School85vrn - Образовательный портал

Куприн куст сирени анализ произведения презентация. Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок смешанного типа.

Цели урока: знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию смысла прочитанного; совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопостовление с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции; обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование: портрет А.И.Куприна, доска, учебник, издания его произведения, аудиозапись.

I .Организационный момент.

II .Мотивация учебной деятельности.

III .Сообщение темы и цели урока.

IV .Работа по теме урока.

V .Рефлексия.

VI .Домашнее задание.

I .Организационный момент

создаёт доброжелательную атмосферу урока.

IV .Вступительное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна.

1.Какие рассказы А.И.Куприна вы помните?

2.Каким темам они посвящены?

3.Что отличает героев А.И.Куприна?

Мы вместе с вами попробуем сконструировать в общих чертах рассказ «Куст сирени», прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа. При этом потренируем свои навыки анализа художественного текста, приобщимся к нравственным семейным ценностям.

На доске запись: куст сирени.

Какие ассоциации у вас возникают? (запись ассоциаций на доске)

Сирень зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Значит, сирень – цветок влюблённых. Сирень имеет 4 лепестка, а в мифологии 4 – символ Вселенной. Но бывает и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Тема нашего урока «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».

По названию «Куст сирени» предположите о чём будет рассказ? (устно).

Приём «Чтение с остановками» (аудиозапись I части рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»).

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могу произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа?

Сразу ли мы узнаём. что случилось с Николаем Евграфовичем?

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

II часть рассказа. Чтение учителя.

Как можно озаглавить эту часть рассказа? Почему?

Кто из героев прервал тяжкое молчание?

Как отреагировал на это Николай Евграфович?

Что же на самом деле придумала Верочка?

Как вы относитесь к этому решению героини?

Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

Куда же отправляются герои?

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?

Как Верочка спасает положение?

III часть – самостоятельное чтение учащимися (учебник, стр. 73).

Как можно озаглавить данную часть рассказа?

Почему герои решили посадить именно куст сирени?

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?

Что произошло на другой день?

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?

Что для поэта главное в алмазе?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

V . Рефлексия.

Приём «Синквейн»(групповое задание).

В чём смысл названия рассказа?

А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? Правила написания синквейна на доске.

Прослушивание синквейнов.

VI . Домашнее задание: нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

IV . Сообщение учащегося.

А.И.Куприн (1870-1938) родился 28.08.1870 г. В Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Рано оставшись без отца, он провёл безрадостное детство сначала во Вдовьем доме в Москве, где находилась его мать, затем в Разумовском благотворительном сиротском пансионе.

Десяти лет Куприн был отдан в военную гимназию. Порывистый, горячий, непокорный мальчик много потерпел от жестоких корпусных порядков. С детства Куприн возненавидил насилие, стал чутким к чужому страданию.

В 1888 году поступил в московское Александровское военное училище. Весной 1893 года Куприн едет в Петербург держать экзамен в Академию Генерального штаба. В академию он не попал, но во время пребывания в столице сумел наладить литературные связи. С осени 1893 года начинает печататься в журнале «Русское богатство».

В августе 1894 года Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. Он много ездит, охотно меняет профессию, образ жизни, окружение. На киевских пристанях разгружает баржи с арбузами, в Киеве организует атлетическое общество, в 1896 году работает на одном из заводов Донбасса, на Волыни служит лесным объездником, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, играет с артистами цирка… Всё это давало богатейший материал для его произведений. Именно в эти годы он становится профессиональным литератором, постепенно публикуя свои произведения в различных газетах.

Герои повестей и рассказов Куприна – люди самых различных классов и социальных групп, начиная от капиталистов-миллионеров и кончая босяками и нищими. Куприн писал «обо всех и для всех…»

- Ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь.

I часть рассказа.

- «Горе».

Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье.

Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Она не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

II часть рассказа.

- «Надежда».

Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.

Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей».

Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.

Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания.

Она становится деятельной и энергичной. Топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности.

Они едут в ломбард, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег.

Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль.

Она рассказывает подробно всю историю с пятном.

III часть рассказа.

- «Счастье».

- «Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени».

Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.

Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.

Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул.

Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей.

Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.

Умение проникать в душу любимого человека. Стремление сделать другого счастливым.

V . Рефлексия.

Куст сирени стал для героев любимым цветком, т. к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.

Слова для синквейна: Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье, Любовь.

    Любовь

    Сказочная, фантастическая

    Приходит, окрыляет, убегает

    Удержать её умеют единицы

    Мечта

Список литературы:

    Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 8 кл. – М.: Просвещение, − 2008

    Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, − 2010

    Фонохрестоматия к учеб. «Литература 8 кл.» (форма МП3). – М.: Аудиошкола: Просвещение, − 2010

Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.

«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.

Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.

Смысл названия

Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С. Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А. Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.

В рассказе А.И. Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения. Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.

Жанр и направление

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.

В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
  2. Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
  3. Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.
  4. Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.

    О чем?

    Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха. Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть. Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем. В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.

    Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.

    Главные герои и их характеристика

    1. Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов. Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.
    2. Во всем его поддерживала жена Верочка , способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
      Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.

    Темы

    Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье . Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.

    В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:

    Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

    Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье

    Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин.

    Проблемы

    В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.

    Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми. Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.

    Смысл

    Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.

    Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме. Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку. Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.

    Вывод

    Итак, рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.

    Необходимо учиться любить. Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности. Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.

    Критика

    Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное. Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов. Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.

    Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Слайд 2

Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчестваи счастья. А.И.Куприн Александр Иванович Куприн Творчество А.Куприна связано с периодом конца XIX – начала XX веков. В это время завершает свой жизненный путь Л.Н. Толстой, раскрываются дарования А.П. Чехова, М. Горького, Короленко, И.А. Бунина, Л. Андреева.

Слайд 3

Родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, который умер через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), затем поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет после окончания Корпуса, дала богатый материал для его будущих произведений.

Слайд 4

В 1894 г. вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1901 г. переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех». Рассказы о животных Цикл рассказов и повестей об армии Цикл рассказов о цирке Произведения о тяжёлой жизни бедняков.

Слайд 5

Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938г. Куприн умер в Ленинграде от рака. После Октябрьской революции 1917г. писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. Осенью 1919 г., находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу.

Слайд 6

А.И. Куприн. Фотография,подаренная И. Бунину Через всё творчество русского писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - эти слова могли бы повторить все герои его рассказов.

Слайд 7

А.И. Куприн за письменным столом. 1911г. Почему рассказ называется «Куст сирени»? Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Слайд 8

Слайд 9

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

Слайд 10

Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

Слайд 11

Скажите, чем вам близка героиня? Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы. Эмиль Вернон

Слайд 12

Какие эпизоды вы считаете основными?

Слайд 13

Какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

Слайд 14

Гильгур Влад. "Куст сирени"

Слайд 15

Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается? Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Как ведут себя муж и жена? Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье. Пьер-Огюст Ренуар. В саду

Слайд 16

Меняется ли Алмазов под воздействием жены? Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа. Какой выход находит Верочка? Огюст Ренуар. Двое

Слайд 17

Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.

Слайд 18

Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

Слайд 19

Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.

Слайд 20

Останавливается ли Верочка на достигнутом? Чем же заканчивается эта история? Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

Слайд 21

Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно. Как Верочка отнеслась к успехам мужа? Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении