School85vrn - Образовательный портал

Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила. Ораторское искусство: уроки риторики Дебаты с «игрой на поражение»

Осознанная речь - один из ценнейших «даров» эволюции человечеству. Произнеся первое слово, ребенок начинает активную коммуникацию с социумом, и задача родителей - сделать ее эффективной и успешной. Красноречие, умение внятно, красиво говорить, четко выстраивать логику повествования, нужно развивать и оттачивать с момента осознания детьми своей личности. Ребенок младшего и подросткового возраста с высокой речевой культурой добивается поставленных целей и интегрируется в общество гораздо легче, чем сверстники, не обладающие навыками плодотворного общения.

Для чего детям младшего возраста и подросткам нужны уроки риторики?

Риторика - наука, которая помогает раскрывать коммуникативный потенциал ребенка. Дети с трех-шести лет уже активно общаются со сверстниками, родными, другими взрослыми, и эта социализация напрямую влияет на формирование личности, ее психологического «фундамента». Искусство убеждать и «представлять себя» в обществе тесно связано с умением выстраивать вербальные коммуникационные связи. Если ребенок научится говорить связно, красиво и по делу, ему будет проще вступать в диалоги, доносить свою мысль или просьбу, убеждать и общаться. Он сможет успешнее учиться в школе, ВУЗе, выстраивать деловую коммуникацию и продвигаться по карьерной лестнице. Великие российские ученые (И.Павлов, М. Ломоносов) называли риторику основой для формирования правильного мышления и умения логически размышлять. Без грамотной речи, даже зная предмет, школьник не сможет удачно выступить у доски или на устном экзамене, а взрослый оратор - защитить свое мнение перед собравшимися коллегами или советом директоров. Правильно подобранные упражнения, уроки риторики, выстроенные в соответствии с возрастом и особенностями ребенка, помогают:
  • научиться доносить информацию до любого собеседника, формулировать убедительные аргументы, четко и связно выражать мысль;
  • улучшить дикцию, сделать речь плавной, интонационно богатой, артикулированной;
  • понятно говорить, не повышая голос и «управлять громкостью» речи в своих целях;
  • во время выступлений правильно подкреплять слова интонацией, жестами и мимикой;
  • быстро находить точные формулировки, дополнять речь красивыми и не «перегруженными» образами, подходящими к ситуации;
  • формулировать вопросы так, чтобы получить максимально полезный ответ;
  • правильно анализировать и оценивать ситуации, возникающие во время общения;
  • вступать в контакт с мало- и незнакомыми, стоящими выше по рангу людьми (начальством, учителями, экзаменаторами);
  • научиться внимательно слушать, соблюдать последовательность говорения, терпеливо относиться к собеседнику;
  • выработать собственный ораторский стиль и избежать ошибок при выступлениях;
  • стать увереннее в себе, свободно, без физических и психологических зажимов выступать перед любой аудиторией.

Как учиться риторике и ораторскому мастерству

Чтобы достичь вышеназванных и других целей, в риторике широко используются:
  • индивидуальные или групповые тренинги с профессиональными наставниками, на которых дети и подростки учатся взаимодействию и ораторскому искусству;
  • специальные упражнения на говорение, запоминание, логику, чтение - их выполняют дома или на занятиях;
  • дополнительные домашние занятия с родителями - игры, чтение вслух и так далее.
При занятиях важно помнить о возрастных и личностных особенностях ребенка. Педагоги и ученые полагают, что лучший возраст для начала полноценных занятий - 6-12 лет. Для детей помладше стоит подбирать специализированные тренинги и упражнения, которые помогут им подготовиться к переходу на «следующий этап». Дети различны - кто-то изначально склонен к построению сложных речевых оборотов, другим они удаются с трудом. Грамотный педагог пред занятиями обязательно побеседует с ребенком, выслушает родителей и составит собственное, подкрепленное опытом и квалификацией, мнение. На основе изучения личности формируется методика обучения, подбираются конкретные упражнения, которые родители смогут самостоятельно выполнять с ребенком дома. Для успешного достижения цели уроки и «домашние задания» должны:
  • быть регулярными - родителям и педагогам нужно правильно составить график занятий и придерживаться его, чтобы каждодневные малые усилия «переплавились» в серьезный, масштабный результат;
  • связываться единым подходом и целью - системность позволяет, и сформулировать задачу, и оперативно ее решить;
  • включать не только непосредственные уроки риторики, но и упражнения, развивающие воображение, улучшающие навыки чтения и написания речей, литературные и сценические задания.

Как выполнять упражнения по риторике

Перед любым уроком нужно подготовить помещение: проветрить его, «отсечь» все посторонние звуки - выключить музыку, закрыть окно или дверь. Во время занятий присутствующие взрослые - родители, практикующие педагоги - должны располагаться так, чтобы ребенок видел все движения, которые ему нужно повторить. Если дети маленькие, необходимо сесть, иначе они не рассмотрят движения челюсти, языка. Во время выполнения упражнений нужно:
  • следить за положением тела - ребенок должен выпрямить корпус, расправить грудную клетку;
  • создать правильную атмосферу и «настрой» - подолгу и с увлечением разговаривать и тренироваться ребенок или неусидчивый подросток сможет только с хорошим настроением;
  • говорить в верном темпе - все слова в упражнении произносить небыстро, с расстановкой, но без ненужных пауз.
Дополнить курс риторики стоит уроками вокала, домашними выступлениями. Детям дошкольного возраста родители обязательно должны читать вслух, для детей постарше подойдет сценическая или литературная импровизация, тренировка запоминания услышанного текста. Важно предварять обучение физической подготовкой. Она специфична: «тренируются» челюсти, мимические лицевые мышцы, язык с губами. Занимаясь артикуляционной гимнастикой, дети научатся произносить слова и сочетания звуков, которые трудно им даются. В тренировку включают упражнения на:
  • Открывание рта. Губы растягивают в улыбке, медленно опускают нижнюю челюсть, следя, чтобы язык не напрягался. Держать рот широко открытым нужно до 10 секунд, потом медленно закрыть его и повторить до 5 раз, не меняя темпа. Для маленьких детей упражнение сравнивают с зеванием животного или кормлением птенцов в гнезде, чтобы малышам было интереснее.
  • Улыбку. Ученики неспешно растягивают губы, следя, чтобы они не подворачивались, а челюсти не напрягались. Понадобится 3-4 повтора. Упражнение поможет научиться красиво улыбаться, аккуратно показывая передние зубы.
  • Вытягивание губ. Их нужно сомкнуть и вытянуть в «трубочку», удерживая в напряженном положении 5-10 секунд. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Нужно сделать от 3 до 5 повторов.

Классические домашние упражнения по риторике

Дома рекомендуют выполнять базовые упражнения, направленные на совершенствование речевого и когнитивного аппарата. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подойдут:
  • выразительное чтение вслух - взрослые произносят фразу, а ребенок повторяет ее, сохраняя темп и интонацию;
  • объяснение понятий и формулировка определений - взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает («яблоко, это фрукт, который...»);
  • рифмование сначала слов, потом фраз;
  • нахождение отличий между предметами, понятиями;
  • «слушание тишины», описание звуков в комнате и за окном, которые слышны, когда люди замолкают (пение птиц, тиканье часов);
  • произнесение скороговорок или речевок, подкрепленное жестами - на каждой фразе ребенок должен ритмично хлопать в ладоши, притопывать ногами;
  • подбор синонимов и слов, связанных с определенной темой и так далее.
Для подростков актуальны классические командные игры:
  • «Алфавит» (на речевую ассоциативность) - подбор сначала отдельных слов, затем целых фраз, начинающихся на определенную букву, и в конце - связного рассказа;
  • «Рисование предметов» (на развитие навыка жестикуляции) - ведение рассказа на выбранную тему, где каждое слово подкрепляется описательными жестами;
  • «Рассказ на свободную тему» (на креативность в речи): ведущий задает начало повествования, каждый участник последовательно продолжает его, затем следующему человеку дается новое задание.
Эти упражнения - база, полезная, но не раскрывающая всего многообразия ситуаций, которые происходят во время обучения и в реальной жизни. Практика под руководством профессионального наставника - ключевой принцип эффективных занятий. Только с опытным специалистом, помногу работающим с детьми индивидуально и в группах, вы добьетесь качественного «прорыва» в умениях конкретного ребенка. Приглашаем вас на уроки риторики в самую большую школу ораторского искусства Санкт-Петербурга - Oratoris. Здесь слушатели совершенствуют навыки публичных выступлений, учатся глубоко мыслить. Наше кредо - комплексный подход к занятиям, который заложит основу успешности человека в личном общении, поспособствует его карьере в дальнейшем. Обучаясь у нас, Вы освоите навыки ораторского мастерства - непременное условие уверенности в себе и умения «бескровно» отстаивать свои интересы в конфликтных ситуациях. Приглашаем вас записаться на индивидуальные и групповые занятия по риторике и на практике убедиться в их действенности.

Умение убедительно говорить и работать с аудиторией слушателей сегодня важно каждому. Даже тем, у кого нет необходимости ежедневно выступать на конференциях, все равно требуется правильно подавать себя – от этого зависит устройство на работу, заработная плата, продвижение по карьерной лестнице. Каким бы востребованным специалистом вы ни были, важно, чтобы вас и ваши идеи услышали.

Два способа повысить ораторские способности:

  • пойти на курсы риторики или ораторского мастерства;
  • заняться самообучением.

Главное преимущество курсов - в реальной возможности выступать перед аудиторией слушателей. Однако у курсов есть и недостатки – из-за того, что в группе много людей, преподаватель не уделяет достаточное время каждому. Таким образом, отсутствует персонализированный подход, который так важен при работе над психологическими и речевыми проблемами людей, мешающими им правильно и раскрепощенно говорить.

В случае самообучения преимущества очевидны – можно пробовать различные методики, тратить на выполнение упражнений и закрепление тех или иных навыков ровно столько времени, сколько нужно, можно заниматься по удобному графику и т. д. Уроки ораторского искусства не обязательно должны проходить под контролем преподавателя: сегодня можно найти разнообразные видео уроки в интернете, самоучитель для начинающих, а также множество советов.

Ошибки начинающих ораторов

Обучение может проходить по-разному. Большой популярностью с появлением в каждом доме интернета стали пользоваться видео уроки. Фактически они ничем не отличаются от прослушивания лекции на семинаре или тренинге для улучшения риторики – разве что нельзя задать преподавателю вопрос.

Видео могут быть бесплатными или платными. Бесплатными можно свободно находить, просматривать и скачивать в сети. На них дается информация, касающаяся риторики, рассматриваются наиболее известные упражнения по ее улучшению. Платные уроки можно найти на сайтах преподавателей риторики либо обратившись к ним лично.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

  • упражнения напротив зеркала;
  • упражнения с диктофоном;
  • самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Смотря на себя в зеркало, каждый заметит волнение и суету, которые мы сами не замечаем, но которые видны тем, кто слушает публичное выступление. Эффективно и записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге, а можно – почерпнуть из видео, на котором о них рассказывает преподаватель. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.

На видео уроках в интернете рассказывается и о других приемах, которые можно и применять для того, чтобы стать опытным оратором. Путь к этому займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами, партнерами и близкими без стеснения, волнения, мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет и в бизнесе, и в учебе, и в личных отношениях.

Ораторское искусство нашей современности берет свое начало с античных греко-римских времен, когда этому виду творческой деятельности уделялось особо пристальное внимание и, когда как ни в какой другой культуре, устная речь не была так совершенна.

О том, что такое ораторское мастерство и искусство речи, как улучшить ораторские способности и стать хорошим оратором, мы расскажем далее. Присоединяйтесь.

Кто такой оратор

Оратор - это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи - языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность - получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность - как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

Образ талантливого оратора харизматичен и тесно связан с такими особенностями и чертами, как уверенность в себе, воодушевленность, эрудированность, способность к импровизации, живость мысли, сильный голос, выразительная жестикуляция.

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока - кратко об основах ораторского искусства.

Наука об ораторском искусстве называется риторикой.

Искусство ораторской речи, или красноречие, - это высокой степени мастерство выступления перед публикой и оказания на нее влияния.

В зависимости от состава аудитории и тематики красноречие подразделяется на виды:

Ораторская речь может иметь разные цели воздействия на слушателя и бывает:

  • информационная, знакомит с новыми фактами, сведениями, знаниями;
  • развлекательная, имеет увеселительный характер;
  • убеждающая, в которой оратор добивается согласия слушателя со своей точкой зрения;
  • воодушевляющая, эмоционально вдохновляет;
  • призывающая к действию, агитирует совершить действие.

Для того, чтобы публичное выступление достигло своей цели и никого не оставило равнодушным, оно выстраивается согласно замыслу и содержанию в определенном порядке, который называется композицией.

Вступление должно привлечь внимание, заинтересовать, наладить контакт с аудиторией, дать представление о теме предстоящего сообщения с кратким описанием проблематики.

Основная часть ораторского выступления - это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств.

Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

К работе над композицией желательно подходить творчески. Соблюдая четкую последовательность и согласованность ее элементов, важно не потерять индивидуальный стиль.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

Например:

  • наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
  • повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
  • аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
  • антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
  • гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
  • риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
  • вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
  • неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь - самое интересное.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

  1. Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют . Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
  2. Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая .
  3. Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
  4. Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их. Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
  5. Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Сила слова

Успех овладения ораторским мастерством обеспечит труд. Над постановкой голоса, содержательностью речи, личностными качествами. Пробуйте себя, осваивайте новые навыки для того, чтобы осуществить задуманное, совершенствуйтесь.

Помните, слово — это посыл. Неся в себе энергию автора, оно имеет большую силу.

Зажигайте в своих слушателях любознательность. Мотивируйте их на благие поступки.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении