School85vrn - Образовательный портал

Государственная семейная политика статьи. Государственная семейная политика в российской федерации

Демократические изменения в нашей стране закреплены в основном законе - Конституции РФ, принятой в 1993 г. В ст. 1 Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства» (ст. 2). Конституция РФ играет определяющую роль в процессах социально-политической трансформации России.

Вплоть до 2000 г. забота государства о «достойной жизни и свободном развитии каждого человека» в политической практике сводилась к постепенному сворачиванию общественных фондов потребления и финансирования отраслей социальной сферы без соответствующих компенсаций в оплате труда; нерегулярной выплате заработной платы и пенсий, зачастую не обеспечивающих прожиточный минимум, и пособий для самых бедных. Налицо незавершенность процессов реформирования социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования, формирования новых распределительных отношений, адекватных рыночной экономике.

В процессе социально-политической трансформации России было начато формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной базы государственной семейной политики, которая в основном отвечает принципам демократического федеративного правового социального государства, провозглашенного новой Конституцией Российской Федерации.

В основу новой концепции государственной семейной политики положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Европейской социальной хартии.

В Конституции РФ провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38). «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39). В Конституции РФ нашли свое отражение идеи тендерного равноправия, столь важные в семейных отношениях: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ст. 19).

В соответствии с новой Конституцией принято несколько сотен законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов РФ, обеспечивающих права семьи и детей в Российской Федерации. Эти нормативно-правовые документы как общего, так и специального характера содержат конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов семьи.

В соответствии с Конституцией РФ в Семейном кодексе РФ сформулированы основные принципы семейно-брачного законодательства, пределы законодательной федеральной компетенции и компетенции субъектов РФ в этой области. Определены условия и порядок вступления в брак и его прекращения или признания недействительным, личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи и другими родственниками, порядок и формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейный кодекс РФ еще раз подтвердил традиционные семейные ценности - добровольность брака, основанного на взаимном доверии, любви, поддержке, единобрачие, равенство прав в семье. Законодательно закреплен также приоритет семейного воспитания детей и первостепенное обеспечение их прав и свобод.

Прежде всего в кодексе обеспечен примат прав и интересов личности в семье - основной демократической ценности. В соответствии с этим существенно упрощена процедура разводов в случае очевидного распада семьи, обоюдного согласия супругов и при отсутствии несовершеннолетних детей. В этом случае расторжение брака осуществляется не через суд, а в органах ЗАГС. При наличии несовершеннолетних детей и обоюдном согласии супругов расторжение брака осуществляется через суд без выяснения мотивов развода. Такой порядок расторжения брака обеспечивает уважительное отношение к личности, к конфиденциальности личной жизни.

Однако в любом случае суд обязан защитить интересы детей, порядок их дальнейшего воспитания и содержания. До принятия кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.

Впервые в кодексе оговариваются основы правовой защиты от насилия в семье. Введение этой нормы является законодательным ответом на увеличение случаев проявления жестокости в семье.

Также впервые законодательно закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления, законодательно закреплен приоритет семейного воспитания детей, подробно регламентированы его формы: усыновление, опека и попечительство, приемная семья (которой не было ранее).

В кодексе впервые предусмотрены правовые нормы по заключению брачного договора (контракта), согласно которому супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности и установить свой режим долевой или совместной собственности на все имущество супругов либо его отдельные виды или на имущество каждого супруга, что в большей степени отвечает реалиям рыночных отношений и институту частной собственности. Через брачный договор можно регулировать имущественные отношения без заключения законного брака (находясь в так называемом гражданском браке), что стало распространенным явлением в России.

Установлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность с учетом заслуживающих внимания обстоятельств уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключения соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.

Семейным кодексом РФ заложены основы формирования правовой базы новой государственной семейной политики, опирающейся на концепцию прав и свобод человека, тендерного равноправия и преимущественного воспитания ребенка в семье.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», вступивший в действие с 19 мая 1995 г., впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.

Не менее важное значение в правовом обеспечении государственной семейной политики и защиты прав детей имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», «О развитии государственной системы профилактики и правонарушений среди несовершеннолетних». Имеются также федеральные законы «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О социальном страховании», федеральные законы «Об актах гражданского состояния», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и многие другие.

Важным стимулом для формирования нового законодательства в области семейной политики стало движение за равные права и возможности мужчин и женщин. Немалая роль в продвижении этой новой для России тендерной идеологии принадлежала фракции Государственной Думы Российской Федерации «Женщины России», Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, а также Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (1993-2000 гг.). В частности, большая работа, итогом которой стало принятие соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс, была проведена за ратификацию Конвенции 156 МОТ «Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» и рекомендации 165 МОТ по данной конвенции.

В указанной Конвенции и рекомендации установлены права родителей, имеющих детей, на недопущение дискриминации при подготовке, доступе, участии или продвижении в экономической деятельности и создание правовых условий для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей. Рекомендовано предоставлять трудящимся с семейными обязанностями право на профессиональную подготовку и выбор работы, принимать во внимание их потребности в области условий труда и социального обеспечения, развивать или содействовать развитию учреждений и служб по уходу за детьми и оказанию помощи семье, предоставлять по возможности оплачиваемые учебные отпуска после возвращения на работу. В соответствии с этим в Трудовой кодекс РФ были внесены дополнения, согласно которым льготы для работающих женщин, имеющих детей, были распространены на работающих мужчин с детьми.

Таким образом, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.

Необходимо отметить, что основным приоритетом развития правовой базы государственной семейной политики последнего десятилетия являлась защита прав и интересов детей.

В то же время законодательное оформление концепции государственной семейной политики осталось незавершенным. Сущность, цели, принципы и основные направления государственной семейной политики закреплены не законом, а Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Данный указ основан на концепции общечеловеческих ценностей и социального правового государства. Он имеет декларативный характер, поскольку конкретные нормы государственной поддержки семей, установленные в большинстве принятых федеральных законов, не обеспечивают в полной мере реализацию целей и принципов семейной политики, изложенных в указе.

Политическая практика России в 1990-е гг. развивалась в направлении постепенного отказа от сложившейся в советское время инфраструктуры социализации детей и конкретных мер поддержки семей советского периода и перехода к защите самых малообеспеченных семей. Фактически в 1990-е гг. в России возникли и углубились противоречия между сформулированными в законодательных актах целями и принципами государственной семейной политики и правоприменительной практикой в указанной области.

Негативную роль сыграли отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

С 1990-х гг. быстро растет число неполных семей, образующихся в результате смерти одного из родителей, разводов или рождения детей вне брака. Внебрачная рождаемость возросла в России с 14,6% в 1990 г. до 28% в 2000 г. Число разводов за этот же период выросло до 628 тыс. в 2000 г. Численность населения, умершего в трудоспособном возрасте увеличилась 1990 г. в 1,5 раза, что определило рост неполных семей. В неполной семье, имеющей значительно меньшие возможности для материального обеспечения и социализации детей, воспитывается сегодня каждый седьмой ребенок.

Увеличиваются инвалидизация населения и число семей с инвалидами, которые располагают значительно меньшими возможностями для социализации детей. В 2000 г. в России было около 10 млн инвалидов, в том числе 592 тыс. детей-инвалидов.

Рост семейного неблагополучия в определяющей степени связан со снижением материальных доходов семей, ростом дифференциации доходов при одновременном увеличении платности и снижении доступности для семей услуг социальной сферы.

Ослаб воспитательный потенциал семей, о чем свидетельствует увеличение числа детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются дети, которые длительное время остаются в семье без присмотра и пищи. Число обездоленных детей пополняется за счет семей, где родители потеряли уверенность в завтрашнем дне и в своей способности накормить и одеть детей, дать им образование. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания детей государство вынуждено лишать родителей их родительских прав и передавать детей в опекунские и приемные семьи, в государственные интернатные учреждения.

В плане развития государственной семейной политики требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, а также обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей.

Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления, всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.). Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей. Важная роль в этом процессе принадлежит квалифицированным социальным работникам.

В конкретной работе нужно учитывать, что не все семьи поддаются реабилитации. Поэтому так важно развитие альтернативных форм семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемных семей, семейных групп.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.

Основное условие успешности государственной семейной политики - реформирование всей социальной политики и в первую очередь распределительных отношений. Дискуссии об этом не прекращаются среди политиков и ученых начиная с 1990-х гг., но практических шагов в этом направлении явно недостаточно.

Говоря об эволюции старых форм государственной семейной политики в 1990-е гг. нельзя не отметить позитивное влияние на положение семей новой формы прямой поддержки семей - социального обслуживания семей. Это новая для России форма государственной семейной политики. Она представлена многопрофильными территориальными центрами социальной помощи семье и детям, социальными гостиницами и приютами, кризисными центрами, центрами экстренной социальной помощи (телефонами доверия), центрами реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и девиантным поведением, центрами планирования семьи, центрами опеки и попечительства и другими социальными учреждениями. В то же время сеть таких учреждений нуждается в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы, улучшении финансирования и кадрового обеспечения, укреплении материально- технической базы.

Главная проблема современного состояния прямых форм государственной поддержки семей с детьми заключается в том, что установленные законодательством нормы социальных выплат на детей и семьи, имеющие детей, не охватывают все нуждающиеся семьи, не оказывают существенного влияния на улучшение положения детей в семье, недостаточны для обеспечения полноценного содержания и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, школах, государственных интернатных учреждениях, воспитательных колониях.

Нуждаются в реформировании организационные, финансовые, информационные, пропагандистские и другие механизмы реализации семейной политики.

За последнее десятилетие не произошло позитивных перемен в системе управления государственной семейной политикой. В высшем органе законодательной власти - Государственной Думе Федерального Собрания с января 1994 г. работает специальный Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, а в Совете Федерации вопросами семейной политики занимается наряду со многими другими проблемами Комитет по вопросам социальной политики. Нет специальных государственных органов на уровне Правительства Российской Федерации. Образованный в 1990 г. Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР вскоре был передан в ведение Минсоцзащиты России и потерял свой статус. Вплоть до настоящего времени все координационные функции в области государственной семейной политики, ее концептуальное и организационное обеспечение на уровне федеральных органов исполнительной власти возложено на Минтруда России (после его слияния с Минсоцзащиты России). Отдельными вопросами семейной политики занимаются Минздрав России, Минобразования России, Минюст России, МИД России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минспорта России, Госкомстат России, другие федеральные министерства и ведомства социальной направленности.

Большую роль в законодательном и организационном обеспечении государственной семейной политики 1990-х гг. сыграли Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, Министерство социальной защиты населения (специальный Департамент по проблемам женщин, семьи и детей), Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, образованная в ноябре 1993 г. и упраздненная в сентябре 2000 г. Несмотря на консультативный статус, комиссия принимала участие в разработке и координации семейной политики. Это было обусловлено тем, что она действовала при главе государства, в ее состав входили руководители федеральных министерств и ведомств социальной направленности, депутаты Государственной Думы, крупнейшие ученые и руководители федеральных общественных организаций. Главная заслуга комиссии заключалась в разработке новых целей, принципов и приоритетов государственной семейной политики, основанных на концепции общечеловеческих ценностей, и обеспечении их отражения в российском законодательстве. Существенной была ее роль и в организации и разработке федеральных и региональных программ поддержки семьи, привлечении внимания исполнительной и законодательной власти, общественности, средств массовой информации к проблемам семьи, в активизации семейной политики в субъектах Российской Федерации. Комиссия работала в постоянном контакте с временным Национальным советом по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации, реализовавшим широкий комплекс информационных, пропагандистских, научных и культурных мероприятий в области семейной политики на федеральном уровне и обеспечившим координацию аналогичных мероприятий в субъектах Российской Федерации.

Очевидно, что серьезным недостатком сложившейся к настоящему времени системы управления государственной семейной политикой является ее незавершенность на высшем уровне государственной власти. На уровне Правительства РФ нет специального министерства или ведомства, а также соответствующего подразделения в структуре Аппарата Правительства РФ. В Совете Федерации необходим специальный комитет по вопросам семейной политики. В Администрации Президента РФ целесообразно воссоздать комиссию или совет при Президенте РФ. Соответствующие структуры необходимо также сформировать на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Помимо этого следовало бы образовать специальные структурные подразделения, занимающиеся вопросами семейной политики в федеральных министерствах и ведомствах социальной направленности. Без такого организационного обеспечения вряд ли удастся успешно решить задачу завершения реформирования государственной семейной политики и обеспечить ее стабильную реализацию в новых условиях.

До сих пор отсутствует стабильная система финансирования мероприятий собственно семейной политики, в том числе не отработаны вопросы распределения расходов между федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и бюджетами субъектов Российской Федерации. Недостаточно привлекаются к решению названных проблем другие источники финансирования.

В связи с междисциплинарным характером проблем семьи и межведомственными механизмами их решения необходимо создать прочную финансовую базу финансирования научных исследований в области фамилистики и государственной семейной политики. Назрел вопрос о координации изучения экономических, демографических, этнографических, психологических, правовых и других проблем семьи, которыми сегодня занимаются специалисты отраслевых институтов и институты Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук. Усилий одного ведомственного НИИ семьи Минтруда России явно недостаточно, тем более в условиях недофинансирования.

Развитие государственной семейной политики ограничивается нехваткой квалифицированных кадров в области социальной работы с семьей, демографии, социологии, психологии, права, педагогики, экономики и планирования семьи. Эти кадры необходимы для обеспечения деятельности всех структур управления в области семейной политики и развития научных исследований.

Проблемы семьи редко обсуждаются в средствах массовой информации, научных журналах, специальной литературе. Органы власти и управления, специалисты и население недостаточно информированы о современных проблемах семей и путях их решения.

Серьезная проблема информационного обеспечения семейной политики - недостаточность статистической и социологической информации о положении семей. Представляется, что наиболее приоритетными направлениями совершенствования статистики являются разработка статистических показателей демографического поведения разных типов семей, совершенствование учета доходов семей, данных о занятости членов семей с семейными обязанностями, тендерной статистики.

Подводя итоги анализу процессов модернизации государственной семейной политики в России, отметим несоответствие концептуальных подходов и политической практики этой политики (правильность концепции и неадекватные ей практические меры), недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально-политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики.

Одной из причин неэффективности современной государственной семейной политики является также и незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующего реформирования распределительных отношений.

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.

Первое - повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.

Второе - развитие и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.

Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

Государственная семейная политика исходит из положений о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семь.

Безусловно в своей работе уполномоченные органы руководствуются прежде всего положениями Семейного Кодекса РФ.

В осуществлении семейной политики немаловажную роль играют органы местного самоуправления, которые в своей деятельности руководствуются Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другими федеральными законами (в части положений о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях, Постановлениями Правительства и утвержденными ими Положениями.

Нельзя не отметить социальную работу в семье, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей и состоящую из совокупности разъяснительных, общественных, репрессивных, иных мер, предпринимаемых в отношении несовершеннолетнего и лиц, обязанных его воспитывать и содержать, проводимых с целью недопущения совершения правонарушений и антиобщественных действий. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (прокуроры и подчиненные им лица, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и социальные работники и др.) в данном случае руководствуются в первую очередь ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В целом нужно сказать, что правовой основой социальной работы в семье является законодательство и принимаемы в соответствии с ним различные акты, решения, постановления уполномоченных в этой сфере органов.

ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей предусматривает меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

  • 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
  • 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является сертификат.

Лица, указанные в законе, лично или их законные представители вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами. Далее вопрос о выдаче сертификата решает Пенсионный фонд РФ. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Президент РФ Б.Ельцин в своем указе № 431 от 1992г. постановил:

Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

  • а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;
  • б) установить для многодетных семей:
    • - скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
    • - бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
    • - бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
    • - прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
    • - бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
    • - бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств (указанные выплаты подпадают под действие п.1 ст.217 НК РФ и не подлежат налогообложению);
    • - один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
  • в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
  • д) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
  • е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

При этом Минфин и Минсоцзащиты РФ в своем письме от 29.06.1992г. № 1-2359-18 разъясняют: дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 1, финансирование которых в настоящее время не учитывается при формировании бюджетов национально - государственных и административно территориальных образований, производятся:

  • - за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения - на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха и выставок;
  • - за счет средств местных бюджетов - скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

Что мешает молодой семье, женщине, принять решение о рождении ребенка? Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить.

Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Из перечисленных мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает. Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Президент РФ, не можем с ним не согласиться, считает необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком.

Другая проблема - это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого Президент предлагает ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание.

В отношении вопроса с жильем для молодой семьи нужно отметить следующий положительный момент. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утвержденная Правительством РФ) предусматривает оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Правительство РФ утвердило правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.

Таким образом, предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных вышеназванными Приказом Минобразования России и Постановлением Госстроя России, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.

По вопросу предоставления жилья интересно отметить статистику, приведенную на региональном уровне в нашем субъекте. Согласно Закону Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае около 73 тысяч молодых семей, в которых оба супруга моложе 30 лет. При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья - менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей, что составляет около 51 тысячи молодых семей.

Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь, предусмотренная нашей краевой программой, в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Указанная выше подпрограмма призвана укрепить созданную в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

В подпрограмме определены приоритетные (в порядке значимости) категории для участия:

  • - это молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
  • - многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • - молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 19 сентября 2005 года;
  • - молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления;
  • - молодые семьи, имеющие одного и(или) более детей, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия из средств краевого и (или) местного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и(или) органом местного самоуправления. Настоящая выплата производится в случае рождения (усыновления) ребенка в период действия свидетельства.

В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство). Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии.

Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, составляет 6 месяцев. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.

Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.

Президент России Владимир Путин в своем указе о мерах социальной поддержки многодетных семей постановил Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая малообеспеченные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. С этой целью Правительство в 2001 году одобрило подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года направленную на осуществление адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей.

Учащимся общеобразовательных школ меры социальной поддержки могут быть оказаны в части бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус городских линий, кроме такси), обеспечения формой по нормам, установленным администрацией муниципального образования, субъекта. Одной из мер поддержки являются дотации на питание школьников из малообеспеченных семей. Эффективная экономика, налоговые поступления в бюджет дают возможность увеличивать такие дотации и, следовательно, обеспечивать большее количество детей бесплатными школьными обедами. Для студентов предусмотрена социальная стипендия.

В соответствии с законом Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 в перечень полномочий органов местного самоуправления, переданных государством, передана социальная поддержка неработающих беременных женщин из малообеспеченных семей путем выплаты единовременного социального пособия.

На региональном уровне определяются размеры и виды оказания социальной помощи, устанавливаются дополнительные условия для получения нуждающимися гражданами социальной помощи исходя из: учета трудового потенциала, учета имущественного потенциала гражданина (домохозяйства).

В рамках целевой программы проводятся также благотворительные городские акции в поддержку малоимущих семей, организуются сборы вещей от населения и раздача их нуждающимся семьям, благотворительные обеды, раздача продуктовых наборов, благотворительные концерты и спектакли, спортивные мероприятия.

  • - Порядок предоставления адресной социальной помощи утверждается постановлением главы муниципального района.
  • - Для решения поставленных задач в районе создается межведомственная комиссия по оказанию адресной социальной помощи населению, которая является распорядителем бюджетных средств.

Координирует и контролирует реализацию мероприятий Программы первый заместитель главы муниципального района.

  • - Орган, уполномоченный исполнять Программу:
    • а) принимает документы и заявления на оказание соц. помощи от населения;
    • б) взаимодействует с другими исполнителями Программы;
    • в) несет ответственность за рациональное и целевое использование выделенных бюджетных средств;
    • г) информирует о ходе реализации Программы в разрезе постатейного использования средств;
    • д)представляет отчет об исполнении Программы в Земское Собрание Ординского муниципального района, управление финансов администрации Ординского муниципального района в сроки, установленные для предоставления отчета об исполнении районного бюджета за соответствующий год.

Мероприятия оказания адресной помощи включают денежные суммы для: приобретения одежды, продуктов питания детям, ремонт ветхого жилья, 50% - ная компенсация затрат на получение высшего образования, дорогостоящего лечения (операций, консультаций, обследований) в 100% размере детей и 50% размере взрослым.

Понятие государственной семейной политики утвердилось в качестве признанной научной категории. Семейная политика призвана решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, создания условий, необходимых для реализации семьей своих функций. Являясь составной частью социальной политики, семейная политика обеспечивает деятельность системы социальных институтов в интересах семьи.

Семья как объект государственной семейной политики является, с одной стороны, социальным институтом, с другой - малой социальной группой. Как социальный институт, будучи подсистемой общества, семья связана с общественными потребностями, которые, в свою очередь, определяют ее функции.

Основные функции семьи:

  • - репродуктивная;
  • - хозяйственно-экономическая;
  • - воспитательная;
  • - досуговая;
  • - жизнеохранительная;
  • - сексуальная.

Существует острая необходимость согласования, координации мер в поддержку семьи, разработки законодательной базы и нормативных правовых актов государственной семейной политики Российской Федерации, соответствующей требованиям современности и задачам обеспечения социального развития страны.

В Конституции РФ провозглашено: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ст. 38); "Каждому гарантируется социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ст. 39).

К базовым конституционным законам, закрепляющим нрава семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс PФ) (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Семейный кодекс РФ подтвердил добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов в семье. Определены условия и порядок вступления в брак и его прекращения, личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи и другими родственниками, порядок п формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Важнейшим направлением семейной политики является экономическая поддержка семьи. Россия переживает начальные этапы перехода к рынку, которые отличаются противоречивым сочетанием прогрессивной эволюции с регрессом, развития с деградацией. Положение одних слоев и классов, составляющих общество, улучшается, а других - ухудшается. Одни социальные группы развиваются, усиливаются, укрепляют свое влияние, другие - слабеют, деградируют. Сегодня Россия относится к странам с наиболее высоким уровнем экономического неравенства. Широкое распространение бедности - основной индикатор социально-экономического неблагополучия населения, следовательно, - положения многих семей. Уровень социальной уязвимости растет в условиях затянувшегося институционного и экономического кризиса. Социально ущемленные семьи утратили экономическую безопасность.

Как отметил в своей книге "Капитализм и Россия. Выпадение из будущего?" Ю. М. Лужков: "На наших глазах развернулся и продолжает развиваться, если использовать марксистскую терминологию, системный кризис капитализма как общественной формации".

В этой работе определены приоритетные оперативные задачи: перезапустить российскую экономику и сформировать стратегию выхода из кризиса, закладывающую реальную и достаточную экономическую базу для реализации последующих модернизационных задач, формирования инновационной экономики и инновационного общества.

В рамках семейной политики необходима разработка дифференцированных мер государственной поддержки, связанных со спецификой экономического положения и составом семей. Следует предусмотреть специальные меры поддержки бедных семей, развивать адресную материальную помощь нуждающимся семьям.

Актуальной задачей семейной политики является реформирование системы налогообложения и введение фиксированной доли налогов для использования ее на программы поддержки семей, налоговых льгот для предприятий и организаций, участвующих в мероприятиях семейной политики, в частности:

  • - безвозмездная реализация товаров малоимущим;
  • - продажа товаров но низким ценам;
  • - экономическая взаимопомощь и семейная кооперация по месту жительства;
  • - создание обществ взаимного кредитования;
  • - увеличение размеров ежемесячного пособия на детей, прежде всего одиноким матерям;
  • - установление дополнительных пособий многодетным матерям при рождении очередного ребенка.

Необходимо развитие информационного и консультативного обеспечения семей при выборе формы экономического поведения, соответствующего условиям рыночной экономики.

Долгосрочной проблемой является улучшение жилищных условий семей. Реализация целей жилищной политики основано па поддержке социально уязвимых семей, в первую очередь многодетных, неполных, имеющих в своем составе инвалидов, семей переселенцев при строительстве и приобретении жилья, улучшении жилищных условий. Решение острой жилищной проблемы в стране требует:

  • - совершенствования проектирования жилья с учетом состава и потребностей семей;
  • - модернизации системы коммунального обслуживания;
  • - активизации рынка жилья;
  • - развития системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья;
  • - совершенствования системы пособий и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

С развитием рыночных отношений произошли реальные изменения в жилищном состоянии семей. Возник рынок жилья. В результате приватизации многие семьи стали собственниками жилья. За последние десятилетия кардинальным образом решили сноп жилищные проблемы средние и богатые слои. Жилищные условия бедных слоев улучшаются очень медленно.

Потребность в жилье - первейшая потребность человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. По данным социологических исследований, молодые люди обоего пола среди первоочередных потребностей на первое место поставили улучшение жилищных условий, па второе - текущие материальные нужды.

Большинство российских семей на сегодня имеют отдельную квартиру или живут в отдельном доме. Но при этом размер занимаемой жилплощади на одного члена семьи по мировым стандартам остается низким.

В наиболее развитых странах мира семейная политика в XXI в. стала ориентироваться на показатель "качество жизни". Следует выделять несколько блоков индикаторов "качества жизни".

Первый блок характеризует здоровье населения, демографическую ситуацию, продолжительность жизни. Основная цель семейной политики, связанной с первым блоком, - сохранение здоровья и жизни членов семьи, повышение оздоровительного потенциала семьи. В связи с этим необходима реализация целевых программ, направленных на охрану здоровья семьи, пропаганду здорового образа жизни, осуществление профилактических, просветительских мер.

Семейная политика призвана обеспечить создание условий для жизнедеятельности тех членов семьи, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, предоставление им необходимого медицинского оборудования, жилья, налоговых и других льгот. Общей задачей семейной политики является создание условий медико-социальной реабилитации членов семьи.

Развитие социальной инфраструктуры для организации семейного отдыха является существенной частью семейной политики.

В целом семейная политика призвана культивировать здоровый образ жизни, вырабатывать эффективные механизмы охраны здоровья членов семьи.

Второй блок отражает состояние базовых условий жизни: достаток, жилище, питание, условия труда и занятости.

В соответствии с величиной прожиточного уровня выделяются слои разного уровня материального достатка:

  • - бедные - с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума;
  • - низкообеспеченные - с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума;
  • - средние - с доходами и потреблением выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка;
  • - богатые и состоятельные - с доходами выше бюджета высокого достатка.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум - официальный норматив, введенный в экономическую политику Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Этот закон устанавливает стоимостную оценку так называемой "потребительской корзины", соответствующую величине прожиточного минимума.

Разработанные Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ) экспертные оценки определяют минимальный потребительский бюджет в денежном выражении как два прожиточных минимума, а бюджет высокого достатка -как шесть-семь прожиточных минимумов.

В соответствии с величиной потребительского бюджета выделяются четыре уровня жизни населения:

  • - достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
  • - нормальный уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающим человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
  • - бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы,
  • - нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека.

Бедность и нищета - не абстрактные понятия, это острая социально-политическая проблема. Бедные с трудом сводят концы с концами. Лишения вынуждают их самим вести дополнительное производство продуктов питания и одежды, широко применять свой труд в домашнем хозяйстве. Социологи и экономисты отмечают широкую натурализацию доходов и предельную интенсификацию труда. Вместе с тем качественные изменения в потребительском поведении более высоких доходных слоев направлены на получение образования, рост квалификации, поддержание здоровья, качественный отдых, облегчение домашнего труда, увеличение вложений в воспитание и развитие детей, улучшение жилищных условий, покупку дорогостоящей техники и бытового оборудования. Дифференциация по доходам населения России к началу XXI в. приведена в табл. 16.1.

Таблица 16.1. Дифференциация по доходам населения России к началу XXI в.

По уровню жизни населения благополучные страны обгоняют Россию в диапазоне 15-20 раз. Наша страна находится в группе "ниже среднего уровня", за нами идут Сальвадор, Перу, Доминиканская Республика.

Вырабатывая семейную политику, необходимо учитывать, что высокие риски бедности связаны с неполными семьями, безработными, инвалидами, одинокими стариками, мигрантами. Семьи с детьми являются самой крупной группой по численности с доходами ниже величины прожиточного минимума.

Отличительная особенность нынешнего этапа развития нашей страны состоит в том, что на фоне социальной бедности, связанной с уязвимыми семьями, усиливается экономическая бедность, когда работоспособные семейные люди не могут обеспечить себе приемлемый уровень благосостояния из-за безработицы или низкой заработной платы. В стране произошел небывалый рост интенсификации труда, связанный с массовой вторичной занятостью и повышением активности домохозяйств по самообеспечению. Доходы от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства в определенной мере смягчают социальную и экономическую бедность.

Широкое распространение бедности - основной индикатор социально-экономического неблагополучия общества. Люди с доходами ниже прожиточного минимума составляют около половины жителей большинства регионов страны. Установился высокий уровень концентрации денежных доходов элитных групп, составляющих не более 5% населения.

Снижение экономического неравенства, бедности и низкообеспеченности населения представляют собой важнейшую задачу российского государства и общества в целом.

Характеристика базовых условий жизни семьи была бы неполной, если не обратить внимания на поддержку хозяйственно-производственной деятельности семьи, семейной экономики и семейного предпринимательства. Семейная политика связана с разработкой и реализацией государственных и региональных экономических программ поддержки семейного предпринимательства. Так, например, в предложенной специалистами Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания модели региональной программы семейной политики, перечислены следующие цели:

  • - введение льгот при проведении приватизации, наделении землей, приобретении оборудования для малого семейного предпринимательства;
  • - разработка региональных программ поддержки семейного предпринимательства;
  • - создание системы профессионального обучения членов семей, возглавляющих семейное производство;
  • - организация межсемейной производственной кооперации;
  • - создание муниципальных фондов нежилых помещений для организации семейных производств; предоставление им льгот по аренде, при снабжении электроэнергией, топливом, оборудованием;
  • - установление порядка налогообложения семейных производств.

Большое значение имеет разработка в упомянутой программе по созданию благоприятных условий для сочетания семейных и профессиональных функций. Этот раздел программы чрезвычайно актуален, поскольку касается жизнедеятельности каждой семьи. Авторы программы предлагают новые концептуальные подходы при выработке мер, направленных на решение крайне противоречивой социальной проблемы сочетания профессиональных и семейных ролей. Основная идея новой модели заключается в совершенствовании форм занятости для членов семьи:

  • - организация нестандартных режимов работы;
  • - неполный рабочий день;
  • - сокращение рабочей недели;
  • - гибкий график;
  • - надомный труд;
  • - дифференциация продолжительности отпусков;
  • - особые льготы в сфере труда для родителей несовершеннолетних детей, для семей, где необходим уход за инвалидами, больными.

В нашей стране взрослый работающий член семьи проводит в квартире 53% суточного времени. Объем домашнего труда составляет 30-40 часов в неделю. Домашним трудом, как и во всем мире, в основном занимаются женщины".

Максимальная нагрузка падает на молодых работающих женщин с малолетними детьми. У них совокупная трудовая нагрузка достигает 103 часов в неделю.

Социологическим фактом для нашей страны является стойкая ориентация семьи на домашние, традиционные формы обслуживания.

В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами и высокая удовлетворенность браком.

Современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним хозяйством будет эволюционизировать в сторону большей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить неповторимость очага, его уникальность. При благоприятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться, давая простор творческой деятельности: например, садоводчество, огородничество, различные виды рукоделия, столярничество, домашнее моделирование и т.д.

Объективная необходимость ведения домашнего хозяйства сегодня и в будущем связана с удовлетворением усложняющихся индивидуальных потребностей семьи.

Общественной задачей является создание условий для гармоничного сочетания общественных и семейных ролей. В связи с этим необходимы интенсивное развитие сферы бытового обслуживания и более быстрая перестройка внутрисемейного разделения труда в сторону его кооперации между супругами, родителями и детьми.

Домашний труд создает ценности общественного значения. Наносит немалый вред семье и обществу позиция, обесценивающая роль хозяйки и хозяина в доме. Ведение домашнего хозяйства требует умения, навыков, смекалки, предполагает настоящее творчество. Веками сложившаяся культура домашнего хозяйства была ориентирована на неработающую женщину. Надо вооружить семью повой культурой домоводства. Распределение доходов, питание, уборка, стирка, эстетическое убранство, уход за детьми, этика отношений между членами семьи в бытовой сфере - все требует переосмысления, приспособления к новым условиям жизни миллионов семей.

Если признать, что организация домашнего хозяйства -важная семейная функция жены и матери, необходимо задуматься обо всех доступных на сегодня формах гибкого нормирования труда женщин в общественной сфере. Целесообразно предоставить работающей семейной женщине особый режим труда, создающий условия для рационального сочетания ее профессиональной и семейной ролей.

Третий блок, определяющий показатели "качества жизни", оценивает духовное и нравственное состояние общества.

Семейная политика должна чутко реагировать на уровень духовности общества и разрабатывать специальные программы, способствующие развитию культурной инфраструктуры, подготавливать инновационные проекты, связанные с культурой семейных отношений.

Важным индикатором духовности является уровень поведенческой культуры, набор этических и нравственных ценностей семьи. Критерием уровня семейной культуры служат принятые в обществе мировоззренческие ценности гуманистической направленности.

Качественные параметры жизнедеятельности семьи связаны с потреблением. В современную эпоху производство ориентировано на массовое изготовление и потребление товаров. Наблюдается иррациональная избыточность производства товаров потребления. Не спрос формирует предложение, а предложение - спрос. Вещи производятся в количествах, превышающих существующую в них потребность на потребительском рынке, автоматически исчезает ценность вещи в ее действительной полезности и целесообразности.

Известные западные социологи Д. Рисман и Г. Маркузе заметили, что гиперизбыточность потребления касается не только капиталистического хозяйствования, по и общества в целом. Это относится как к производству материальных, так и духовных благ. Потребительское пресыщение вызывает утрату остроты восприятия, безразличие, интеллектуальную и эмоциональную анемию. Инверсия любознательности, целеустремленности во всеядность, равнодушие означает прямую деградацию социального характера.

Пресыщенность чрезвычайно опасна для общества, так как начинают стираться грани между возвышенным пониманием и низкопробным, исчезают табуированные запретные объекты культуры. Идет поиск экзотического, неизведанного, сверхзамысловатого, веками запрещенного. Все становится потребительским товаром. Происходит дегенерация культуры. Девиантные и экстремистские образцы материализуются в товарной форме. Беспрепятственный доступ к любой информации под маской "свободы слова" развращает общественное сознание. Сегодня налицо усталость общества от иллюзии новизны и разнообразия. Все эти постмодернистские тенденции в духовной сфере напрямую касаются культуры семейных отношений. При разработке программных целей и задач семейной политики необходимо учитывать проблемы интеллектуальной и нравственной деградации, характерные для кризисного постсоветского социального пространства.

Кроме индикаторов "качества жизни" выступает мировой стандарт "индекс человеческого развития", который устанавливает следующие показатели:

  • - продолжительность рабочего дня;
  • - продолжительность отпуска;
  • - удобный путь до места работы;
  • - экологическая безопасность;
  • - защита от преступности;

благоприятные климатические условия проживания;

Культурно-развлекательные возможности.

Для успешной семейной политики следует учитывать личные потребности членов семьи, которые подразделяются на физиологические, духовные и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими, базовыми, так как они выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности в пище, жилище, одежде, отдыхе, сне, двигательной активности, а также репродуктивные и сексуальные.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе - это обеспечение социальных нрав, ролей и статусов. Условия удовлетворения этих потребностей зависят от общего уровня культуры в обществе, экологической безопасности, социальной стабильности, уровня и качества жизни, величины свободного времени.

Рассматривая структуру потребностей, нельзя не заострить внимание на различиях между рациональными, разумными потребностями и иррациональными, вредными. От характера потребностей индивида в значительной мере зависит качество его жизни. Рациональные потребности отвечают здоровому образу жизни и гармоническому развитию личности. Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, носят разрушительный характер.

Современная эпоха конца XX и начала XXI в. определяется как завершение индустриальной цивилизации и начало научно-индустриальной цивилизационной стадии. Происходит всемирный постиндустриальный поворот. Исторические перемены в России являются проявлением всемирного стадиального цивилизационного сдвига. В научно-индустриальном обществе решительно меняется структура производства и труда. В материальном производстве все большую роль начинают играть автоматические и аппаратурные технологии. Опережающее значение начинает иметь развитие информационного, конструкторского научного обеспечения и широкой компьютеризации. Экологическая безопасность превращается в первейшее условие существования людей. Резко меняется набор потребительских ценностей. В общественном сознании усиливаются установки на рост образованности, индивидуального разнообразия, свободы выбора и независимости личности.

Важнейшей задачей социальной политики сегодня является забота о снижении уровня социальной конфликтности, обеспечении приемлемого уровня жизни большинства населения. Для достижения социальной стабильности необходима интеграция совместных усилий всех социальных слоев. Согласие, солидарность, социальное партнерство, толерантность являются универсальными средствами успешного развития социальной системы.

Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

Семья - это структурное базисное образование, своеобразное «ядро» общества, его первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются в семье и агрегируются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем и транслятором социального опыта. Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.

От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью. Вот и получается, что здоровая, благополучная, законопослушная семья – это и опора государства, и основа общественного согласия, а также политической и социальной стабильности. Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С.В.Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации.

Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности».

В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик, типов и социальных функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций и противостоят социальному противоборству и напряженности в обществе и т.д. До сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи.

Однако очевидно, что основу семьи составляет супружеская пара с детьми или без детей, так называемая нуклеарная семья. Все остальные семьи можно рассматривать как модификации такой семьи на разных этапах ее развития: от генезиса до прекращения существования. В том числе могут образовываться некие «осколки» нуклеарной семьи, ее части без полного ядра - супружеской пары. Каждый тип семей требует адекватных подходов к обеспечению их жизнедеятельности, что закрепляется в государственной семейной политике.

Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государства, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи.

Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе исторического развития государства и общества.

Семейная политика - это относительно обособленная часть социальной политики, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивида (отца, матери, супругов, родителей, детей, других родственников) как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями. Государственная семейная политика дополняет другие, более значимые для семьи области социальной политики, специальными мерами, адресованными непосредственно семье как социальному институту.

Политическая значимость государственной семейной политики социального государства заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций. Гармонизацию как внутрисемейных отношений, так и взаимоотношений семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи.

В процессе модернизации государственной семейной политики в России, можно отметить неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики (правильность концепции и недостаточность и несоответствие практических мер), популизм. Недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально - политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики.

Однако главной причиной неэффективности современной государственной семейной политики является незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующего реформирования распределительных отношений. Государственная семейная политика должна стать объектом политических стратегий современных политических сил России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социальная сущность семейной политики. Необходимость и цели государственной семейной политики. Социальная защита семьи в различных аспектах. Организация социальной защиты семьи на примере Амурской области. Стратегия укрепления института семьи в России.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Цели и задачи государственной семейной политики в России и за рубежом. Основные направления реализации государственной семейной политики. Анализ социально-экономического положения семьи в России и за рубежом. Концепция семейной политики Рязанской области.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2010

    Понятие семейной политики. Важнейшие постулаты создания семьи - рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей. Реализация семейной политики на различных уровнях управления. Проблемы молодой семьи и причины их возникновения.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Основные принципы и главные цели семейной политики на современном этапе развития России. Сущность, регулирование и приоритеты социальной защиты семьи. Кризисные явления и особая роль семьи как ключевого фактора в развитии стабильного среднего класса.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2009

    Взаимоотношения институтов семьи и государства в российском обществе. Принципы, функции государственной семейной политики России. Политика в области рождаемости в зарубежных странах. Социальная политика в отношении семьи: отечественный и зарубежный опыт.

    реферат , добавлен 14.07.2009

    Семейная политика на современном этапе развития России, ее принципы. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций. Роль доходов в экономике семьи. Виды частной (семейной) собственности.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Анализ социально-демографического положения семьи в России. Цели, задачи и направления государственной семейной политики. Анализ ее реализации в Вознесенском муниципальном районе Нижегородской области. Областная целевая программа "Нижегородская семья".

    курсовая работа , добавлен 24.03.2014


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении