School85vrn - Образовательный портал

Ледокол "красин". Ледокол "Красин" (29 фото) Музей-ледокол «Красин»: история гиганта

В 2017 году исполнилось 100 лет самому известному ледоколу в мире - легендарному судну «Красин», символу исследований Арктики и морского наследия России. Сейчас, как и положено ветерану, ледокол, получив статус объекта культурного наследия, стал плавучим памятником - филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге.

При поддержке фонда «История Отечества» был снят документальный фильм о ледоколе «Красин» , презентация которого состоялась 20 января 2018 года на «Ленфильме» .

Родом из Англии

«Красин» - вершина инженерного судового строительства начала XX века, наследник лучших традиций ледокольного флота России. Трудно найти в истории России корабль, чья судьба так бы переплелась с историей страны. Появившись в самый трагический и наполненный событиями год отечественной истории - 1917-й, ледокол стал не только свидетелем, но и активным участником бурных событий российской и мировой истории XX века.

В начале прошлого века российское правительство приняло решение выделить денежные средства на расширение исследований и коммерческое освоение арктических морей. А уже к концу 1915 года Советом министров была разработана и принята программа строительства ледокольного флота. Заказ на строительство самого мощного на тот момент в мире ледокола получила крупнейшая английская промышленная фирма «Армстронг, Митчел & Ко», занимавшаяся постройкой судов и расположенная в британском городе Ньюкасл.

«Святогор» (впоследствии переименованный в «Красин») стал вторым арктическим ледоколом после «Ермака». Построенный по его чертежам, он отличался о своего предшественника большей мощностью машин. Само строительство началось в феврале 1916-го, а уже в марте следующего года ледокол был полностью готов и прошел ходовые испытания. 31 марта 1917 года на «Святогоре» подняли Андреевский флаг. Эту дату и принято считать днём рождения ледокола.

Благодаря заложенной проектной мощности «Святогор» мог с легкостью преодолевать льды толщиной до двух с половиной метров. По этому показателю он два десятилетия считался самым мощным ледоколом в мире.

Судьба «Святогора» складывалась драматично с момента рождения. Мир был охвачен войной, а Россия - революциями. Ледокол принял участие в обороне Архангельска от англичан. Чтобы не позволить кораблям противника в августе 1918 года войти в устье Северной Двины, власти Архангельска приняли решение затопить «Святогор». Однако британцам всё-таки удалось захватить город. Капитана «Святогора» Николая фон Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении, расстреляли.

Через пару лет ледокол подняли, и уже в феврале 1920 года он был переправлен в Англию в качестве трофея. Однако через несколько месяцев «Святогор» вновь оказался в советских водах, на сей раз в качестве арендованного корабля. Во льдах Карского моря погибал ледокольный пароход «Соловей Будимирович», на борту которого находились 85 человек, в том числе женщины и дети.

Спасатели успешно справились со своей задачей. 19 июня 1920 года «Святогор» и ледорез «III Интернационал» пробились к «Соловью Будимировичу» и через несколько суток вывели его изо льдов. Спасенный пароход вместе с «III Интернационалом» возвратился в Архангельск, а вот «Святогору» пришлось идти обратно в Англию.

В декабре 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у англичан. Потребовалась серьёзная борьба дипломата Леонида Борисовича Красина и всемирно известного кораблестроителя академика Алексея Николаевича Крылова, чтобы договориться о возвращении британским Адмиралтейством уведённого ледокола «Святогор». За корабль необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375 000 фунтов). В 1921 году после выплаты ледокол был передан России. Возвращенный на родину, ледокол в 1923-1926 годах обеспечивал ледовую проводку транспортных судов на Балтике, обслуживая зимой Ленинградский торговый порт, через который молодая Советская республика, находившаяся в тяжелом экономическом положении, вела торговлю с другими государствами.

В ледовую кампанию 1925-1926 годов корабль освободил из ледового плена около 30 пароходов, затёртых льдами Финского залива в районе Соммерс-Гогланд: суда, несмотря на тяжелый лёд, были выведены в Ленинград и частью на Запад.

В 1927 году, учитывая выдающиеся заслуги Леонида Борисовича Красина перед партией и государством, советское правительство переименовало ледокол «Святогор» в «Красин».

За заслуги перед Отечеством

1928 год явился для ледокола знаковым: «Красин» прославился на весь мир. Его звёздным часом стало спасение экспедиции воздухоплавателей, отправившихся на покорение Северного полюса на дирижабле «Италия» под руководством итальянского инженера-конструктора Умберто Нобиле. Нобиле сконструировал свой первый дирижабль «Норге» в 1926 году и впервые достиг на нём Северного полюса. А в 1928 году он решил повторить полёт уже с итальянским экипажем на дирижабле «Италия». Экипаж состоял из 16 человек. Сам Папа Римский благословил участников на полёт.

25 мая 1928 года «Италия» стартовала со Шпицбергена и достигла Северного полюса. Но на обратном пути погода резко ухудшилась, дирижабль обледенел, покрылся коркой льда, стал снижаться и в результате с силой ударился об лёд. На момент катастрофы в гондоле - кабине внизу корпуса дирижабля - находились 10 человек. Все они выпали на лёд и получили травмы, в том числе и сам Умберто Нобиле, а один человек погиб. Еще шесть человек были унесены вместе с корпусом дирижабля в неизвестном направлении. Поскольку корпус так и не нашли, судьба этой части экспедиции и по сей день неизвестна. А оставшиеся девять человек прямо на льдине разбили лагерь, поставили красную палатку и почти два месяца прожили на льдине, ожидая помощи. Повезло хотя бы с тем, что вместе с гондолой на лёд выбросило продовольствие и запасную радиостанцию, хотя долгое время не удавалось установить радиосвязь.

Лишь 3 июня русский радиолюбитель Николай Шмидт из деревни на побережье Северного Ледовитого океана принял сигнал бедствия. Так мир узнал о судьбе экспедиции Нобиле. Многие страны (18 судов, 21 самолёт) предприняли попытки спасти потерпевших крушение аэронавтов.

25 июня шведскому летчику Лундборгу удалось сесть на лёд и вывезти Нобиле. Конструктора потом до конца жизни обвиняли в том, что он, командир, покинул лагерь первым. При втором полёте самолёт Лундборга потерпел аварию, и он сам оказался на льдине. Оставшиеся в живых всё ещё ожидали помощи, а полёты не возобновлялись из-за плохих погодных условий.

Итальянское правительство обратилось к России с просьбой послать «Красин» для спасения экспедиции. И несмотря на то, что ледокол находился в Ленинграде и готовился к ремонту, он был подготовлен всего за четыре дня и семь часов.

21 июня «Красин» прибыл в Берген, провёл там два дня, после чего отправился в сторону Шпицбергена. На его борту присутствовали 132 человека, включая семь журналистов. Весь мир следил за экспедицией. «Красину» предстояло пойти туда, где до него никто не бывал, найти палатку с аэронавтами. 12 июля «Красин» подошёл к месту, люди были спасены, а ледокол стал всемирно знаменит.

Но на этом трудности не оставляют ледокол «Красин». И уже на обратном пути «Красин» принял сигнал SOS от немецкого пассажирского лайнера «Монте-Сервантес», пассажиры которого уговорили капитана приблизиться по северным морям к пути следования ледокола, дабы своими глазами увидеть ледокол-легенду. На борту лайнера было 1500 человек. Во время путешествия по северным морям «Монте-Сервантес» получил пробоину. Продержаться на плаву судно могло не более 16 часов. Несмотря на имеющиеся у «Красина» повреждения - были сломан левый винт и повреждено крепление руля, капитан Карл Эгги изменил курс и пошёл на помощь. Водолазы из команды наложили на пробоину специальный пластырь, однако вода не убывала. Со второго борта обнаружилась ещё одна пробоина. Чтобы её ликвидировать, сняли листы металла с машинной палубы ледокола. В результате «Монте-Сервантес» был спасён.

После ремонта в Норвегии 5 октября 1928 года «Красин» триумфально вернулся в Ленинград, где его восторженно встречали 200 тысяч горожан. За этот поход ледокол «Красин» и весь экипаж были награждены орденом Трудового Красного Знамени за особые заслуги перед Отечеством.

Второе рождение

Не счесть грузовых судов, которые провёл ледокол «Красин» в 1930-е годы сквозь дрейфующие льды, не счесть миль, которые ему пришлось преодолеть во всех морях Ледовитого океана. Он водил караваны, «протаскивал» суда сквозь плавучие льды, крушил мощные ледовые перемычки между пространствами чистой воды, искусно маневрировал в опасных проливах среди островов. С ледокола велись научные исследования, что позволило значительно расширить знания об Арктике, которая с большой неохотой делилась своими тайнами с исследователями.

В 1941 году, в день объявления Германией войны Советскому Союзу, ледокол «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации. Во время Великой Отечественной войны «Красин» занимался своим прямым делом — проводил караваны судов с народнохозяйственными и оборонными грузами через льды в арктических морях, а также в Белом море.

История полярных конвоев - одна из самых героических и трагических страниц Второй мировой войны. Путь конвоев пролегал мимо берегов Норвегии, где базировались немецкие подводные лодки и находились аэродромы немецкой авиации. Ни одному конвою не удалось избежать потерь. Экипажи торговых судов конвоя формировались только из добровольцев и были интернациональными. Конвои везли вооружение и боеприпасы, продовольствие, медикаменты, горючее.

«Красин» в составе конвоя PQ -15 вышел из исландского порта Рейкьявик 26 апреля 1942 года. Караван был атакован вражеской авиацией. Из пяти самолётов, сбитых кораблями конвоя, два были подбиты членами экипажа ледокола, а само судно серьёзно пострадало.

Сегодня «Красин» - единственный в России корабль, принимавший участие в сражениях Великой Отечественной войны и до сих пор находящийся на плаву.

В послевоенное время, до начала 1950-х годов, «Красин» работал на трассе Северного морского пути без существенных перестроек и модернизации. К этому времени стала ощущаться острая нехватка арктических линейных ледоколов. В создавшейся ситуации было решено пойти на капитальный ремонт ледокола в ГДР.

Для «Красина» это означало «второе рождение», ведь речь шла о почти полной реконструкции корабля. Старую энергетическую установку заменили новой, смонтировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, в корме оборудовали вертолетную площадку. Внешний вид ледокола изменился почти до неузнаваемости.

После длительного ремонта и реконструкции в 1960 году ледокол «Красин» вновь вступил в строй и сразу же был направлен на проводку судов по трассе Северного морского пути, где проработал более 10 лет. В октябре 1971 года ледокол вернулся из своей последней арктической навигации. Он отработал в Арктике, на Балтике и Дальнем Востоке 54 года.

В 1970-х годах «Красин» был передан в Министерство геологии СССР и продолжил работать в Баренцевом и Гренландском морях и на Шпицбергене. В конце 1980-х годов судно было постепенно выведено из эксплуатации.

На счету легендарного ледокола спасение многих судов и людей, но в лихие 1990-е он сам стал нуждаться в помощи. Для защиты «Красина» от попыток продажи за границу и для сохранения его как исторической реликвии был организован Общественный комитет. Ледокол остался в России, однако его хозяева так и не смогли добиться достойного финансирования, необходимого для сохранения судна. Ледокол тихо умирал. Но общественность и неравнодушные люди вновь и вновь поднимали вопрос о поиске организации, способной вдохнуть в ледокол новую жизнь. И такая организация нашлась - в Калининграде!

В 2004 году, после многочисленных переговоров, было принято решение о передаче ледокола «Красин» на баланс Музея Мирового океана Министерства культуры Российской Федерации. Музей уже обладал опытом сохранения исторических судов и формировал в Калининграде единственную в России Набережную исторического флота. С 1996 года «Красин» пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта.

31 марта 2017 года на борту ледокола «Красин» прошли торжественные мероприятия, посвящённый 100-летию со дня подъема Андреевского флага на борту. В кают-компании ледокола-музея состоялся молебен - молитва Иоанна Кронштадского, впервые прочитанная 19 марта 1899 года по случаю прихода в Кронштадт первого российского арктического ледокола «Ермак». Затем на палубе верхнего мостика ледокола состоялись акция «Гудок «Красину» и подъём Андреевского флага, а также открытие памятного знака «Морское наследие России» на борту ледокола. Официальную церемонию завершил митинг. Под звуки оркестра состоялось торжественное прохождение курсантов Военно-Морской академии. Торжества завершил спектакль-концерт «Страницы истории ледокола «Красин».

В рамках празднования 100-летия легендарного судна в течение года прошёл ряд мероприятий: кинофестиваль «Море зовет», конференция «Полярные чтения», фестиваль ледоколов. В штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге была открыта выставка «Ледокол «Красин». 100 лет подвига».

20 января 2018 года на киностудии «Ленфильм» состоялась премьера нового документального фильма «Ледокол «Красин»: миссия спасать», созданного ТРК «Плеяда». Картину о знаменитом ледоколе представили зрителям автор сценария Наталия Спиридонова, режиссер Инна Кокорина, оператор Алексей Горбатов и продюсер Наталия Спиридонова. С приветственным словом ко всем присутствующим обратился исполнительный директор фонда «История Отечества» .

Текст: Елена Стеблюк, Виктор Павлов

Фото: архив Музея Мирового океана Министерства культуры РФ, Александр Шалгин

Ледокол «Красин»

Ледокол «Святогор» был построен на верфи «В.Г. Армстронг, Митчелл и К°» в английском городе Ньюкасл по российскому заказу, его прототипом послужил знаменитый «Ермак». Новое судно предназначалось для продления навигации на Белом море и имело следующие характеристики: длина наибольшая – 98,5 м, ширина – 21,6 м, высота борта – 12,9 м, осадка нормальная – 7,9 м, водоизмещение нормальное – 8730 т, мощность паровых машин тройного расширения – 10 000 л.с., скорость хода – 15 узлов.

В июне 1917 г. «Святогор» прибыл в Архангельск и вошел в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Когда в 1918 г. страны Антанты начали интервенцию на Севере, он вместе с ледоколом «Микула Селянинович» 1 августа был затоплен при попытке заградить фарватере в устье Северной Двины и не допустить проход кораблей интервентов. Но закупорить фарватер не удалось, а затопленные суда вскоре были подняты, после чего «Святогор» до 1921 г. служил в составе британского флота. В 1920 г. он сыграл главную роль в спасении затертого льдами парохода «Соловей Будимирович». В 1921 г. благодаря усилиям советского представителя в Англии Л.Б. Красина «Святогор» был возвращен Советской России. Затем ледокол был переведен на Балтику. После ремонта на Балтийском заводе, судно работало на Балтике и в Финском заливе. В 1927 г. ледокол переименовали в «Красин».

Всемирную известность «Красин» получил в 1928 г., отличившись во время спасения участников итальянской экспедиции генерала Умберто Нобиле. Дирижабль экспедиции «Италия» с командой из 16 человек 25 мая потерпел крушение в районе архипелага Шпицберген, при этом один человек погиб, девять оказались на льдине (в их распоряжении был небольшой запас продовольствия, запасная радиостанция и некоторые астрономические приборы), еще шестерых оболочка дирижабля унесла в неизвестном направлении. Спасшимся удалось найти в отломившейся части кабины дирижабля четырехместную палатку, продукты и запасную коротковолновую радиостанцию. Они натянули палатку на остов гондолы, а чтобы она была лучше видна на снегу, ее облили красной краской.

«Красин»

В спасательных операциях приняло участие шесть европейских государств, которые послали в Арктику 18 судов и 21 самолет. В СССР задачу по спасению Нобиле поставили самому мощному по тем временам ледоколу. И действительно, только «Красину» 12 июля удалось пробиться к группе оставшихся в живых аэронавтов и снять их с льдины.

26 июля – 3 августа 1928 г. «Красин» занимался спасением германского пассажирского лайнера «Монте Сервантес», столкнувшегося с льдиной у Шпицбергена. Экипажу ледокола удалось заделать пробоины и откачать воду из поврежденного судна. После этого «Красин» сопроводил «Монте Сервантес» в норвежский порт Гаммерфест.

Когда в октябре «Красин» возвратился в Ленинград, ему устроили торжественную встречу. Ледокол первым среди судов торгового флота был удостоен только что учрежденного ордена Трудового Красного Знамени.

В 1929-1934 гг. «Красин» работал в Западном секторе Арктики. В 1929 г. он участвовал в 10 й Карской товарообменной экспедиции. На борту ледокола было проведено множество научных экспедиций, которые осуществили самые разнообразные наблюдения – океанографические, метеорологические, геофизические – в тяжелейших ледовых условиях, и продолжалось это на протяжении всей активной арктической жизни «Красина». В следующем году он перешел на Тихий океан и стал базироваться на Владивосток. Переход протяженностью 12 600 миль занял менее семи недель. В 1934 г. ледокол участвовал в попытке спасении парохода «Челюскин», в 1937 м – в поисках самолета С.А. Леваневского, пропавшего во время перелета в США через Северный полюс. В 1936 г. «Красин» участвовал в проводке боевых кораблей по трассе Северного морского пути. В сентябре-октябре 1940 г. «Красин» и транспорт «Волга» осуществляли проводку подлодки Щ-423 от бухты Тикси до Владивостока.

Начало Великой Отечественной войны «Красин» встретил в бухте Провидения. Он сделал попытку пройти в Западный сектор Арктики, но тяжелая ледовая обстановка в проливе Вилькицкого вынудила его повернуть назад. Тяжелая ситуация на фронтах летом 1941 г. заставила принять решение о направлении ледокола в западный сектор Арктики. Капитальный ремонт (в котором судно остро нуждалось) и модернизацию предполагалось произвести в одном из портов США. В сентябре 1941 г. от Таймыра «Красин» отправился в плавание по маршруту: Берингов пролив – Сиэтл – Панамский канал – Балтимор – Галифакс – Глазго – Рейкьявик – Мурманск. В Балтиморе на корме установили 76,2 мм орудие и 10 пулеметов (из них шесть – крупнокалиберных).

В марте 1942 г. в Глазго ледокол частично перевооружили, и 3 апреля 1942 г. в составе конвоя PQ-15 он отправился в Мурманск. Во время перехода через Атлантику 26 апреля – 6 мая ледокол отражал атаки немецкой авиации и, согласно донесениям, его зенитчики сбили вражеский самолет. По прибытии в Мурманск «Красин» вновь перевооружили, а для размещения боезапаса оборудовали артпогреба. Теперь ледокол имел следующее вооружение: шесть 76,2 мм орудий американского образца, семь 20 мм автоматов «Эрликон», по четыре крупнокалиберных и обычных (винтовочного калибра) пулемета.

В Арктике «Красин» продолжил работу в составе Ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. 17 июня – 14 сентября 1943 г. вместе с ледоколом «А. Микоян» и ледорезом «Ф. Литке» он осуществил проводку каравана судов из Архангельска до бухты Провидения, откуда его направили на ремонт во Владивосток. В начале октября он прибыл во Владивосток и встал в док.

«Красин» оставался флагманом ледокольной флотилии в Восточном секторе Арктики до 1950 г., а затем вернулся в состав Северного морского пароходства. В 1956-1960 гг. он прошел модернизацию на верфи «Матиас Тезен Верфт» в Германской Демократической Республике. Старую энергетическую установку заменили новой, смонтировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, в корме оборудовали вертолетную площадку и сделали вырез для буксировки судов вплотную. В результате внешний вид ледокола существенно изменился.

В 1972 г. судно передали на баланс Министерства геологии РСФСР. Оно использовалось как энергетическая база и жилье для буровиков при бурении шельфа у побережья Северного Ледовитого океана. В качестве научно-исследовательского судна «Красин» (его название изменилось на «Леонид Красин», а прежнее присвоили новому ледоколу) работал в Баренцевом, Гренландском морях и в водах Шпицбергена. В 1982-1989 гг. судно практически не эксплуатировалось.

В 1987 г. появилось предложение признать знаменитый ледокол памятником истории. В 1990 г. производственное объединение «Севморгеология» передало судно Международному фонду истории науки. «Красин» на одной машине, но своим ходом совершил переход из Мурманска вокруг Скандинавии, посетив Осло, Стокгольм, Копенгаген. Кроме того, ледокол совершил короткий рейс до Таллинна. В 1990 г. «Красин» совершил три коммерческих рейса в Германию и Данию.

В 1990 е годы судьба уникального судна буквально висела на волоске. Неоднократно менялись его владельцы, место стоянки, были попытки продать ледокол за границу. Хотя постановлением российского правительства ледокол «Красин» в феврале 1992 г. был включен в список исторических памятников государственного значения, из-за отсутствия необходимого финансирования он тихо умирал. Лишь в феврале 2004 г. последовало решение о передаче «Красина» Музею Мирового океана. С этого момента для ледокола, установленного на вечную стоянку в Санкт-Петербурге у набережной Лейтенанта Шмидта, действительно началась новая жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Ледокол «Ермак» Над осуществлением идеи создания мощного ледокола, пригодного для проведения исследований в Северном Ледовитом и продления навигации в портах России, впервые задумался выдающийся деятель и новатор Российского флота вице-адмирал Степан Осипович

Из книги автора

Атомный ледокол «Ленин» Вторая половина XX в. прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей все области техники, в том числе и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной, а вскоре ученые и инженеры начали задумываться о

Из книги автора

Атомный ледокол «Арктика» «Арктика» стала первой в серии из шести атомных ледоколов проек-та 10520, строительство которых началось в 1972 г., а завершилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола «50 лет Победы»). Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного

Из книги автора

III. Что такое ледокол? Четкое понятие о том, что такое ледокол, сложилось не сразу, и даже в XX в. определения давались разные.В самой известной отечественной энциклопедии конца XIX – начала XX в., изданной Брокгаузом и Ефроном, это определение отсутствует. В справке (статье)

Из книги автора

§ 2. «Опыт-Ледокол» В 1865 г. военный инженер полковник Н. Л. Эйлер (в то время начальник Морской строительной части Кронштадтского порта) попытался реализовать инициативу главного командира порта довольно оригинальным образом. Он предложил использовать для ломки льда

Из книги автора

§ 1. «Ледокол 1» К началу последнего десятилетия XIX в. Россия имела на Черном море два сравнительно современных морских торговых порта – Одессу и Николаев. И в том, и в другом навигация прерывалась в зимнее время на несколько недель в году из-за появления льда на

Из книги автора

§ 2. «Ледокол 2» В Либаве (Лиепае) одновременно со значительным расширением деятельности торгового порта, считавшегося незамерзающим и являющегося в зимнее время фактически аванпортом закрытого почти на 5 месяцев льдом Петербургского порта, велось строительство

Из книги автора

§ 4. «Ледокол» 3 Инициатором постройки ледокола для Одесского торгового порта был одесский градоначальник, который ежегодно, начиная с 1891 г., «входил в отношения» по этому поводу с министерствами путей сообщения, финансов и внутренних дел. Согласие трех могущественных

Из книги автора

§ 5. «Аванс» и «Саратовский ледокол» Несмотря на совершенствование конструкций портовых ледоколов, появлявшихся в российских водах в последнее десятилетие XIX в., форму Штейнгауза использовали не только в «Гайдамаке», но еще в 2 портовых ледоколах «гамбургского типа» –

Из книги автора

II. Предтеча «Ермака» ледокол «Надежный» и его прототип «Слейпнер» («Трувор») Суммарная мощность паровых машин всех ледовых судов (ледоколов, ледокольных пароходов и буксиров), построенных до 1895 г. в Западной Европе, а их число превышало 40 единиц, составляла около 20 000 л.с.

Из книги автора

§ 8. Второй ледокол («Обь») и ледокол Менделеева К отчету о поездке в Сибирь (1897 г.) С. О. Макаров приложил расчеты об эксплуатации 2 предлагаемых к постройке ледоколов, именуя их условно в зависимости от назначения «Енисей» и «Обь».Идея о большом ледоколе превратилась в

Из книги автора

§ 1. «Владимир» и «Ледокол IV» Последними фигурантами завершавшегося русского «ледокольного бума» стали 2 портовых ледокола: «Владимир» для Либавского порта (1902 г.) и «Ледокол IV» для строящегося Мариупольского (1905–1907 гг.). Из-за многих событий в истории России тех лет

Из книги автора

§ 2. Рижский ледокол «Петр Великий» Считается, что в начале XX в. в странах Европы, в том числе и в России, начался второй этап в ледоколостроении, характеризующийся увеличением размеров ледокольных судов и мощности их силовых установок. Чрезвычайно характерно в этом

Из книги автора

§ 3. Ледокол Балтийского моря «Царь Михаил Федорович» («Волынец») Разработка технических условий ледокола для Балтийского моря началась не позднее второй половины 1910 г. Сохранились сведения о заседании Технического совета МТиП 26 ноября, где было решено взять за основу

Из книги автора

§ 5.5. Военный ледокол «Микула Селянинович» Самыми большими на Севере по размерам и мощности силовой установки были 2 морских военных ледокола «Святогор» и «Микула Селянинович», построенных по заказу Морского министерства России. Оба судна появились в результате

Из книги автора

В. СУВОРОВ. "ЛЕДОКОЛ". Глава 30. Почему Сталин не верил Рихарду Зорге."…Советская военная разведка не столь глупа, чтобы публиковать самые интересные сообщения Зорге. Но анализ даже относительно небольшого количества опубликованных сообщений Зорге ставит нас в тупик, не

В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции - все это требовало развитие морского транспорта, способного справляться с суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по освоению русского севера.Именно по этой причине в России появляется ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного флота "Ермак" и "Святогор" были самыми мощными кораблями этого класса в мире."Святогор", который позже будет переименован в "Красин", усовершенствует конструкцию первого российского ледокола "Ермак" и на несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.За почти 70 лет своей трудовой деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал - затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны; проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.А в 1980-м году ледокол "Красин", став на вечную стоянку в Ленинграде, становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день...

Ледокол "Красин" при постройке носил имя "Святогор". К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола "Ермак" становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ. Однако в начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый ледокол "Святогор" строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые машины. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.Всего на постройку, ходовые испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола понадобилось... чуть больше года.Это в начале XX века.

Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол "Святогор" решают... затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои функции, но уже под английским флагом.

В 1921 году "Святогор" выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь Леонида Красина

В 1928 году ледокол "Красин" становится всемирно известным - в тот год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившего катастрофу дирижабля "Италия". В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины - "Италия". Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил Северный полюс и "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек. К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и недоброжелатель Нобиле, Руал Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью, спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола "Красин". В память о той спасательной экспедиции, на ледоколе "Красин" хранится часть оболочки дирижабля "Италия" Умберто Нобиле

С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом - высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя ледокол. Однако, Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу Главсевморпути. Во время войны ледокол "Красин" осуществлял неоднократную проводку конвоев с военным грузами по северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведен благодаря ледоколу стал конвой PQ-15 - самый крупный из всех конвоев за время войны. В его состав было включено 26 транспортов.

После войны «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола - набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

Ходовой мостик ледокола. Отсюда происходило управление кораблем во время всех его многочисленных морских походов.

Машинный телеграф

Главный компас, расположенный на ходовом мостике

Средства связи на ходовом мостике. Многочисленные телефоны дополняют классические переговорные трубки

Спускаемсч в нижние помещения, расположенные на нижних палубах

Штурманская рубка

Здесь идет прокладка курса и вносятся записи в судовой журнал

Радиоприемник...

И более ранние их предшественники

Со слов экскурсовода, это интересное устройство использовалось для указания курса кораблоя и расписения вахт для неграмотных матросов, которые не умели читать

В апреле я побывал в Питере и полюбовался ледоколом Красин, вот только посетить его не удалось.
Разбирая архивные фотографии, решил более подробно изучить его историю.

Арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов - судно-музей.
Построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайн в Великобритании в 1916 - 1917 году.
В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем "Святогор".
В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина.
15 сентября 1917 года ледокол вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.


2. Ледокол при среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углём имел автономность по топливу около одного месяца. Конструкция британских паровых котлов была рассчитана на использование высококачественного кардиффского угля, что впоследствии затрудняло бункеровку в высоких широтах. Советский кузнецкий уголь не позволял развить полную мощность.

3. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире.
Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск.
Военная служба "Святогора" продолжалась недолго и закончилась в 1918 году — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.
В декабре 1921 года советское адмиралтейство выкупило ледокол у Англии.
В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль "Италия". Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.
На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".

4. Вторая мировая война застала ледокол на Дальнем Востоке. "Красин" был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.
В роли ледокола "Красин" работал до 1972 года.

5. 10 августа 1989 года Морская арктическая геологоразведочная экспедиция передала ледокол "Леонид Красин" на баланс Международного фонда истории науки, судно было отправлено в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея.
Сейчас место стоянки ледокола — набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.
Вот такая интересная история у ледокола "Красин".

6. Рядом со стоянкой ледокола есть интересные корабли.
На противоположной стороне набережной на ремонте стояла подводная лодка.

7. Современные ледоколы.
Линейный дизель-электрический ледокол "Мурманск".

8. Головной ледокол "Владивосток".

9. Раньше многие бредили Арктикой, мечтали открывать новые земли, заниматься наукой, сейчас таких энтузиастов стало меньше.
Работая в школе, я спрашивал учеников, кем они хотят быть, и ни один не ответил - моряком или полярником...

К началу 20 века Россия уже занимала лидирующие позиции в исследовании пространства Северного Ледовитого океана. Для этого впервые были применены линейные ледоколы «Ермак» и «Святогор», конструкция которых была столь совершенна, что позволяла им в течение всей первой половины двадцатого века оставаться самыми мощными в мире кораблями этого класса. «Святогор» («Красин») был построен в начале 20-го века в городе Ньюкасл (Англия) по заказу русского правительства. В его постройке принимали участие и русские инженеры.

3 января 1917 г. состоялся первый выход ледокола в море, а 31 марта этого же года на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг, - корабль был зачислен в флотилию Северного Ледовитого океана. Это событие определило историю российского ледоколостроения на многие годы вперёд. Осенью этого же года «Святогор» был направлен в Архангельск, где вскоре был затоплен на Северной Двине ввиду угрозы захвата города англичанами. Они же успешно подняли ледокол и под английским флагом отправили его на базу в Норвегии.

«Святогор» был выкуплен советским правительством в 1921 году по инициативе советского полпреда Леонида Красина. Его именем и был в 1927 году назван ледокол.

Летом 1928 года «Красину» пришлось принять участие в легендарном спасении экипажа дирижабля «Италия» полярного исследователя У. Нобиле. Он планировал достичь на дирижабле Северный полюс, это предприятие закончилось падением «Италии» среди арктических льдов. В спасательной операции принимали участие экспедиции нескольких стран. Первым к потерпевшим крушение подошёл именно наш ледокол «Красин». Приняв на борт экспедицию Нобиле, на обратном пути «Красин» пришёл на помощь немецкому пароходу «Монте-Сервантес» с более чем 1800 пассажирами на борту, который потерпел аварию, столкнувшись с айсбергом.

В 30-е годы ледокол обеспечивал судоходство на Белом и Балтийском морях, был также научно-исследовательским судном. В 1934 г. он участвовал в спасении челюскинцев, а в годы войны - в проводке полярных конвоев, ледокол использовали и для доставки грузов. Так, в 1942 г. «Красин» входил в состав PQ-15 (полярный конвой).

Тридцать пять лет «Красин» был самым мощным в мире ледоколом. С 1952 по 1959 гг. он проходил модернизацию в ГДР на верфи г. Висмара, до 70-х годов работал в Арктике в качестве плавучей электростанции и научно-исследовательского судна. В 1992 году корабль передали Международному фонду Санкт-Петербурга, в статусе государственного значения памятника истории. К 1996 году был произведён ремонт корабля, после чего «Красин» пришвартовался на набережной Лейтенанта Шмидта, здесь была открыта первая экспозиция. В 2004 году ледокол «Красин» передали Музею Мирового океана, на его борту был организован филиал этого музея в Санкт-Петербурге. А ледокол с легендарным именем «Красин» продолжает колоть льды океана: к порту Владивосток приписан новый, построенный в Финляндии, ледокол.

Расписание работы музея :
по будням - 10.00 - 18.00, выходные - понедельник, вторник, последняя среда каждого месяца.
В музее проводятся обзорные экскурсии*.
Начало экскурсий: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00.
Экскурсия в машинное отделение (для детей от 14 лет и старше) 13.00 и 15.00 по выходным (суббота, воскресенье).
*Индивидуальное посещение ледокола не предусмотрено, дети младше 14 лет допускаются на борт только в сопровождении взрослых.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении