School85vrn - Образовательный портал

Подготовка к школе ч.1. Домашняя подготовка детей к школе: развивающие задания, игры, упражнения, тесты

На чтение 7 мин.

Детей 5-6 лет пора начинать готовить к переходу в первоклассники. Залог успешной учебы в школе закладывается в указанном возрасте. Развивающие занятия помогут осуществить качественную подготовку ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке.

Занятия с детьми позволят повысить интерес к процессу обучения и школе, если будут организованы интересно и качественно. Учителями начальной школы отмечается, что дети 5-6 лет, при обучении которых применялись развивающие методики, отличаются повышенной работоспособностью, позитивным настроем, аккуратностью и организованностью.

Особенности развития малышей в 5,6 лет

Занятия, нацеленные на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые. В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет анализировать ситуации, дает объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям. У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается ответственность.

В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться

Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в творчестве.

Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми.

В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят посредством игр и общения. Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой результата.

Что должны знать родители

В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.

Игра на развитие произношения

За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:

  • поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
  • общение с окружающими людьми;
  • какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
  • насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.

Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. , помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.

Целевая направленность занятий

Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно, перевести игровые формы в обучающие. Такой переход осуществляется без напряжения и без проблем.


Развивающая игра для детей 5-6 лет

Задания представлены в виде разгадывания загадок, раскрашивания картинок. Затем ребенком осваиваются прописи. Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.

В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

  • развивать познавательный интерес;
  • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
  • задания должны способствовать положительному отношению к будущему школьному обучению.
Игра на тренировку памяти

В программе для указанной возрастной группы должны быть задания:

  • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную базу при обучении чтению, русскому языку, развивают речь детей.
  • математического направления – начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
  • по формированию интереса к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по экологии.
  • по исследованию физической составляющей простейших бытовых явлений и астрономических знаний.

Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами до двух часов – они не устанут. Причем концентрация внимания в течение этого времени не снижается. Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.

Что нужно учитывать при организации занятий

Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

Интеллект ребенка определен такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.

Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.


Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

Данная направленность действий предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться любые задания, причем независимо от того интересно оно или нет.

Особенности восприятия информации в 5-6 лет

Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:

  • проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
  • умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
  • распределение внимания на два и более объекта.

Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям, ускорение мыслительных процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства прекрасно развиваются в процессе выполнения развивающих упражнений.


Игра на понимание ситуации

Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.

Какие формы занятий наиболее подходящие

Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, . В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.


Художественное творчество – великолепный способ развития способностей

Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.

Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.

Заниматься с детьми 5-6 лет становится намного легче. В этом возрасте они уже стремятся стать школьниками, хотят как можно скорее стать взрослыми, им становится интересно узнать, как все вокруг устроено. К тому же дети этого возраста уже могут заниматься достаточно долгое время, способны воспринимать и запоминать намного больше информации.

Уроки развития для детей этого возраста должны быть нацелены на подготовку к тому, что вскоре ребенок будет учиться в школе. Учитывая сложность современных учебных программ, это является необходимым аспектом. На занятиях ребят нужно обучать всем необходимым навыкам для успешной учебы: распознаванию звуков в словах, чтению, счету, письму.

О том, как можно построить учебный процесс с дошкольником, подробнее рассмотрим в статье.

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

Занимаясь с ребенком дома, взрослые должны осознавать, что умение читать, писать и считать – это совсем не главное в дошкольный период.

Если у малыша будут хорошо развиты основные психические функции, такие, как память, мышление, внимание, восприятие и воображение, а также речь и мелкая моторика руки, то первокласснику будет довольно просто усвоить программный материал в школе. А вот развитие интеллекта у крохи в дошкольном возрасте проходит намного эффективнее.

Математика:

  • прямой и обратный счет в пределах 10;
  • состав чисел в пределах 10;
  • зрительный образ цифр и их написание;
  • математические действия в пределах первого десятка – сложение и вычитание, знание знаков, которыми они обозначаются – «+», «-»;
  • сравнение множеств – больше, меньше, равно; знаки – «>», «
  • понимание и точный, верный ответ на вопрос: сколько? Который? Какой по счету?
  • Умение составить и решить задачу в одно действие – сложение и вычитание;
  • ориентирование в пространстве: вверх, вниз, вперед, назад, перед, после, справа, слева; знать понятия «ниже-выше», «длиннее-короче», «дальше-ближе»;
  • знание основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб; и геометрических тел: куб, шар, цилиндр, пирамида;
  • умение определять форму различных тел – круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная;
  • деление круга и квадрата на 2 и 4 одинаковые части;
  • умение решать несложные головоломки.

Логическое мышление:

  • классификация предметов по какому-либо признаку;
  • составление рассказов по предложенной иллюстрации или продолжение рассказа по заданному началу;
  • умение находить предмет, который к данной группе не относится, лишний;
  • установление закономерностей и продолжение ряда.

Развитие речи:

  • малыш должен знать свои фамилию, имя, отчество, возраст, город проживания, адрес и телефон, имена родителей и бабушек-дедушек, место работы родителей, профессию;
  • качество связной речи практически такое же, как и у взрослых;
  • четко проговаривать все звуки речи; речь должная быть связной, выразительной;
  • уметь пользоваться предлогами, изменять слова по числам, падежам;
  • эмоционально окрашивать свою речь с помощью интонации;
  • различать и уметь пользоваться побудительными и повествовательными предложениями, вопросительными и восклицательными;
  • задавать вопросы, рассуждать и спорить;
  • участвовать в диалоге, вести монолог;
  • знать наизусть стихотворения, рассказывать их выразительно; пересказывать большие произведения.
  • Если ребенок еще не знаком с буквами, не умеет читать, то сейчас самое время начать это делать

Знания об окружающем мире:

  • знать названия и классифицировать все окружающие его объекты: мебель, одежда, обувь, посуда, домашняя бытовая техника, дикие и домашние животные, растения, фрукты, овощи и ягоды, знать названия сказок, которые любит и имена сказочных персонажей, названия любимых мультфильмов;
  • знать месяца по порядку, по временам года, называть текущий месяц, дни недели.

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

Математика

  1. Числовой ряд. Необходимы карточки с цифрами от 0 до 10. Взрослый загадывает два числа и выкладывает перед малышом карточки с соответствующими цифрами (например, 2 и 8). Задача ребенка – выложить карточки с числами, которые находятся между ними (в нашем примере ребенок должен выложить между этими цифрами 3, 4, 5, 6, 7).
  2. Раскраски, в которых сначала надо нарисовать рисунок, соединяя цифры по возрастанию;
  3. Раскраски по номерам;
  4. Домики;
  5. Прописи с цифрами;
  6. Выкладывание цифр из счетных палочек.
  7. Задания на сложение и вычитание. Используйте наглядные примеры для обучения. Малышу будет намного интереснее посчитать, сколько конфет в вазе было и сколько станет, если съесть, к примеру, 5 конфет, или добавить к ним еще 3. Или посчитать, сколько яблок было и сколько будет, если его угостят еще одним. А что дошкольнику интересно, то он усвоит гораздо быстрее. Для примера можно использовать и красочные иллюстрации.
  8. Сравнение множеств;
  9. Геометрические фигуры;
  10. Очень интересным для ребенка будет решение геометрических примеров.
  11. Выучить с ребенком основные геометрические тела помогут простые пластмассовые кубики. Они также могут помочь в определении того, какой формой предмет – круглой, овальной и т.д. Постройте с малышом домик, называя геометрические тела – куб и пирамиду, для постройки башни возьмите цилиндр и пирамиду. А теперь попросите кроху построить что-нибудь самостоятельно. Пусть он называет, какие геометрические тела он использует.
  12. Используйте задачки в стихах. Они намного занимательнее для дошкольника и воспринимаются им намного легче.
  13. Детям очень понравятся различные математические презентации или флеш-игры на компьютере или планшете . Ими можно с успехом пользоваться в ваших домашних уроках математики.

7 фото

Логическое мышление

Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.

Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.

Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.

Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.

Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).

Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.

При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.

Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.

Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.

Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.

  • Найди лишний предмет
  • Раздели на группы
  • Составление рассказов по картинкам
  • Установление закономерностей

Развитие речи

Занимаясь развитием речи, необходимо обязательно делать с ребенком логопедическую зарядку для язычка. Это нужно для того чтобы мышцы, которые отвечают за работу губ и языка, всегда поддерживались в тонусе, были хорошо развиты. Именно они отвечают за качество произносимой речи.

Зарядку необходимо делать каждый день. Малыш обязательно должен видеть свое отражение в зеркале, сравнивая свои движения с взрослым. Следите за качеством выполнения упражнений, в каждом положении необходимо фиксировать язык на несколько секунд. Никаких пропусков быть не должно.

Следите за тем, чтобы кроха от усердия не напрягал мышцы шеи, плеч и кисти рук. Если это происходит, то необходимо сделать легкий массаж.

Очень полезным для развития речи будет заучивание чистоговорок и скороговорок, различных считалок.

После этого крохе будет намного проще научиться печатать буквы, ведь он научился не только ассоциировать звук с изображением буквы, но и запомнил основные движения руки необходимые для ее написания.

Каждый день заучивайте с дошкольником детские стихи, как можно больше читайте ему различных книг . Просите рассказать то, о чем вы прочитали.

Следите за тем, чтобы рассказ малыша был связный, ребенок рассказывал по порядку, не перескакивая из начала в конец.

Просите ребенка рассказать хорошо знакомое ему стихотворение с различными эмоциями: сердито, как будто ему очень смешно, жалобно и т.д.

Учите задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на ситуацию. В таком возрасте для детей уже можно приобрести азбуку. Все это очень хорошо способствует развитию речи и расширению словарного запаса крохи.

Знания об окружающем мире

Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.

Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.

Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.

Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.

Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.

День, когда ребёнок отправится в первый класс, всё ближе – а состояние его родителей всё тревожнее. Справится ли он с нагрузками? Быстро ли перестроится на непривычный режим? Не будет ли отставать? Для того чтобы переход от «детсадовского» периода к начальной школе прошёл мягко, ребёнка 6–7 лет можно правильно подготовить. Что ожидает учитель от вчерашних детсадовцев?

…Умения запоминать и доносить информацию

Предполагается, что будущий первоклассник твёрдо знает своё имя, отчество и фамилию, домашний адрес, номер телефона; имена, отчества и профессии родителей. Хорошо, если ребёнок, не теряясь, отвечает, в какой стране и в каком городе живёт, знает названия ещё 3–5 городов и стран.

В возрасте 6–7 лет ребёнок, как правило, умеет ориентироваться во времени, знает количество месяцев в году, дней в неделе и называет их. От будущего первоклассника ожидают, что он умеет анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать известные ему предметы и явления, умеет отличить домашних животных от диких, а овощи от фруктов, от ребёнка ждут знания основных цветов; хорошо, если 6–7-летний ребёнок умеет составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание небольших фрагментов, сможет прочесть наизусть несколько стихотворений.

Как готовиться. Большую часть этой информации ребёнок усваивает даже раньше 6–7 лет. Особенно если родители охотно разговаривают с ним, рассказывают о профессиях, помогают запомнить домашний адрес и телефон, читают ему книги. Узнать и запомнить диких и домашних животных, фрукты, овощи помогут развивающие задания и игры. Знания о городах и странах ребёнок почерпнёт, путешествуя с родителями, знакомясь в игре с глобусом или просматривая познавательные детские телепередачи. Даже простая прогулка с мамой по парку может стать отличной дошкольной подготовкой, развивающей речь, память и мышление.

…Умения мыслить

Успешная учёба в начальной школе невозможна без умения мыслить. В возрасте 6–7 лет от ребёнка уже ждут умения справляться с несложными логическими задачами: найти лишний элемент в группе из 4–5 предметов, объединить предметы по общему признаку («круглое», «съедобное», «синее»), понимать последовательность событий (на дереве распустились листья – потом дерево зацвело – затем появились и созрели плоды).

Как готовиться. Лучше всего информация запоминается в игре. Например, подготовьте картинки с временами года – пусть ребёнок разложит их в той последовательности, в которой времена года сменяют друг друга. Такое развивающее задание научит выстраивать логические цепочки. В игру «найди лишний элемент» можно играть, используя не картинки, а игрушки (найди то, что не может ездить), фигурки животных (найди дикое животное среди домашних). Очень хороши для дошкольной подготовки ребёнка парные картинки, на которых нужно найти 5–10 отличий.

Будущему первокласснику важно уметь:

  • Различать понятия «меньше», «больше», «поровну».
  • Считать от 1 до 10 и наоборот.
  • Решать несложные примеры, например уменьшая или увеличивая однозначное число на 1 или на 2.
  • Знать основные фигуры – квадрат, круг, овал, треугольник – и составлять из них картинки-аппликации.
  • Понимать, как соотносятся предметы по ширине, высоте и длине (этот зелёный карандаш короче синего, а та красная полоса шире жёлтой).
  • Уметь делить предмет на несколько частей.

Как готовиться. Родители могут в форме развивающей игры учить малыша находить пропущенное число (какого числа не хватает в ряду 3, 4 и 6?) или делить предметы простой формы на несколько частей, складывая пополам (на 2 части) и ещё раз пополам (на 4 части) бумажные круги. В повседневных занятиях важно учить ребёнка в возрасте 6–7 лет сравнивать предметы по весу (что тяжелее – яблоко или слива?), по форме; тренироваться в назывании предыдущего и последующего числа (назови соседей числа 5).

…Умения писать

Для успешного старта школьного «марафона» ребёнку важно научиться:

  • Рисовать разные виды линий – прямые, волнистые, ломаные.
  • Обводить по контуру рисунки сложной формы.
  • Соединять точки линией в рисунок.
  • Дорисовывать половину симметричного предмета.
  • Аккуратно заштриховывать или закрашивать рисунки, не выходя за контуры.

Как готовиться. Успешно подготовят руку будущего первоклассника к письму пальчиковая гимнастика, рисунки по точкам, лепка, работа с мозаикой – всё, что развивает мелкую моторику. Начав с повторения палочек, кружочков и крючков, ребёнок 6–7 лет уже в школе постепенно перейдёт к написанию букв – а большего от него на начальном этапе обучения не требуется.

Проверить уровень готовности ребёнка к начальной школе вы можете самостоятельно, при помощи несложных и наглядных тестов на нашем сайте.

Мы предлагаем вам проверить такие направления развития ребёнка, как: пространственное и математическое представление, представление об окружающем мире, развитие речи и зрительное восприятие.

…Социализации

Знания и умения не защищают ребёнка от сложностей эмоционально-психологического характера. Чтобы этого избежать, при подготовке к школе детей 6–7 лет важно научить их контактировать с окружающими – этот процесс называется социализацией. Помимо навыка свободного общения со сверстниками, ребёнку в 6–7 лет важно уметь слушать взрослых, вести с ними диалог, отвечать на вопросы и самому их задавать.

Как готовиться. Желательно больше гулять с ребёнком на детских площадках, побуждать его к общению с другими детьми. Очень хорошо посещать занятия, которые строятся на общении детей друг с другом, на общей игре или на общей творческой работе.

Вместо послесловия

Чем выше готовность ребёнка, тем легче он адаптируется к новым для него школьным условиям. Хорошая база в виде развивающих игр, занятий с воспитателями и родителями помогут легко осваивать информацию, сделав процесс обучения увлекательным и интересным. А интерес к учёбе – главный двигатель и непременная составляющая успеха для школьника.


Правы те родители, которые задумываются о подготовке к школе своих детей еще в раннем возрасте — ведь куда как лучше, если чадо придет в первый класс, владея навыками чтения, письма, счета! Все-таки представляется неверным подход, когда взрослое поколение считает, что обучать русскому языку, математике и другим предметам должны только учителя начальных классов: мол, программа одна для всех, и пусть она реализовывается, когда придет ее время.

Профессиональные центры, студии, кружки, предлагающие занятия по подготовке к школе, востребованы и популярны по всей стране в целом и в нашем городе в частности. Помимо того что дошколята учатся читать, писать и считать, они нередко занимаются ритмикой, логикой, экономикой, английским языком — и приходят в школу уже подготовленными, имея фору перед теми, кто до 6-7 лет не посещал подобных занятий.

Польза от таких дошкольных образовательных программ налицо: дети улучшают интеллект, кратковременную и долговременную память, развиваются в эстетическом, духовном и физическом плане. Они также делают первые шаги по реализации личностного потенциала, получают необходимый — и не только игровой и досуговый — опыт общения со сверстниками, готовятся к соблюдению режима дня, распорядку в школе.

Когда ребенку следует начинать обучаться чтению?

По мнению многих современных педагогов, современные дети должны учиться читать с раннего возраста, не дожидаясь поступления в первый класс. Если говорить конкретно, то специалисты рекомендуют знакомить ребятишек с алфавитом уже с 3-4 лет: причем как родители могут выступить «посредниками» в этом деле, так и педагоги студий дошкольного образования. Почему же чтение будет полезно ребенку в таком нежном возрасте? Именно тогда у малышей формируются задатки логического и пространственного мышления, а также память. Чтение благотворно влияет на все перечисленное, и это даже не нужно доказывать. Кроме того, оно расширяет кругозор, учит общаться и выражать словами свое мнение. Что стоит и говорить о знакомстве с букварем подготовленного первоклассника?..

Что нужно знать родителям будущего первоклассника

Начать нужно с того, что, согласно законам, первоклассником может стать ребенок, возраст которого не менее 6,5 лет и не более 8 на 1 сентября. Конечно, есть и особые случаи, которые решаются в индивидуальном порядке (например, мальчику или девочке не хватает нескольких дней до 6,5 лет и пр.). Преимущество при записи в школу имеют те, кто территориально прикреплен к ней. Если родители хотят отдать сына или дочь в другое учебное заведение, то они получает это право только после того, как будут приняты ребята, живущие неподалеку. Записаться можно в 2 этапа. Первый стартует 15 декабря. Уже тогда можно подать заявление на поступление. Если в школе остались дополнительные места, то она может открыть второй этап, но уже к концу августа списки должны быть сформированы. Однако официальной датой окончания приема первоклашек считается 5 сентября. Перечень документов, необходимых для поступления мальчика или девочки - свидетельство о рождении, паспорт подающего заявление (родителя или опекуна), СНИЛС ребенка. Бывает, что школа может попросить и дополнительное подтверждение регистрации ребенка.

Как понять, полностью ли ребенок готов к школе?

Бывает так, что мальчик или девочка к 6-7 годам уже овладевает чтением, письмом и счетом. Это, безусловно, радует родителей и некоторые из них считают, что этой «базы» вполне достаточно, чтобы пойти в первый класс. Однако кроме этого крайне важно, чтобы ребенок был готов к школе и морально, и психологически, и, что называется, в бытовом плане. Учеба и нахождение в классе - это не только получение новых знаний. Это, конечно же, умение вести себя в коллективе и подчиняться нужным правилам. Перед поступлением в школу дети должны научиться усидчивости - ведь их ожидают уроки продолжительностью не менее получаса. Естественно, не умеющий переодеваться и переобуваться ребенок или делающий это «из-под палки» и под бдительным контролем родителей может столкнуться с серьезными трудностями в школе. Кроме этого, будущий первоклассник должен уметь ориентироваться в пространстве, понимать время по часам.

Домашние занятия по подготовке к школе с детьми 5-6 лет
Занятие № 1
Тема “ОСЕНЬ”

1. Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы: Какое время года наступило? (Наступила осень.) Почему ты так думаешь? (Стало холодно. На деревьях красные и желтые листья.)

2. Помогите ребенку запомнить приметы осени. Хорошо, если это будет происходить на прогулке. Показывайте ребенку то, что происходит в природе, и рассказывайте об осени. Предложите повторять предложения за вами: «Ты запомнил, о чем я рассказал тебе сейчас? Что делают птицы осенью? Повтори, пожалуйста» и т. п.
Приметы осени:
– Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.
– Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.
– Исчезли насекомые.
– Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
– Дни стали короле, а ночи длиннее. .
– С полей и из садов убирают урожай.
– Люди стали теплее одеваться.
– Дети пошли в школу.

3. Рассмотрите вместе с ребенком несколько сюжетных картинок об осени и помогите ему придумать предложения по каждой картинке: «Дети собирают разноцветные листья. Люди убирают урожай. Птицы улетают на юг. Идут холодные дожди». Если ребенок испытывает затруднение, помогите ему вопросами: «Что делают дети? Что убирают люди? Куда улетают птицы? Какие дожди идут осенью?»
Если вы видите, что предложение, которое построил малыш, недостаточно распространено, помогите ему: «Ты сказал, что дети собирают листья. Правильно. А какие это листья? Конечно, желтые и красные, разных цветов, разноцветные. Значит как ты теперь ответишь на вопрос? Используй это слово. Правильно. Дети собирают разноцветные листья» и т.д.
На прогулке помогите ребенку найти листики клена, дуба, березы, тополя, осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать их: «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листочек ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот – листок осины. Он похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, он похож на перышко?» Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т. п.
4 . Выучите с ребенком стихотворение, которое позволит ему легко запомнить, как выглядят листья разных деревьев.

На что похожи листья?
На мою ладошку лист похож у клена.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана – словно опахала.
Было листьев много-много летом,
Осенью их очень мало стало.

5. Игра на образование прилагательных “Какой лист”
Лист у дуба – дубовый,
лист у клена – кленовый, и т.д.
В составлении описательных рассказов помогут мнемотаблицы.

6. На прогулке соберите осенние листья и сделай те из них картину.
Можно так же выполнить картину “Осенний лес”


Занятие № 2
Тема “Овощи”

1. Выучите с ребенком названия овощей: морковь, картофель, свекла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Лучше, если вы это сделаете во время посещения рынка или овощного магазина. Сначала выясните, названия каких овощей уже знает ребенок. Пусть он покажет и назовет их. Предложите тут же рассказать о каждом знакомом овоще по плану: – Что это? – Какого он цвета? – Какой он формы? – Каков он на ощупь? – Каков он на вкус? Пример: Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, кисло-сладкий. Познакомьте ребенка с теми овощами, названия которых он не знает. Покажите и назовите их. Затем пусть ребенок сам покажет и назовет их. Покажите ребенку обучающую презентацию

2. Через время опять покажите ребенку картинку с овощами. Вы сможете проверить, названия каких овощей запомнил ребенок, что он сможет рассказать о них. Предложите провести соревнование, кто из вас назовет и опишет больше овощей. Конечно же, победителем станет ребенок.

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много». Вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, он ловит мяч и, возвращая мяч обратно, называет этот же овощ во множественном числе:
баклажан – баклажаны, помидор – помидоры

4. Поиграйте с мячом в игру «Назови ласково». Вы называете овощ и бросаете ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно и называет овощ «ласково»:
помидор – помидорчик, морковь – морковочка, лук – лучок,
чеснок – чесночок, огурец – огурчик, баклажан – баклажанчик.

5. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Задайте вопросы, ответы на которые помогут развитию грамматической стороны его речи.
– Какие овощи ты положишь в салат? (Я положу в салат помидоры и огурцы.)
– Что кладут в борщ? (В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, лук, капусту.)
– Из чего варят щи? (Щи варят из капусты, картофеля, моркови, лука, помидоров.)

6. Выучите с ребенком «огородную считалку», в которой есть несколько названий овощей:
Чики-чики-чики-чок
Помидоры, кабачок,
Лук, картофель, патиссон,
Выходи скорее вон.
Считалку можно использовать и как задание для развития речевого слуха. Прочитав считалку один раз, предупредите ребенка, что при повторном чтении он должен будет сосчитать овощи, о которых говорится в считалке.

7. Поиграйте в игру (скачайте карточки)

8. Игра с логическими таблицами (скачайте карточки)

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 3
Тема “Фрукты”

1. Выучите с ребенком названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас. Проведите еще раз экскурсию на рынок. Вам опять нужно выяснить, каков объем словаря вашего сына (вашей дочери) по изучаемой теме. Пусть ребенок покажет и назовет все фрукты, с которыми он знаком, и расскажет о них по плану из занятия 2. Например: Это яблоко. Оно красное, круглое, гладкое, крепкое, сладкое. Покажите и назовите те фрукты, с названиями которых ребенок не знаком.

2. Проверьте, как ребенок запомнил названия фруктов, используя картинки. Опять проведите соревнование, чтобы потренировать его в описании фруктов. Чтобы определить, кто из вас начинает соревнование, предложите использовать разученную ранее «огородную считалку».

3. Поиграйте в уже знакомые игры “Один – много” и «Назови ласково» с мячом, используя названия фруктов.
яблоко – яблоки
лимон – лимоны
груша – груши
абрикос – абрикосы
слива – сливы
апельсин – апельсинчик
лимон – лимончик
груша – грушка
банан – бананчик

4. Попробуйте придумать с ребенком загадки-описания о фруктах. В этом вам помогут вопросы, которые использовались при описании овощей и фруктов, и логические карточки. К их помощи вы можете прибегнуть, если ребенок не придумает загадку, прослушав ваш образец.
Например. Желтый, овальный, кислый (лимон). Оранжевый, круглый, ароматный, кисло-сладкий (апельсин). Синяя, овальная, мягкая, сладкая. (слива). Зеленое, круглое, гладкое, твердое, сладкое (яблоко)

5. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных и отвечать на вопросы:
Какой сок делают из яблок? (Яблочный.)
Какое варенье варят из слив? (Сливовое.)
Какой джем готовят из апельсинов? (Апельсиновый.)
Какой компот можно приготовить из груш? (Грушевый.)
Какое повидло можно приготовить из абрикосов? (Абрикосовое.)

6. Разучите с ребенком сербскую народную песенку и проведите пальчиковую гимнастику, что будет способствовать развитию и памяти, и речи ребенка.
Яблоня
Яблоня, яблоня,
где же твои яблоки? Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками друг о друга.
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку.
Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинчиков.

7. Для закрепления знаний об овощах и фруктах поиграйте в игру

Занятие № 4

Тема “ГРИБЫ И ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ”

1. Рассмотрите с ребенком рисунок 1 и предложите ответить на вопросы:
Что делают девочки? (Девочки собирают малину.)
Где девочки собирают малину? (Девочки собирают малину в лесу.)
Какие ягоды еще растут в лесу? (В лесу растут черника, малина, земляника, клюква, брусника, ежевика.) Если ребенок не знает названий других лесных ягод, рассмотрите их на рисунке 8. Покажите и назовите их. Потом пусть ребенок показывает и называет ягоды. Обратите его внимание на слово «ЯГОДЫ», написанное над картинкой.

2. Составьте с ребенком рассказ о каждой из лесных ягод. Например. Это черника. Она растет на низких кустиках, она круглая, черная, мягкая, сладкая.
Это малина. Она растет на высоких кустах. Она овальная, красная, мягкая, душистая, сладкая.
Это ежевика. Она растет на высоких кустах. Она овальная, темно-синяя, мягкая, кисло-сладкая.
3. Разучите с ребенком и делайте ежедневно пальчиковую гимнастику. Она поможет ребенку запомнить названия лесных ягод и будет способствовать развитию
тонкой моторики, а значит, и речи.
Лесные подарки
К мишке на праздник
Звери пришли.
Мишке в подарок они принесли:
Зайка - чернику,
Ежик - бруснику,
Белка - рябину и ежевику.
Спелой малины лиса принесла.
Очень душистой малина была.
Коснуться кончиком каждого пальца по-душечки большого пальца по два раза этой же руки.
Сделать то же самое по одному разу на каждую строчку.
Повторить движения, которые делали на первую строку.

4. Рассмотрите с ребенком рисунок 3 и предложите ответить на вопросы:
Что делают мальчики? (Мальчики собирают грибы.)
Какой гриб нашел большой мальчик? (Большой мальчик нашел боровик.)
Какие грибы собирает маленький мальчик? (Маленький мальчик собирает лисички.)
Какие еще грибы ты знаешь? (Я знаю подберезовик, подосиновик, сыроежку, мухомор.)
Какой из этих грибов нельзя есть? (Нельзя есть мухомор.)
Запомни и повтори:
Мухомор красив на вид, Но опасен, ядовит.

5. Составьте вместе с ребенком рассказ о каждом из этих грибов, используйте рисунок 4 и образцы.
Например. Это лисичка. Она растет в траве. Она яркая, желтая. У него круглая шляпка и тонкая ножка.
Это боровик. Он растет в сосновом лесу. У него крепкая круглая коричневат шляпка и толстая белая ножка.
Это подосиновик. Он растет во мху или траве. У него яркая оранжевая шляпка и прямая серая ножка.
Обратите внимание ребенка на слово «ГРИБЫ», написанное над картинкой.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 5
Тема: “Одежда”


Летняя одежда

1.


Осенняя одежда

2.


Головные уборы для лета

3.


Головные уборы для осени

4. Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел,

5.



6.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет.
Занятие № 6
Тема: “Обувь”

1. Предложите ребенку вспомнить, какая обувь у него есть. Пусть расскажет, в чем он ходит дома, в детском саду, по улице летом и осенью, какая обувь есть у него для зимы. Рассмотрите с ребенком рисунки 15 и 16. Пусть он сначала назовет обувь для лета, потом для осени, затем обувь для мальчиков и для девочек.

2. Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь». Для игры можете использовать следующие варианты заданий: Кроссовки, панама, ботинки, тапки. Шлепанцы, пальто, плащ, юбка. Сапоги, шорты, босоножки, туфли. Сандалии, шуба, кеды, валенки.

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какие?»
Туфли из кожи – какие? (Кожаные.)
Тапки из меха – какие? (Меховые.)
Сапоги из замши – какие? (Замшевые.) Калоши из резины – какие? (Резиновые.)

4. Проведите с ребенком пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки», которая
поможет ему запомнить названия обуви, будет способствовать развитию мелкой моторики, а следовательно, и речи. Предварительно можете использовать текст гимнастики в качестве упражнения для развития речевого слуха ребенка. Для этого
выразительно прочитайте ребенку текст и поинтересуйтесь, о чем это стихотворение. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен будет внимательно слушать и запоминать все названия обуви.
Новые кроссовки
Как у нашей кошки Загибают пальцы на обеих руках, начиная
На ногах сапожки. с больших, на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так, «Шагают» по столу указательными и
Новые кроссовки. средними пальцами обеих рук.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 5
Тема: “Одежда”


Летняя одежда

1. Выясните, знает ли ребенок, почему летом носят более легкую одежду, чем осенью. Если ребенок затрудняется, объясните, что летом воздух более теплый,потому люди легко одеваются. А осенью становится холодно, поэтому люди надевают теплую одежду. Помогите ребенку вспомнить и назвать одежду, которую он на летом, затем пусть расскажет, что он надевает осенью. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Предложите вспомнить, какие головные уборы у него есть.


Осенняя одежда

2. Рассмотрите с ребенком рисунки 1-4. Пусть он показывает и называет сначала одежду и головные уборы для лета, а потом для осени. Можете предложить и такое задание: -Покажи и назови сначала одежду и головные уборы для мальчиков, а потом для девочек.


Головные уборы для лета

3. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». (Вы называете: свитер, кофта, плащ, шляпа. Ребенок объясняет, что лишняя шляпа, потому что это – головной убор, а все остальное – одежда, называете: кепка, косынка, берет, брюки. Ребенок объясняет, что лишние брюки потому что это – одежда, а все остальное – головные уборы.) Затем вы меняете: местами, и задание дает ребенок. Интерактивный вариант игры.


Головные уборы для осени

4. Выучите с ребенком загадку. Она довольно сложная, поэтому сначала объясните, что одна дверь – это сама рубашка, а другие три двери – это рукава и вор Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел, А на самом деле – вошел. (Рубашка)

5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие? » Вы бросаете ребенку мяч и называете одежду, он бросает мяч обратно и говорит, какая она.
Кофта из шерсти – какая? (Шерстяная.)
Шарф из шерсти – какой? (Шерстяной.)
Пальто из шерсти – какое? (Шерстяное.)
Рукавички из шерсти – какие? (Шерстяные.)

6. Прочитайте и обсудите с ребенком произведение “Чудо-дерево” К.И.Чуковского

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 7
Тема: “Игрушки”

1 . Это занятие лучше проводить в игровом уголке вашего ребенка среди его любимых игрушек. Пусть он показывает и называет их. Предложите ему придумать рассказ о каждой из них по вашему образцу. Например. Это мишка. У него есть туловище, голова, лапки, ушки. Он коричневый, большой, меховой. Я буду играть с ним в цирк. Это самосвал. У него есть кабина, кузов, колеса, фары, в кабине есть руль. Кабина красная, кузов желтый, а колеса черные. На даче я буду возить в нем песок. С этой же целью может быть использован рисунок 1. Предложите ребенку показать и назвать игрушки на картинке, а потом рассказать о каждой из них по уже известному образцу.

2 . Рассмотрите с ребенком рисунок 2.
Предложите ему ответить на вопросы:
Что делают дети? (Дети играют.)
Что делают мальчики? (Мальчики строят железную дорогу.)
Что делают девочки? (Девочки играют в магазин.)

3 . Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?». Вы
бросаете ребенку мяч, называете игрушку и говорите, из чего она сделана. Ребенок
бросает мяч обратно и говорит, какая это игрушка.
Мишка из меха – какой? (Меховой.)
Пирамидка из дерева – какая? (Деревянная.)
Ведерко из металла – какое? (Металлическое.)
Кубики из пластмассы – какие? (Пластмассовые.)
Мяч из резины – какой? (Резиновый.)
Кукла из соломы – какая? (Соломенная.)
Лото из картона – какое? (Картонное.)
Свистульки из глины – какие? (Глиняные.)

4 . Выучите с сыном или дочкой считалку «Игрушки». Предварительно можете
использовать ее в качестве упражнения для развития речевого слуха. Для этого
сначала выразительно прочитайте считалку ребенку и выясните у него, о чем эта
считалка. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен очень
внимательно слушать и запомнить все названия игрушек. Потом можете предложить ребенку сосчитать все игрушки.
Игрушки
Баки-боки-буки-бан,
Паровозик, барабан,
Мишка, кубики, матрешка,
Кит, пластмассовая кошка,
Динозавр, самосвал,
Я его на дачу брал.
Поскорее все считай,
Сосчитай и вылетай.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 8
Тема: “Посуда”

1 . Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. 2 . Рассмотрите вместе рисунок. Предложите показать и назвать посуду, а потом составить рассказ о каждом предмете по образцу. Например. Это кастрюля. Она большая, синяя, металлическая. У кастрюли есть две ручки. Ее закрывают крышкой. В кастрюле варят суп, картошку, макароны. Это чайник. Он маленький, белый, фарфоровый. У чайника есть носик, ручка, крышка. В чайнике заваривают чай. Это солонка. Она овальная, маленькая, голубая, фарфоровая. У нее есть крышка с отверстиями, чтобы высыпалась соль. С этой же целью вы можете использовать посуду, которая есть у вас дома. Обратите внимание ребенка на слово «ПОСУДА», написанное над картинкой. 3 . Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру с мячом «Какой? Какая? Какое?Какие?» Кувшин из стекла – какой? (Стеклянный.) Чашка из фарфора – какая? ? (Фарфоровая.) Ведерко из серебра – какое? (Серебряное.) Вилки из металла – какие? (Металлические.) Поднос из пластмассы – какой? (Пластмассовый.) Ложка из дерева – какая? (Деревянная.) Блюдо из фаянса – какое? (Фаянсовое.) Ножи из стали – какие? (Стальные.) 4 . Предложите ребенку упражнение на развитие речевого слуха. Выразительно прочитайте ребенку текст. Перед повторным чтением предупредите его, что он дол жен будет запомнить все названия посуды, прозвучавшие в стихотворении. У нашего Вовки На блюде морковка. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке. У нашей Наташки Смородина в чашке. А у Валерки Грибочки в тарелке. А теперь ты не зевай И посуду называй. 5 . Для того чтобы проверить, может ли ребенок образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, поиграйте с ним в игру с мячом «Назови ласково». Вы бросаете ребенку мяч и называете предмет посуды, ребенок бросает мяч обратно и называет этот же предмет «ласково». Например: кастрюля – кастрюлька; сковорода – сковородка; тарелка – тарелочка; ложка – ложечка; нож – ножик; вилка – вилочка; чашка – чашечка; кувшин – кувшинчик. 6 . Выучите с ребенком пальчиковую гимнастику и делайте ее ежедневно. Это будет способствовать развитию мелкой моторики и речи Помощники Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. Попеременно ритмично хлопать в ладоши и стучать кулаком о кулак. Потереть одну ладонь о другую. Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды. Потереть одну ладонь о другую. Опять загибать пальчики. Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулак о кулак.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 9
Тема: “Зима”

1 . На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе.
Расскажите о приметах зимы, помогите ребенку их запомнить, а потом попросите ребенка повторить их за вами.
Например. Чем зимой покрыты земля, реки и озера? Ты запомнил? Повтори, пожалуйста.

Приметы зимы”
Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом. Стало холодно, на улице мороз.
Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады. Ночи стоят длинные, а дни – короткие. Люди надели теплую зимнюю одежду.
Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

2 . Рассмотрите с ребенком сюжетные картинки по теме «Зима» (рис 1) и помогите ему составить предложение по каждой картинке.
Например. Дети катаются с горы в парке. Дети наблюдают за птицами из окна. Можете предложить ребенку рассказать о приметах зимы по каждой из картинок. Например. В парке много снега. Снег лежит на земле и на деревьях. В воздухе кружатся снежинки. На улице мороз, у детей красные щеки. Дети катаются с горы. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами:
Что лежит на земле в парке?
Где еще лежит снег?
Что кружится в воздухе?
Почему у детей красные щеки?
Что делают дети?

3 . Объясните ребенку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Вместе с ним рассмотрите изображения вороны, сороки, воробья, голубя, снегиря,
синицы, щегла (рис.2). Пусть ребенок показывает и называет птиц. Предложите ему составить маленький рассказ о каждой птице по образцу.
Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный клюв.

4 . Побеседуйте с ребенком о том, чем можно подкормить птиц зимой: хлебными крошками, пшеном, семенами растений, кусочками несоленого сала. Из пакета молока сделайте вместе с ребенком кормушку и повесьте ее в парке или около своего дома. Напоминайте ребенку о том, что в кормушку нужно постоянно подсыпать корм.

5 . Выучите с ребенком и делайте ежедневно пальчиковую гимнастику, которая поможет ему запомнить названия зимующих птиц, а также будет способствовать развитию мелкой моторики.

Кормушка”
Ритмично сжимать и разжимать кулаки.
На каждое название птицы загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Снова сжимать и разжимать кулаки

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 10
Тема: “Домашние животные”


1 . Расскажите ребенку о том, что домашними мы называем тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Рассмотрите вместе изображения кошки с котенком, собаки со щенком, коровы с теленком, лошади с жеребенком, овцы с ягненком, козы с козленком, свиньи с поросенком, кролика с крольчонком. Пусть ребенок показывает и называет их. Предложите ребенку составить маленький рассказ о каждой паре. Составлять рассказы о животных помогают
Например. Это кошка. Кошка – домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.
Это собака. Собака – домашнее животное. Она охраняет хозяина и его дом. Человек кормит собаку мясом, кашей, молоком.
Это корова. Корова – домашнее животное. Она дает человеку молоко. Человек кормит корову травой, сеном.
2 . Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много» по теме «Детеныши животных». Вы бросаете ребенку мяч и называете детеныша домашнего животного, а он бросает мяч обратно и называет детенышей во множественном числе.
Например. Ягненок – ягнята; поросенок – поросята; козленок – козлята; щенок – щенята; теленок – телята; котенок – котята; жеребенок – жеребята.
3 . Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч и называете домашнее животное, а он бросает мяч обратно, вслух образуя притяжательное прилагательное.
Например. Уши кролика – кроличьи; хвост собаки – собачий; голова коровы – коровья; копыто лошади – лошадиное; шкура овцы – овечья; рога козы – козьи; глаза кошки – кошачьи; пятачок свиньи – свиной.
4 . Разучите с ребенком чешскую народную песенку «Буренушка» и проводите пальчиковую гимнастику.
Буренушка
Дай молока, Буренушка,
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Показать, как доят корову: вытянув вперед руки со сжатыми кулачками, попеременно опускать и поднимать их. Сделать «мордочку» из пальчиков.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название молочного продукта.
Опять показать, как доят корову.
5 . Рассмотрите картинки про девочку с котенком и предложите ребенку придумать рассказ по ним. Объясните, что для этого нужно составить хотя бы одно-два предложения по каждому сюжету.

Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами:
Кто гулял во дворе? (Девочка гуляла во дворе.)
Какая была погода? (Было очень холодно.)
Кого вдруг увидела девочка? (Вдруг девочка увидела маленького котенка.)
Что делал котенок? (Котенок сидел на снегу и дрожал.)
Что сделала девочка? (Девочка наклонилась и взяла котенка на руки.)
Куда она принесла котенка? (Она принесла котенка домой.)
Что она сделала дома? (Дома она попросила маму оставить котенка.)
Что ответила мама? (Мама разрешила оставить котенка.)
Что сделали мама с дочкой? (Мама с дочкой напоили котенка молоком и уложили его спать в корзинку.)
Предложите ребенку повторить рассказ без вашей помощи.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет.
Занятие № 11
Тема: “Дикие животные”


1. Расскажите ребенку, что животные, которые живут на воле, называются дикими. Они сами строят себе жилище, сами добывают себе еду. Если есть возможность, сводите ребенка в зоопарк или цирк, где он увидит диких животных, просмотрите презентации , ,
Рассмотрите с ребенком изображения медведя с медвежонком, волка с волчонком, лисы с лисенком, зайца с зайчонком, белки с бельчонком, лося с лосенком, бобра с бобренком, барсука с барсучонком и ежа с ежонком.
Пусть ребенок показывает и называет их.
Пусть ребенок о каждом животном составит небольшой рассказ по образцу. Например. Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый. У него большая голова и сильные лапы. На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос. Хвостик у медведя очень маленький. Составлять рассказы о животных помогают
Это волк. Он не очень большой, серый, похож на собаку. У него большая голова, на голове треугольные уши. У волка большая пасть и острые зубы. Хвост волка похож на палку.
Это лиса небольшая, рыжая, пушистая. У нее острые-ушки и пушистый хвост.
Это заяц. Он маленький, серый. У него длинные уши и короткий хвост. Передние лапы у него короче задних.
Если ребенок не может составить рассказ о животном с опорой на картинку, помогите ему вопросами:
Кто это?
Он большой или маленький?
Какого он цвета?
Какая у него голова?
Что есть у него на голове?
Какие у него лапы?
Какой у него хвост?
2.. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много». Вы бросаете ребенку мяч и называете животное, а он бросает мяч обратно, вслух образуя множественное число.
Например: Медведь – медведи; волк – волки; лиса – лисы; заяц – зайцы; барсук – барсуки; бобер – бобры; еж – ежи.
3. Поиграйте в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч и называете животное. Возвращая мяч обратно, ребенок вслух образует притяжательное прилагательное.
Например: Шкура медведя – медвежья; зубы волка – волчьи; хвост лисы – лисий; уши зайца – заячьи; морда барсука – барсучья.
4. Выясните, знает ли ребенок, как зимуют дикие животные. Напомните ему, как называются их жилища.
Например. У медведя – берлога; У волка – логово; У бобра – хатка; У лисы – нора; У ежа – норка; У белки – гнездо в дупле.
Чтобы проверить, запомнил ли это ребенок, можно провести игру с мячом,- вы называете животное, а ребенок – его жилище или наоборот.
5. Выучите с ребенком русскую народную потешку и проведите пальчиковую гимнастику.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
Выполнять ритмичные удары кулачками по столу.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название животных.
Опять ритмично стучать кулачками по столу.
6. Разгадайте с ребёнком .

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет.
Занятие № 12
Тема: “Новогодние праздники”


1. Выясните, знает ли ваш сын или дочь, какой праздник приближается. Объясните, что скоро наступит Новый год, его будут встречать все люди. В домах украсят елки, к детям приедет Дед Мороз. Он привезет им подарки. Все будут желать друг другу счастья и радоваться.
2. Рассмотрите с ребенком рисунок. Объясните, что карнавалом называют праздник, на который гости приходят, одетые в сказочные костюмы. Помогите ему составить рассказ о карнавале, задавая вопросы.
Куда пришли дети? (Дети пришли на карнавал.)
Кто встретил их на карнавале? (На карнавале их встретил Дед Мороз.)
В каких костюмах были дети? (Дети были в разных костюмах: зайчика, клоуна, снежинки, Красной Шапочки, Буратино.)
Что делали дети на карнавале? (Дети водили хоровод, пели и танцевали.)
Как ты думаешь, чем закончился праздник? (В конце праздника Дед Мороз подарил всем детям подарки.)
Предложите ребенку повторить рассказ самостоятельно. Похвалите ребенка, если он добавит в рассказ что-то из личного опыта.
3. Помогите ребенку придумать рассказ – описание о любой елочной игрушке. Например. Это – елочная игрушка шарик. Он большой, круглый, стеклянный,
блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.
Это – елочная игрушка хлопушка. Она большая, овальная, картонная, разноцветная. На ней нарисованы красивые узоры. Внутри хлопушки есть сюрприз.
4. Предложите ребенку поиграть в игру «Подскажи словечко».
Для этого прочитайте четверостишие без последнего слова и объясните, что надо это слово подобрать так, чтобы оно подходило по смыслу и звучало складно, в рифму.
Наступает Новый год,
Всем подарки он несет.
Возле елки в светлом зале Дети водят… (хоровод).
5. Выучите и ежедневно делайте с ребенком пальчиковую гимнастику.
На елке, на елке
Зайчата и волки,
Котята и мышки,
Мохнатые мишки.
Танцуют зверята,
Смеются, резвятся.
Котяток мышата
Совсем не боятся.
Ритмично хлопать в ладоши.
Соединять кончики пальцев обеих рук, начиная с больших пальцев, на каждое название животных.
Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак
6. Изготовьте с ребенком новогоднюю гирлянду Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет.
Занятие № 13
Тема: “Мебель”



1 . Рассмотрите с ребенком мебели, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о мебели, о ее назначении. Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а потом пусть он рассказывает вам.
Например. Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямо-угольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.
Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На диване можно сидеть или лежать.
С этой же целью вы можете использовать и картинки с изображениями мебели.
2 . Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам. Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.
Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (Стул.)
У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.)
У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что это? (Кресло.)
3 . Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)
Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)
На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)
В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)
Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.) При «том следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.
4 . Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов, потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняется ответить, объясните, что она НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя
голосом предлоги. Затем предложите ребенку выполнять и комментировать аналогичные действия.
5 . Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.
Под столом уселась кошка,
А над нею стол без … (ножки).
На шкафу корзинка с перцем И открыты обе … (дверцы).
На буфете ежик с волком,
Ну а сам буфет без … (полки).

Дорожки.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении