School85vrn - Образовательный портал

История изучения и освоения человеком урала. Tag Archive for история освоения Урала

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых – остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города – заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18–20 веков. В годы первой мировой войны и особенно – второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы – горный округ – представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Заключение

Можно сказать, что уральцы, особенно, – второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. «коренными» жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся «стратегии» формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова «Архипелага ГУЛАГ», а главное – районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I.

Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским – общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. Прадед не стерпел, стащил обидчика с лошади, отобрал плеть и … А, отбыв ссылку, вернулся домой, но лишь затем, что б забрать в Сибирь родню и соседей. Так и возникла южнее Тюмени деревня Ожогино, и существовала, пока, уже на моей памяти не стала южной окраиной города.

Освоение Урала началось еще в XVI в., когда солепромышленники Строгановы организовали добычу соли в Предуралье (Пермская область). Для защиты своих владений от набегов аборигенов Строгановы наняли казачью дружину под командованием Ермака. Два года дружина Ермака обороняла строгановскую вотчину. В 1582 году весной Строгановы снабдили отряд Ермака всеми необходимыми припасами, включая и оружие, для похода в Сибирь через Урал. Пройдя с боями по Туре, Тавде и Тоболу, отряд Ермака взял в октябре 1582 г. столицу сибирского хана Кучума, город Кашлык. После разгрома сибирского ханства Московское государство начало активное хозяйственное освоение как Приуралья, так и основной территории Урала и далее - Зауралья.

Быстрому заселению Урала во второй половине XVII в. способствовала церковная реформа: скрываясь от властей, гонимые приверженцы "старой веры" селились в местах труднодоступных, а таковым был тогда Урал с его дремучими лесами, горами и многочисленными реками, озерами. Туда же в конце XVII в. были сосланы Петром I бунтовщики. Так возникали, развивались поселения на Урале. Ермаково городище - это место, где сейчас расположен крупнейший город Урала Нижний Тагил.

Первоначально освоение Урала носило сельскохозяйственный характер, в основном животноводческого направления, охотных и рыбных промыслов. На базе этого далее началось создание горнозаводской промышленности, при обнаружении месторождений железной руды. В 1697 г. начальник сибирского приказа А. Виниус порадовал Петра I известием об открытии в Уральском кряже "зело доброй железной руды". Почти одновременно началось строительство двух заводов, Невьянского и Каменского, давших в 1701 г. первый чугун. В 1702-1704 гг. вошли в строй еще два казенных завода: Утусский и Алапаевский. Для сооружения и оборудования Уральских предприятий привлекались тульские, каширские и иностранные мастера. В 1702 г. Петр I даровал тульскому оружейнику Демидову невьянский литейный завод, со всеми льготами по налогообложению. Тогда Петру I было крайне необходимо оружие для войны со шведами. Это оружие Демидов исправно поставлял русской армии. Используя предоставленные государем льготы, Демидовы, расширяя металлургическое производство, построили еще несколько десятков заводов и вскоре стали крупными промышленниками.

Развитие горнозаводского комплекса на Урале было бы невозможным без образования делового центра. В 1723 г. был заложен г. Екатеринбург. Основатели города - два выдающихся деятеля России - Татищев В. Н. и уроженец Голландии В. И. Геннин. В Екатеринбург были переведены из г. Тобольска органы управления горнозаводской промышленностью. Металлургическое производство в новом городе не получило развития. Успешно работали в Екатеринбурге Монетный двор, гранильная и механическая фабрики.

К середине XVI в. горнозаводская промышленность Урала достигла расцвета, уступая по выплавке металла лишь Швеции. Высококачественное уральское железо имело широкий сбыт за границей, даже в Англии. Особенно ценили иностранные покупатели железо демидовской марки "Старый соболь". Но во второй половине XVIII в. строительство казенных (т.е. государственных) заводов почти прекратилось, ранее построенные вместе с приписанными к ним рабочими были за бесценок скуплены великосветской знатью. Однако непомерным выколачиванием денег титулованные владельцы разорили заводы, и те были снова возвращены под управление государства. На рубеже XVIII-XIX вв. развитие горнозаводской промышленности замедлилось. Сказалось и оскудение топливно-сырьевой базы, и ущерб, нанесенный восстанием Пугачева, и конкуренция на внешнем рынке со стороны более дешевого английского металла, выплавлявшегося на коксе. В связи с истощением близлежащих месторождений руды и вырубкой лесов многие заводы закрылись или сократили производство.

Правительство России, обеспокоенное экономическим спадом в горнозаводской промышленности Урала, приняло все меры для улучшения положения. С этой целью на Урал были направлены для изучения ситуации ревизоры, а также две научные экспедиции Академии наук. В состав экспедиций входили геологи, естествоиспытатели, этнографы. Кроме того, на горно-металлургические предприятия Урала были направлены десятки специально нанятых государством Российским инженеров из: Швеции, Англии, Франции, Германии, Бельгии, которые помогали внедрять современные технологии, обучали рабочих новым профессиям. Эту же цель - знакомство с зарубежным оборудованием и работой на нем специалистов - власти преследовали, отправляя российских инженеров и техников за границу.

Металлургическая промышленность Урала, из соображений Обороноспособности, принадлежала государству. А золотопромышленность в первой половине XIX в. стала частной - большая часть золото-платиновых приисков была роздана частным арендаторам. Благодаря такой политике государства Российского Уральские золотопромышленники активно занимались строительством зданий и различного рода архитектурных сооружений - от жилых до административных.

К концу XIX в. на Урале уже было развито индустриальное металлургическое производство, правда, в небольших масштабах. Потому что дальнейшее развитие металлургии и всего горнорудного комплекса Урала сдерживалось отсутствием надежной круглогодичной транспортной связи как внутри этого района, так и с другими районами России. Вплоть до конца 1870-х гг. Урал располагал лишь гужевым и водным транспортом. Грузовые караваны по реке Чусовой отправлялись только в короткий период половодья. При этом множество барок с грузом разбивалось на извилистом фарватере реки о береговые скалы, а вся продолжительность сплава длилась от полутора до трех месяцев. Поэтому местные власти и предприниматели настойчиво добивались строительства на Урале железных дорог.
В 1878 г. вошла в строй первая железная дорога - Уральская Горнозаводская - от Перми до Екатеринбурга через Нижний Тагил. В 1885 г. железную дорогу проложили дальше на восток, до Тюмени. Соединение Урала с общероссийской сетью произошло в конце XIX в. - была проложена ветка Екатеринбург - Челябинск. А в 1909 г. железнодорожная магистраль Екатеринбург - Кунгур - Пермь обеспечила прямой выход в центральные районы страны. Были проложены железные дороги меридионального направления: Богословская, Тавдинская и Западно-Уральская, введенные в эксплуатацию в 1906 и 1917 гг.
Развитие сети железных дорог на Урале значительно стимулировало дальнейшее развитие всего хозяйственного комплекса этого региона, начала развиваться средняя и мелкая промышленность, в частности, деревообрабатывающая, химическая, пищевая, текстильная. Появились машиностроительные предприятия по производству локомобилей, станков, горношахтного оборудования. Стали активно развиваться по всему Уралу и кустарные промыслы, которые наполняли рынок: сельскохозяйственным инвентарем, мебелью, посудой, одеждой и обувью. Кустарные промыслы давали средства к существованию тем, кто не был занят на рудниках и заводах, и тем, кого столыпинская аграрная реформа выгнала из деревни.

Общее бурное строительство на Урале повлекло за собой и развитие художественных промыслов; интерьеры зданий украшались скульптурой и каминами, вазами и светильниками. Резчики по камню на Екатеринбургской гранильной фабрике были полностью загружены заказами. Изделия уральских мастеров-камнерезчиков пользовались большим спросом как в России, так и за рубежом, особенно ценились изделия из малахита и лазурита, так называемая "русская мозаика".

"Русская мозаика" - это технология облицовки крупных изделий тонкими, подобранными по рисунку пластинками, наклеенными специальной мастикой на матрицы из металла или другого материала. Многие работы, выполненные в этой технике уральскими мастерами, находятся в Эрмитаже, в других музеях нашей страны и за рубежом. Все это делалось с применением малахита - ценного поделочного камня-минерала класса карбонатов, имеющего на срезах и полированных плоскостях очень красивый, причудливый рисунок с разнообразными цветовыми оттенками от ярко-зеленого, голубовато-зеленого до темного, иногда буро-зеленого. Уральские мастера применяли малахит для ювелирных и декоративно-художественных изделий - бус, ваз, вставок - для облицовки колонн, столешниц, настенных панно и т. п.

Урал славился также своими мастерами художественного литья из чугуна. Начиная с XVIII в. на многих уральских заводах создавали художественные изделия из чугуна: решетки, плиты, посуду, статуэтки и т. д. Наиболее успешно чугунное литье развивалось на Каслинском заводе, где искусство формовки и филигранной отделки достигло максимального совершенства. К предметам домашнего обихода, оградам, склепам, бюстам добавились ажурные решетки каминов, подсвечники, канделябры, ларцы и многое другое. Как признанный лидер художественного литья, Каслинский завод в 1860 г. был удостоен малой золотой медали на выставке Вольного экономического общества.
Художественное литье высокого качества изготовливалось и на заводах Нижнетагильского округа, где в 30-60 гг. XIX в. особенно прославился своими бронзовыми статуями и чугунными памятниками крепостной скульптор и литейщик Ф. Ф. Звездин. В Пермской области Урала, где преобладало деревообрабатывающее производство, широкое развитие получило в те годы искусство резьбы по дереву. Резьбой по дереву пермские мастера украшали не только предметы крестьянского быта, фасады изб, но и иконостасы в храмах и часовнях. Самобытный характер пермской деревянной скульптуры позволяет понять, как взамен языческих идолов местное население создавало фигуры Христа в виде простого крестьянина, коми-пермяка, татарина, русского.

На Южном Урале, в г. Златоусте работали металлурги-оружейники, чья булатная и высококачественная орудийная сталь пользовались большим успехом не только в России, но и за границей. Урал всегда считался кузницей русского оружия, его орудиями, снабжались армии Петра I, Суворова, Кутузова. Уральские оружейники вносили большой вклад в победы русских армий.

С развитием сети железных дорог на Урале начался рост населения, как городского, так и сельского, правда, этот рост был неравномерным. К концу XIX в. в Пермской губернии прирост населения был равен 42 %, Оренбургской - 23,2 %. Прирост населения городов, особенно тех, которые оказались вблизи железных дорог, был значительно выше, чем в сельской местности: в г. Перми - 3,7 раза, в Екатеринбурге - 2,6 раза. С постройкой уральских железных дорог в городах значительно оживилась торговля, и концу столетия уже насчитывалось более 850 торговых заведений. Произошли изменения и в социальном составе. Значительно выросло количество купцов, мещан, рабочих крупных заводов, а также мастеровых людей, занятых в промыслах, мелких кустарных и ремесленных мастерских. Для обслуживания нужд уральских железных дорог были созданы железнодорожные мастерские, куда принимались в основном квалифицированные рабочие и специалисты.

Одновременно набирала силу и местная буржуазия, причем большинство ее составляли владельцы уральских горных, металлургических заводов, рудников и приисков. Особенность уральской буржуазии состояла в том, что она владела не только заводами, рудниками и приисками, но и землей, их окружающей, то есть промышленники одновременно были помещиками. По данным статистики 90-х гг. XIX в. уральские горнопромышленники были крупными землевладельцами. Например, если при всех 262 металлургических заводах России числилось 11,4 млн десятин земли, то 10,2 млн десятин из них принадлежали 111 уральским заводам.
Еще одна особенность состоит в том, что большинство из крупнейших уральских помещиков проживало в столице России, они играли не последнюю роль в правительстве и придворных кругах, оказывая значительное влияние на принятие необходимых законов, указов и т. д. С ними активно сотрудничали бельгийские, французские, английские и немецкие фирмы. Это способствовало втягиванию уральской промышленности в систему международных монополий.

Значительную часть крупной уральской промышленной и торговой буржуазии составляли выходцы из купцов и деревенских богатеев, сколотивших огромные капиталы, но не имевших того положения в обществе, которым пользовались часто третировавшие их монополисты. Несмотря на все различия и разногласия, местная буржуазия вынуждена была идти по пути объединения сил перед лицом встающих перед ней проблем и трудностей. Правительство России поощряло такие действия и в ряде случаев брало на себя инициативу. В результате в ноябре 1880 г. был созван съезд уральских горнопромышленников в Екатеринбурге.

Уральские горнопромышленники активно содействовали созданию на Урале учебных заведений. Были открыты мужские гимназии в Перми, Уфе, Екатеринбурге, Оренбурге, Троицке. Открываются также, по инициативе и на средства торгово-промышленных кругов Урала и при поддержке земств и других властей, реальные училища в Екатеринбурге, Перми, Красноуфимске, Сарапуле. Кроме того, было открыто уральское горное училище, которое давало среднее техническое образование. В конце XIX в. были отрыты несколько частных горных училищ и штейгерская школа. Горнопромышленники Урала понимали, что без образованных людей-работников невозможно дальнейшее развитие их предприятий. Меценатами, или, как сейчас говорят, спонсорами вышеперечисленных мероприятий были уральские промышленники и купцы А. А. Железнов, Г. Г. Казанцев, П. Ф. Давыдов, Зотовы, Нуровы, Баландины, Тарасовы и др.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.

Краткий обзор истории Урала с древнейших времен и до XX века.

Каменный век на Урале

Палеолит

Палеолит (или древнекаменный век) - самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Он продолжался от начала использования человеком каменных орудий (на Земле это случилось 2,5 млн лет назад) до отступления ледников в северном полушарии (10 тысяч лет назад).

Заселение территории Урала древним человеком началось во времена раннего палеолита – 300-100 тысяч лет назад. Климат в то время был более мягким и теплым, что способствовало расселению людей. Было два направления переселения: одно – из Средней Азии, второе – с Восточно-Европейской равнины, Крыма и Закавказья. Ученые это определили по сходству орудий труда.

Самые ранние стоянки древнего человека на Урале – Мысовая (Республика Башкортостан) и Ельники II (Пермский край). На стоянке Ельники II были обнаружены кости трогонтериевого слона, что позволило датировать памятник. Также к раннепалеолитическим памятникам относятся Ганичата I и II, Борисово, Слудка, Тупица, грот Большой Глухой на реке Чусовой и другие.

К среднему палеолиту (200–40 тысяч лет назад) относят археологические памятники Богдановка (Челябинская область) и Пещерный Лог (Пермский край). В верхнем (позднем) палеолите (40-10 тысяч лет назад) человек появился даже на Приполярном Урале (стоянка Бызовая), также известны памятники Медвежья пещера и Гарчи I на Северном Урале , стоянка им. Талицкого и Заозерье на Среднем Урале и Горново V на Южном Урале . Памятники этого периода более многочисленны. К концу верхнего палеолита относят уникальные памятники пещерной живописи в Каповой и Игнатьевская пещерах (14-13 тысяч лет назад). Всего на Урале сейчас известен 41 памятник эпохи палеолита.

Палеолитические стоянки размещались в гротах и во входных частях пещер. Орудия труда люди в то время изготавливали из камня – кварцита, яшмы, кремня. Путем сколов гальки получали орудие под названием чоппер (чоппинг) или рубило. Также из камня делали скребла для обработки шкур, скобели для обработки дерева. Позже стали изготавливать нуклеус, с которого скалывали тонкие пластины, использующиеся в качестве сборного режущего инструмента.

Древние люди выживали с помощью охоты. Добытые шкуры и кости использовались для строительства жилища. Также собирали ягоды и коренья.

Мезолит

В эпоху мезолита (9-7 тысячелетия до н.э.) началось массовое заселение Урала. К тому времени ледник отступил, образовалась современная речная сеть, изменялся климат, формировались новые природные зоны.

Люди селились по берегам рек и озер. Многочисленные мезолитические памятники найдены в бассейнах рек Кама , Уфа , Белая , Тура, Исеть , в верховьях Урала . Люди изобрели вкладышевые орудия труда, лук, стрелы, лыжи, сани, лодки. Жили в полуземлянках, шалашах или чумах. В эпоху мезолита появилось первое домашнее животное – собака (кости двух особей найдены на Кокшаровско-Юрьинской стоянке). В то же время вымерли многие крупные животные: мамонт, шерстистый носорог и другие. Помимо охоты и собирательства, древние люди освоили рыболовство.

К этому периоду относятся святилища в камне Дыроватый на реке Чусовой и на горе Голый камень .

Богатая коллекция орудий собрана на Шигирском торфянике в Свердловской области . Самая уникальная из тех находок - Шигирский идол, древнейшая деревянная скульптура в мире.


Неолит

Это была последняя стадия каменного века (6-4 тысячелетия до н.э.). В это время климат на Урале (теплый и влажный) был наиболее благоприятен для растительности и животного мира, распространялись леса. В неолите человек освоил изготовление глиняной посуды. Благодаря различным орнаментам на посуде археологи различают археологические культуры и датируют памятники. Появились и новые технологии обработки камня: пиление, сверление, шлифование. Появились каменные топоры, тесла, долота, стамески. Стали строиться большие жилища из бревен.

Из-за различных природных условий (тайга, лесостепь, степь) появилась разница в развитии древних культур Южного, Среднего и Северного Урала. В неолите началось разделение финно-угорского языка и формирование этнической основы современных уральских народов . В это время в северном Зауралье появились святилища. К ним относятся насыпные холмы (Кокшаровский, Усть-Вагильский), при раскопках в которых найдена керамика, окрашенная охрой, иногда с лепными головами животных. К этому же времени относят захоронение шамана в камне Дождевом на Чусовой.

Энеолит (медно-каменный век)

Переходная эпоха от неолита к бронзовому веку (III тысячелетие до н.э.). Климат в это время стал более прохладным. Увеличивается неоднородность развития населения разных районов Урала. На Южном Урале уже начала осваиваться металлургия. Самый ранний металлургический очаг связан с Каргалинскими медными рудниками (Оренбургская область). Ранние металлические орудия получали методом ковки, хотя основным материалом для орудий труда по-прежнему являлся камень. Путем обмена в Среднее Зауралье попадают первые медные орудия.

Возникло искусство резьбы по дереву (образцы сохранились в Шигирском и Горбуновском торфяниках). В южной части Урала появилось скотоводство. Происходит одомашнивание лошадей.

В эпоху неолита–энеолита была сделана большая часть писаниц на прибрежных скалах на реках Вишера , Тагил , Тура, Реж , Нейва , Ирбит , Исеть, Серга , Уфа , Ай , Юрюзань, Зилим, Белая. Они отражают мифологические мировоззрения древних людей, воспроизводят ритуальные сцены. К этому времени относится и необычный памятник-святилище Савин в Курганской области.

Бронзовый век

Во II тысячелетии до н.э. на Урале началось массовое освоение металлургии бронзы, из нее изготовляли орудия труда, оружие, украшения. Полученный в результате плавки металл разливали в литейные формы или подвергали ковке.

На Южном Урале медь добывали главным образом на месторождениях Таш-Казган, Никольское, Каргалы. Изделия из бронзы широко распространяются, укрепляются торговые связи. Там же на Южном Урале возникла так называемая «Страна городов», самые известные из поселений которой – Аркаим и Синташта. Считается, что там изобрели боевые колесницы и разработали тактику колесничного боя.

Бронзовый век на Урале вмещает много археологических культур. Передвижения населения приводили к смешению, а то и к исчезновению ряда групп. В то же время в бронзовом веке увеличивалась неравномерность развития населения разных археологических культур. В степной и лесостепной зоне развивалось пастушеское скотоводство, а возможно и земледелие. На севере лесостепной и юге лесной зоны жители сочетали охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие. В таежных и тундровых местностях развивалась охота и рыболовство.

В лесном Зауралье в начале бронзового века жило население ташковской культуры. На поселении Ташково II были найдены первые медные орудия, тигли, капли меди, руда. В горно-лесном Зауралье друг друга сменяли коптяковская культура, черкаскульская, межовская, со среднего течения реки Тобол пришла бархатовская культура. Начался ранний этап формирования и взаимодействия между собой народов финно-угорской (лесная зона) и индо-иранской (степная и лесостепная зона) языковых семей.

У населения бронзового века сложился культ умерших. В степной зоне начали появляться курганные могильники, а в лесной – грунтовые. По вещам, которые клали рядом с умершим, можно понять, чем он занимался и какое положение занимал в обществе.

К эпохе бронзы относится сейминско-турбинский транскультурный феномен – случайные находки в лесном Зауралье и памятники с этими находками, отлитыми по новой технологии тонкостенного литья с использованием сердечника. След этого феномена тянется с Алтая, через Урал, Поволжье, Карелию.

В переходный период к раннему железному веку с северо-востока Западной Сибири в Зауралье пришло население гамаюнской культуры. Они стали строить первые укрепленные поселения в лесной зоне. Историки связывают их с древними протосамодийцами.

Железный век

Постепенно люди освоили изготовление орудий труда и оружия из железа. Такие изделия были значительно прочнее бронзовых, их можно было затачивать. Произошло разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Историки делят железный век на два этапа: ранний железный век (VIII век до н.э. – III век н.э.) и поздний железный век (с IV века н.э. до середины II тысячелетия н.э.).

Из-за похолодания в эпоху раннего железного века и как следствие сокращения пищевых ресурсов в степной части Южного Урала возникает полукочевое и кочевое скотоводство. Во второй половине I тысячелетия до н.э. начинается потепление и установление более сухого климата, в результате чего кочевники продвигаются на север, в уральские лесостепи. На Южном Урале сформировалась самобытная савроматская культура, которую затем сменила сарматская культура. Главным источником для их изучения стали курганы.

В Среднем Зауралье произошёл расцвет меднолитейного производства. В начале эпохи железные изделия появлялись только в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры. В лесостепной и на юге таежной зоны изделия из железа появились не ранее V-IV веков до н.э. и были связаны с иткульским и ананьинским очагами цветной металлургии и металлообработки.

В раннем железном веке на территории горно-лесного Зауралья обитало население иткульской культуры (VII-III века до н.э.). Иткульские литейщики плавили медь, изготовляли орудия труда и оружие, обменивали вещи из меди жившей в Прикамье ананьинской культуре, а оружие - племенам савроматов и сарматов на Южном Урале. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. К этому времени относятся попадающиеся на Урале клады культовых отливок с изображениями птиц, животных, людей. В это время возникает пермский звериный стиль (медные литые изображения животных, птиц, людей), появляются святилища-костища. Из-за угрозы военных нападений с юга строятся городища – укрепленные поселения.

В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья.

В середине I тысячелетия н.э. по территории лесной и горно-лесной полосы восточного склона Урала прошли кочевые угры-коневоды, что оказало влияние на хозяйство и быт местного населения. В VI-IX веках в лесном Зауралье сложилось три археологических культуры - петрогромская, молчановская и тынская, которые стали основой юдинской культуре (X-XIII века), это предки манси.

В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала, сложилась праоснова протомансийского этноса. В VII-X веках произошла стабилизация уральских обществ и оформления племенных союзов, что привело к расцвету культур и восстановлению древних торговых связей со Средней Азией, Прикамьем и Великим Новгородом. С середины II тысячелетия на восточный склон Урала стали приходить "пашенные татары" (тюрки), которые расселялись по реке Нице и долгое время мирно соседствовали с манси.

Средние века (X-XVII вв.)

Новгородские купцы и вольные ушкуйники стали первыми из русских людей, проникшими на Урал. Они меняли у «югры» (предков хантов и манси) свои товары на пушнину, а также взимали дань. С XII века такие походы на Урал и в Северное Зауралье стали регулярными.

Однако русскую колонизацию Урала в этот период сдерживало противодействие Волжской Булгарии. Решающее значение оказало монгольское нашествие, покорившее племена бассейна Оби и Иртыша, башкир, южных удмуртов, разгромившее Булгарию. В конце XIII – XIV веке часть булгар и кочевников-половцев переселилась на территорию Приуралья.

Со временем Пермь Великая перешла в руки московских князей и вошла в состав Русского государства. В этот период для укрепления позиций Москвы в Прикамье развернули деятельность православные миссионеры. Они уничтожали языческие святилища и обращали местные народы в православие.

Начался процесс переселения манси с западного склона Урала на восточный. Этот процесс усилился, когда началось массовое переселение на Урал крестьян из Поморья. К XV веку жившие на реках Конда, Пелым и нижнем течении реки Сосьва манси объединились в Пелымское княжество, центр которого был в Пелымском городке близ слияния Пелыма с Тавдой.

Время от времени совершались набеги на русские земли. Во время одного из них, в 1481 году, погиб великопермский князь Михаил, был уничтожен ряд населенных пунктов. Москва так же организовывала военные походы в Зауралье (в частности, в 1465, 1483, 1499 годах). Югра присоединилась к Москве, однако подданство не было прочным.

В XIV веке у сибирских татар зародилась своя государственность. Возникло Тюменское ханство с центром в городке Чимги-Тура (позже на этом месте возникла Тюмень). Позже оно расширилось и стало Сибирским ханством со столицей в городке Сибирь, или Кашлык (близ современного Тобольска). Татары настраивали манси против русских, да и сами устраивали набеги.

Разгром Иваном Грозным в 1552 году Казанского ханства привел к добровольному вхождению в состав России основной части Башкирии.

В освоении Среднего Приуралья большое значение оказал род Строгановых. Основатель рода Аника Федорович Строганов в 1558 году попросил разрешение заниматься солеварением на реке Каме, обязавшись взамен оборонять земли от набегов и основывая укрепленные городки. Царская грамота пожаловала Строгановым обширные земли от устья Лысьвы до устья Чусовой. Позже строгановские владения стали еще больше. Население Прикамья стало быстро увеличиваться, возникали новые населенные пункты.

Из коренных народов Урала к XVI веку наибольшую численность имели народы Приуралья – башкиры, коми-пермяки, удмурты, меньше было представителей народов Зауралья – манси, хантов, сибирских татар.

В 1570-е годы Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом совершало набеги на строгановские городки. Для борьбы с ними Строгановы наняли волжских казаков во главе с атаманом Ермаком . Так начался знаменитый поход Ермака, «взявший Сибирь». Окончательно Сибирское ханство пало в 1598 году. Покорение Сибири открыло России путь на восток.

Поход Ермака. Картина П. Шардакова. Этнопарк истории реки Чусовой

На реках Урала и Зауралья стали появляться русские города и остроги, Урал все более активно осваивался русскими. Первое время за Урал попадали речным путем. В 1597 году началось строительство первой сухопутной дороги через Урал, разведанную крестьянином Артемием Бабиновым. Дорога получила название Бабиновской. В 1598 году возник город Верхотурье .

Освоение Урала постепенно шло преимущественно с севера на юг. В XVII веке русская колонизация Урала приобрела массовый характер. В основном крестьяне и посадские люди Русского Севера переселялись на Урал по доброй воли, но были и те, кого отправляли по царскому указу.

В 1730-50-х годах были построены Закамская и Оренбургская укрепленные линии, что создало условия для еще более активного заселения в том числе Южного Урала.

Большинство населения Урала принадлежало к крестьянству. Например, в последней четверти XVII века таких было около 80%. Примерно 60% из них должны были платить в казну денежный или хлебный оброк (черносошные крестьяне). В строгановских вотчинах жили крепостные крестьяне, которые несли как оброчные, так и отработочные повинности.

В XVII веке основным занятием населения Урала было сельское хозяйство. Главными культурами были рожь и овес, хотя также сеялись ячмень, пшеница, полба, гречиха, горох, просо.

Тогда же, в XVII веке, на Урале начали появляться первые небольшие заводы. В 1631 году на реке Нице (территория Свердловской области) возник первый казенный железоделательный завод (Ницинский). Железо получали сыродутным способом в четырех небольших домницах. Работать на заводе обязали крестьян, отрабатывавших заводскую повинность. Через полвека завод закрылся.

Находки с Ницинского завода. Музей истории и археологии Среднего Урала

В 1634 году заработал Пыскорский казенный медеплавильный завод (Пермский край), проработавший до конца 40-х годов. В 1640 году возник казенный железоделательный завод (Красноборский) и на реке Вишере в Чердынском уезде, однако из-за истощения руд и он проработал недолго.

В 1669 году на реке Нейве возник частный железоделательный завод братьев Тумашевых (закрылся в 1680 году). Свой небольшой завод был и во владениях Далматовского монастыря, на реке Железнянке при ее впадении в Исеть.

Однако лучше всего в то время было развито солеварение. Крупнейшим солеваренным центром страны была Соль Камская (Соликамск) .

Новое время (XVIII – XIX вв.)

Первая четверть XVIII века ознаменовалась административными реформами Петра I. В то же время на Урале начали возникать заводы. Первыми, почти одновременно, в 1701 году были пущены Невьянский и Каменский заводы, вскоре были основаны Алапаевский и Уктусский казенные заводы. Затем количество заводов быстро увеличивалось. В строительстве заводов участвовали частные предприниматели. В 1702 году Невьянский завод передали Никите Демидову, с которого началась крупная династия уральских промышленников. Также крупнейшими заводовладельцами стали Строгановы и Яковлевы. Росло население Урала, обильно возникали новые населенные пункты. На Урале было много старообрядцев, которые переселялись сюда из центральной части страны, скрываясь от преследований. Большое значение имело строительство в 1723 году Екатеринбургского завода.

В XVIII веке Урал стал крупным горно-металлургическим центром. На заводах трудились мастеровые (они выполняли на заводах все производственно-технические работы) и работные люди (вместе с приписными крестьянами они были задействованы на вспомогательных работах, к ним относились рудокопы, углежоги, плотники, лесорубы, возчики, каменщики и т.д.). Они обязаны были трудиться на заводах «навечно», освобождались от работы лишь по старости или тяжелой болезни.

С появлением заводов возросло значение водных путей. По рекам Чусовая, Белая, Уфа, Ай и другим сплавляли заводскую продукцию. К началу XIX века Урал давал 4/5 русского чугуна и железа, а Россия была на первом месте в мире по производству черных металлов.

В 1730-е годы на Южном Урале была создана сеть укрепленных линий – крепостей (старая и новая Закамские, Оренбургская (Яицкая), Сакмарская, Исетская). Здесь служили в том числе казаки. Возникла Оренбургская экспедиция с целью освоения южной части Урала. Это способствовало смещению русского населения с севера на юг.

В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. В 1773-74 годах вспыхнула Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, выдававшего себя за Петра III.

В XVIII веке начинают появляться первые учебные заведения, однако настоящее развитие образование начало получать лишь к концу XIX веке. При этом большинство детей школу все же не посещало.

Когда в XIX веке на Западе начался индустриальный переворот, российская промышленность стала значительно отставать.

Принятие указа 1812 года о разрешении золотодобычи частным лицам привело к открытию на Урале многочисленных приисков, вскоре вспыхнула золотая лихорадка. Центр управления золотопромышленностью располагался в Екатеринбурге. Крупными золотопромышленниками были Рязановы, Казанцевы, Баландины, Зотовы. К 1845 году доля России в мировой добыче золота составила 47%. До открытия калифорнийских и австралийских месторождений она обогнала все страны мира. На Урале были открыты и богатые залежи платины (95% мировой добычи).

В XIX веке оживилась торговля. Годовые обороты ярмарок Урала в масштабах страны превышали 20%, из них 80% ярмарочного оборота на Урале давала Ирбитская ярмарка – вторая в России после Нижегородской.

В то же время в XIX веке часто вспыхивали восстания, уральские крестьяне боролись за свои права. Урал и Зауралье стали местом ссылки декабристов.

Важным этапом в развитии страны стала отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Юридически крестьяне обрели свободу, однако на деле все оказалось сложнее. По закону мастеровым предоставлялась только усадьба и покосы, но не наделы. Этим они привязывались к заводам. За пользование мастеровыми покосом, выгоном, лесом предусматривалась возможность отработки на заводах. Заводчики продолжали быть хозяевами значительных сельхозугодий и обширных территорий.

Благодаря реформам Александра II люди стали вовлекаться в активную общественную жизнь, заметную роль играла интеллигенция.

К концу XIX века Урал стал проигрывать конкуренцию новому крупному металлургическому центру в Донбассе. Предприятия были технически отсталыми, реконструировались слабо, истощалась рудная и топливная база. В итоге на Урале разразился промышленный кризис. Для поиска путей выхода из кризиса в 1899 году по заданию министра финансов С.Ю. Витте на Урал отправилась экспедиция группы ученых и инженеров во главе с Д.И. Менделеевым.

Вскоре началась эпоха потрясений: первая мировая война, революция, гражданская война…

Использованная литература:
Панина С.Н. Древняя история народов Урала. - Екатеринбург, изд-во "Квадрат", 2017.
История Урала с древнейших времен до конца XIX века. - Екатеринбург, 2002.
Материалы Музея истории и археологии Среднего Урала

Начатое еще в конце XVI в. освоение Россией Сибири и Урала активно продолжалось и в XVII в. Сибирское ханство, вла­девшее Западной Сибирью, было обширным государством, в которое, кроме сибирских татар, входили ханты, манси, зауральские башкиры и другие народы. Русское правитель­ство поставило задачу их присоединения к России. Оно при­влекало к решению этой задачи фактических хозяев Среднего Приуралья - солепромышленников Строгановых, которые владели огромными землями и имели собственные вооруженные отряды. По жалованной грамоте Ивана IV Строгановы начали в Западной Сибири строительство кре­постей. В конце 1581 г. - начале 1582 г. состоявший на службе у Строгановых казачий атаман Ермак со своим от­рядом (численностью около 600 человек) двинулся в поход. Ему удалось разбить войска Кучума и захватить его столи­цу Кашлык. В результате этой операции население Сибири согласилось платить дань не Кучуму, а Ермаку. В 1584 г. Ермак погиб в бою.

Итак, начало присоединению к России Сибири было положено.

Большие массы русского крестьянства двинулись на просторы Сибири, осваивая ее плодородные земли. В 80-90-х гг. XVI в. Западная Сибирь вошла в состав России.

В течение XVII в. русские продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов. Стремительное движение на восток стимулирова­лось поиском новых земель и полезных ископаемых, преж­де всего золота и серебра.

Исторически так сложилось, что низкая плотность на­селения и суровые климатические условия не благоприят­ствовали социальному развитию этого региона.

Продвижение русских по Сибири осуществлялось по двум направлениям.

По одному из них, лежавшему вдоль северных морей, мореходы и землепроходцы двигались к северо-восточной оконечности материка. В 1648 г. казак Семен Дежнев на небольших судах с горсткой людей открыл пролив, отде­ляющий Азию от Северной Америки.

Другой маршрут на восток пролегал вдоль южных гра­ниц Сибири. Здесь землепроходцы тоже в короткий срок достигли берегов Тихого океана. Василий Поярский в 1645 г. вышел по Амуру в Охотское море, совершил плавание вдоль его побережья и в следующем году возвратился в Якутск. На середину XVII в. падает поход Ерофея Хабарова в Даурию и по Амуру.

Местное население Сибири переживало в эти годы раз­ные стадии патриархально-родового строя.

Наиболее многочисленными этническими группами Си­бири были якуты и буряты. Оба народа находились на ста­дии развитых патриархально-родовых отношений и стояли на пороге вступления в феодальную формацию. Бассейн же Амура занимали оседлые народы (дауры, дючеры и др.), которым было известно земледелие.

По мере продвижения на восток русские землепроход­цы строили крепости, служившие им опорными пунктами. Так возникли Енисейский острог (1619 г.), Красноярский острог (1628 г.) и др.

Основной формой эксплуатации местного населения Сибири был сбор дани (ясака). Особенно ценились соболи­ные шкурки. Кроме ясака, воеводы и служилые люди взи­мали поборы и в свою пользу.

К концу XVII в. численность русского населения Сиби­ри достигла 150 тыс. человек. Земледельческое население Сибири рекрутировалось отчасти из принудительно пере­селяемых правительством крестьян, отчасти в результате народной колонизации, преимущественно из среды беглых крестьян и посадских.

Крестьяне оседали в районах, пригодных для земледе­лия, т.е. на юге Сибири. К концу столетия сибирское земле­делие полностью обеспечивало потребности края в хлебе. Крестьяне приносили с собой земледельческую культуру, в частности более современные орудия ремесленного произ­водства (долото, стамеска и др.).

К концу 17 в. в состав России входили Левобережная Украина, территории Поволжья, Урала, Сибири. Вхождение Украины в состав России избавило украинский народ от разорительных турецко-татарских вторжений и национально-религиозного угнетения со стороны шляхетской Речи Посполитой и католической церкви. Крестьяне и казаки, осваивая земли в Поволжье, на Урале и в Сибири, приносили с собой многовековой опыт земледелия и промыслов, новые орудия труда; заметно ускорилось экономическое и социальное развитие некоторых районов Сибири, находившихся в момент присоединения к России на более низком уровне. Другой положительный итог вхождения народов Сибири в состав Российского государства состоял в том, что прекратились распри и вооружённая борьба как внутри этнических групп, так и между отдельными народами, истощавшими экономические ресурсы каждого из них.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении