм/40 зенитной установкой с углом возвышения 90°, но при этом корабли несли меньшее количество 25-мм зенитных автоматов - всего двенадцать. Торпедное вооружение кораблей типа состояло из двух четырёхтрубных торпедных аппаратов калибра 610 мм, противолодочное вооружение - из четырёх бомбомётов с боезапасом 36 глубинных бомб


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении