School85vrn - Образовательный портал

Биологические особенности человека. Научная трактовка проблемы факторов развития личности

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое соотношение биологического и социального в человеке, как его найти? Статья будет посвящена конкретно этой философской теме, которая много раз рассматривались многими видными деятелями. Для чего об этом говорить? Это необходимо тем людям, которые интересуются своей психологией, желают познать себя с разных сторон. В других же случаях вам будет просто интересно узнать о себе кое-что новенькое. Вперед!

Что такое человек?

Для того чтобы понять биологическое и социальное в личности человека , сначала следует понять, что же такое человек. Философия и другие науки дают очень разные определения, которые схожи в основном, но формулировка у них очень разная. Для того чтобы не запутаться в этом, приведем наиболее емкое и точное определение. Человек - это комплексное понятие, которое означает принадлежность к роду человеческому, которая индивидуально и в разной степени сочетает в себе биологическое и социальное начало. Если выражаться другими словами, то получается, что человек является биосоциальным существом.

Каков современный человек?

Каждый малыш, который появляется на свет, уже является существом биосоциальным. Это вызвано тем, что рождается он в кругу социализированных существ, а не в джунглях, например. Таким образом, получается, что малыш с самого детства понемногу впитывает в себя все социальные нормы. Он может не понимать их и не осознавать, но они все равно будут влиять на его поведение в той или иной степени. Человек рождается с недоразвитыми качествами, которые развиваются в процессе жизни в обществе. Более того, нельзя отбрасывать такой факт, как наследственность. Она дает ребенку не только определенный набор биологических свойств, но также наделяет его человеческими качествами, такими как любопытство, чувства радости и печали, подражание. Например, улыбается человек потому, что это врожденное качество, но осознанно улыбаться его побуждает окружающий социальный мир, в котором он находится.

Также следует уделить внимание сознанию человека. Известно, что оно не является врожденным, но природа создаёт все условия для того, чтобы оно развилось. Сознательные реакции человека могут сформироваться только в том случае, если он воспитывается, обучается, овладевает какими-то навыками и познает культуры. Только благодаря социуму человек имеет возможность к духовному развитию, общению при помощи речи и т. д.

Социализация в обществе

Когда человек «обрастает» социальными качествами, это означает, что происходит процесс социализации. Важно понимать, что даже те качества, которые присущи одному индивиду, являются результатом переосмысления культурных ценностей, которые уже есть в некотором обществе. Другими словами, это двойной процесс, который одновременно является выражением и воплощением внутренних качеств человека.

Человек как продут биологической и социальной составляющей находится в некотором конфликте с обществом, которое навязывает исключительно социальные нормы. Этот конфликт естественен, поскольку человек может самореализоваться только в обществе, но, с другой стороны, он является продуктом природной среды. На каждом этапе развития человечества уравновешивание биологического и социального в жизни человека и общества было неким идеалом, к которому следовало стремиться. Человек и общество не могут существовать раздельно, так как это взаимодополняющие части одного целого. Общество - это выражение и закрепление сущности человека, его способов жизни. Оно будет таким, каковы его образующие люди. Да, человек вышел из природы, но возможность стать человеком культурным дает ему общество, в котором тот формируется и которое сам формирует.

Важные вопросы в обществе

Биологическая и социальная природа человека должны сосуществовать, а не бороться. Общество должно обращать внимание не только на развитие социальных качеств человека, но также на его биологическое совершенствование. Именно поэтому один из основных вопросов в обществе - здоровье всех его членов. Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир. Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку.

Здесь прослеживается очень интересная взаимосвязь. Мы выяснили, что без здоровья человеку ничего не нужно в жизни. Самое интересное состоит в том, что если индивид полностью здоров, но лишен социального окружения, то он не только теряет свои навыки, но также деградирует на биологическом уровне. Другими словами, человек, лишенный общества, не только нравственно разлагается, но также теряет свои физические преимущества. Во многих случаях это служит тому, что люди начинают демонстрировать антисоциальное поведение, проявлять агрессию и совершать преступления.

Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество - это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.

Биологические и социальные факторы

Социальное и биологическое в человеке имеет одинаково важную силу. Для того чтобы максимально реализовать все свои начала, человек должен стремиться к уравновешиванию обоих своих частей. Чтобы сделать это, необходимо их четко разделять. Человек смог выделиться из животного мира благодаря двум группам факторов: биологическим и социальным. К биологическим особенностям относится развитие черепа, прямохождение, развитие рук, способность членораздельно говорить. Социальные факторы - это труд, мышление, коллективизм, общение, язык. Всем известно, что большая роль принадлежит труду, так как именно он в наибольшей степени послужил в процессе становления человека. На этом примере можно разобрать тесную взаимосвязь между социальным и биологическим: прямохождение освободило руки человека для того, чтобы можно было делать орудия. В то же время изменение строения руки позволило человеку использовать созданные им орудия. Более того, совместный труд способствовал развитию социальных навыков общения между членами племени. Возникновения языка помогло людям выражать сложные вещи, думать более масштабно и планировать на элементарном уровне. Огромным плюсом появления языка считается то, что он позволил передать накопленные знания через поколения, сохранять историю и преумножать опыт. Таким образом, получается, что социальное и биологическое в человеке имеет очень тесную связь с момента развития человеческого рода и разделить эти два начала невозможно.

Биологические особенности

Оба фактора мы кратко рассмотрели выше, но каждому отдельно тоже стоит уделить внимание. Биологические особенности - это все то, что каким-то образом сближает индивида с животным миром. Сюда относится следующее: наследственность, инстинкты (половой, самосохранения и т. д.), эмоции, биологические нужды (дыхание, сон, еда), похожее физиологическое строение со многими млекопитающими (внутренние органы, гормоны, постоянная температура тела), продолжение рода, приспосабливаемость.

Социальные особенности

К социальным факторам человеческого развития относят следующие: осознание своих нужд, способность менять мир, творческая и мыслительная деятельность, созидание, духовное развитие (мораль, искусство), социальные потребности (общение, любовь, дружба). Такие особенности присущи только человеку. Да, в животном мире тоже часто можно встретить нечто подобное: например, когда животные спасают друг друга, растят чужих детенышей. Это действительно присуще животному миру, но это только один аспект, ведь мы не можем говорить о творчестве и морали. Опять же делаем вывод о том, что социальное и биологическое в человеке едино и нераздельно, поэтому человек с момента своего рождения в социуме становится биосоциальным существом. Получается, что нет разницы в том, как подходить к этому вопросу, ведь ответ со всех сторон одинаков. Но когда же эти мысли были сформированы?

Единство биологического и социального в человеке

Идея о том, что два фактора являются единым целым, не сразу сформировалась: этому предшествовал длительный путь домыслов и догадок. Человек как продукт биологической и социальной составляющей начал формироваться очень давно, но вот сам он начал об этом задумываться сравнительно недавно. Не будем углубляться в самые древние времена, а возьмем для примера эпоху Просвещения. Тогда практически все мыслители разделяли общественное и природное начало, но первое считалось не естественным и необходимым, а искусственным и временным. Считалось, что мораль, традиции, духовные потребности - это лишь атрибуты, которые не имеют особой важности. В эпоху Просвещения появились такие понятия, как «естественная мораль» и «естественное право».

Что же понималось под естественным? Это был некий фундамент, который означал правильность всего общественного строя. Социальные нормы считались второстепенным и напрямую зависимыми от природных моментов. Мыслители настаивали на том, что соотношение биологического и социального в человеке не может быть одинаковым: социальное (искусственное) всегда было менее значимо и более зависимо. Это утверждение даже не подлежало оспорению, ведь считалось нормальным, если человек действует исходя из своих эгоистических намерений, а лишь потом «думает» мерками социума.

Дарвинизм

Биологическое и социальное в развитии человека также волновало ученых во второй половине XIX века. Именно тогда все чаще можно было услышать о социальном дарвинизме. Человек как продукт биологической и социальной эволюции рассматривался очень однобоко. Теории заключались в том, что на социальную жизнь людей распространялись идеи естественного отбора в природе. Эти принципы сформировал английским ученый Чарльз Дарвин. Возникновение общества и все этапы его развития могли рассматриваться только в четких границах эволюции. Он считал, что социальное неравенство, жесткость и борьба - это естественно и необходимо, точно так же как в мире животных. Он настаивал на том, что это полезно для каждого отдельного индивида и для общества в целом.

В прошлом столетии попытки объяснить природу человека только посредством биологии продолжались. Достойны внимания взгляды французского мыслителя, естествоиспытателя и священника П. Т. де Шардена. Он утверждал, что человек представляет собой развитие всего мира только в крохотном масштабе. Все сводилось к тому, что природа, развиваясь, находит свое окончательное выражение в человеке. Другими словами, это можно сформулировать так: «Человек - венец природы». Биологические и социальные факторы человека считались взаимодополняющими, но не равноценными. П. Тейяр де Шарден делал акцент на том, что в человеке природа достигает наивысшей точки и после этого посредством человека начинает путь своего сознательного развития.

Настоящее время

На сегодняшний день биологическая и социальная эволюция человека перестала быть темой раздора для научного сообщества. Принято считать, что человек является биосоциальным существом. При этом роль социального фактора ни в коем случае не принижается. Его роль, наоборот, подчеркнуто выделяется как роль решающего фактора для социума.

На сегодняшний день вряд ли кто-то решит поразмышлять о биологических предпосылках возникновения человека. Уже длительное время принято считать, что человек очень зависим от многих факторов природы (солнечная активность, стихийные бедствия, магнитные бури), поэтому отрицать эту взаимосвязь нецелесообразно. Для того чтобы современный человек стал таким, каков он есть сейчас, потребовалось много лет. Нельзя недооценивать ни биологические, ни социальные факторы. Ни одна группа факторов сама по себе не смогла бы привести человека на ту ступень развития, на которой он находится сейчас. Проблема биологического и социального в человеке должна быть индивидуальной, ведь каждый человек рождается с определённым набором биологических характеристик и в определённой социальной системе. Именно этими факторами при более глубоком их изучении объясняются большие различия в воспитании, быте, культуре между разными народами. Соотношение биологического и социального в человеке определяется в каждом случае отдельно, в зависимости от огромного множества сопутствующих факторов (семья, страна, воспитание, культурное окружение, национальность и т. д.). Все это необходимо брать во внимание для того, чтобы как можно точнее формулировать суждения.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что социальное и биологическое в человеке формируется в зависимости от многих факторов. Социальная часть всегда преобладает у взрослого, сознательного человека, поэтому он в силах менять себя и окружающий мир.

Решение вопроса о сущности человека издавна и традиционно связывалось с соотношением биологического и социального в нем. Человек - зверь или ангел? - так броско порой ставится вопрос. Не вызывает сомнения, что человек генетически связан совсем животным миром. Так что роль в жизни человека биологических факторов, того, что дается от природы и передается по наследству, невозможно игнорировать. Это:

1) морфофизиология организма (морфология - строение тела, физиология - функционирование). Основа - наличие нервной системы, мозга, органов чувств.

2) Темперамент - скорость протекания нервных процессов, соотношение возбуждения и торможения; особенности психического склада человека, выражающиеся в степени эмоциональной возбудимости, подвижности, жизненной активности.

3) Задатки, которые под влиянием воспитания могут превращаться в способности;

4) Наследственная предрасположенность к болезням или здоровью;

5) Инстинкты (самосохранения, половой и др.).

Наука второй половины ХХ века активно исследует биологические основы человеческой деятельности. Так, этология - наука, изучающая поведение и нравы животных, обратила внимание на многие черты сходства в поведении человека и животных. Например, собирательство - экологическая ниша многих животных (собаки, чайки, вороны). Это фундамент осуществления врожденных программ рассудочной деятельности, связанной с поиском, стремлением различать, классифицировать, учиться. В человеческом варианте это разнообразие наших пристрастий от сбора грибов до коллекционирования марок. Способности к элементарному счету, к операциям анализа и синтеза есть и у животных. Человек усложняет их благодаря абстрактным понятиям, речи.

Любовь и стремление к отчему дому, месту, где прошло детство, в сочетании со страстью к путешествиям сравнивают с инстинктивной деятельностью перелетных птиц. Даже любовь к природе трактуется как следствие естественного отбора: оставались те виды и особи, у которых был развит механизм, изменяющий поведение популяции при опасном нарушении экологической среды.

Внешнее сходство стереотипов поведения стадных животных, роль инстинктов в жизнедеятельности организма послужили основанием для появления в 70-х годах ХХ века социобиологии, сторонники которой стремятся объяснить природу человека естественным отбором и генетическими программами.

По мнению социобиологов, не только агрессия, сексуальность, родительство роднят нас с животными, но и корни такого по всей видимости чисто человеческого качества как альтруизм приписываются стадным животным. Альтруизм определяют как генетический эгоизм, который проявляется в отношении детенышей в интересах сохранения рода.


Сходность основных черт, присущих и человеку, и животным, подчеркивается тем, что все формы поведения и отношений между стадными животными охватываются понятием "социальные отношения".

Изучение биологических основ жизнедеятельности человека заслуживает внимания. Однако, вывод о сходстве поведения человека и животного ни в коем случае не проясняет вопроса о сущности человека. В нем нет представления о глубоком различии между человеческим и животным миром. Сам Чарльз Дарвин отметил, что главное отличие человеческого общества от животного стада в наличии нравственности.

С биологизаторских позиций невозможно объяснить такие важнейшие феномены человеческой жизни как совесть, ответственность; смысл жизни сводится лишь к воспроизводству человеческого рода. И при этом человек всю жизнь вынужден мучиться осознанием своей смертности и неспособности проникнуть в коварные замыслы природы. Можно ли христианские заповеди считать продолжением морали животных? Каким образом объяснить существование идеала добра? Где истоки свободной творческой деятельности человека? Все эти и многие другие вопросы остаются без ответа. При биологическом подходе к человеку идеи гуманизма, проходящие красной нитью через всю историю человечества, - не более как его иллюзия. Зло вполне может быть приписано самой природе человека. И если различия между людьми, группами - нациями, расами, - биологически запрограммированы, то значит могут быть оправданы национализм, расизм и иные человеконенавистнические теории.

Наконец, если рассматривать человека как чисто биологическое существо, то непонятно, почему природа создала его столь несовершенным. Не случайно Ницше, М.Шелер и многие другие отмечали, что человек - конструктивно больное животное. Ведь по своим биологическим качествам он не конкурент животным, находящимся в гармонии со средой. Он не в состоянии выжить в естественных природных условиях (ни шерсти, ни клыков, ни когтей) без создания и использования искусственно созданных орудий труда и в целом вне второй при-роды - культуры.

Именно этот факт, по мнению Гелена предопределил человека к активной деятельности, реализующейся в различных формах культурной жизни. А Плеснер говорил об эксцентричной природе утратившего свою естественную самость человека, приговоренного в силу этого к вечному поиску, самоотражению, самосовершенствованию.

Кроме того, вне общества себе подобных человек никогда не станет человеком в общепризнанном смысле этого слова. Более того, по меткому замечанию Р.Тагора "человек хуже животного, когда становится животным". Что же скрывается за этим общепризнанным смыслом? В противоположность биологизаторству существует концепция понимания человека как сугубо социального существа. Наиболее ярко она воплощена в марксизме. При таком подходе утверждается что биологические черты и свойства всегда опосредованы социальными условиями. Даже удовлетворение многих чисто физиологических потребностей человека выступает в превращенной форме, отвечающей культурным, приобретенным нормам. Характер, убеждения, взгляды, нравственные нормы, сознание и самосознание не заложены в генах, а формируются и передаются социально - через воспитание, образование, общение. Основной фактор становления человека таким образом - социальное наследование - передача от поколения к поколению накопленного богатства материальной и духовной культуры.

Теория Маркса претендовала на объяснение сущности человека. Для марксизма человек есть ансамбль общественных отношений, коренящихся в материально-преобразующей деятельности. Богатство содержания его сознания и души - это богатство воспринятых им ролей и норм, результат включенности в широкий контекст общественных отношений. В отличие от философов-просветителей 18 века (Гельвеция, Гольбаха, Локка и др.) Маркс пытался представить человека не объектом, который общество нашпиговывает мнениями, взглядами и умениями, а субъектом-деятелем, революционно изменяющим мир, а тем самым и себя. Однако, указание на деятельностную природу человека, на опережающий характер сознания не опровергает безусловной однонаправленности, предзаданности человеческих отношений с обществом. Как биологическое предзадано, и человек не властен изменить своей биологической природе, так и социальное как результат влияния среды оказывается внешним по отношению к сокровенной сути, "самости" человека. Независимо от устремлений самого К.Маркса не абсолютизировать роли объективно-социальных факторов в становлении человека, упор на социальных аспектах человеческой сущности в значительной мере мешает пониманию личности как индивидуальности, поскольку подразумевает сведение индивидуального к социальному. В такой логике непонятен исток самобытности, творчества, свободы человека: его сущностная социальность делает его заложником общества. Человек таков, каково окружающее его общество (среда). Ходовое в русской литературе 19 века объяснение: "среда заела", действительно оправдывает человека и снимает с него ответственность - ведь он продукт своего окружения: семьи, сословия, класса, народа и т.п. А если все от среды и общества, то где сам человек?

По мнению Фромма, ни биологически, ни социально объяснить человека нельзя. Ошибкой Маркса он считает то, что человек в марксизме - разумное существо. На самом деле, это иррациональное животное, чья сущность не может быть определена социально, она обусловлена бессознательным.

Весьма образно мысль о неуловимости сущности человека высказал философ Ортега-и-Гассет: голубя нельзя лишить голубиности, а тигра тигриности. Человек же постоянно рискует утратить человечность. Все человеческое не дается само собой (от природы), его надо взращивать и культивировать в себе, и даже достигнутое мы рискуем утратить и часто теряем - ведь оно не врождено человеку. Человек - воплощенная проблема, рискованная авантюра. Будущее человека не только непредсказуемо, как у других животных; иногда ему и вовсе случается не быть человеком. История рассказывает о поворотах вспять, упадке и вырождении, все приобретенное человечеством может быть утрачено всего лишь несколькими поколениями.

Но и применительно к каждой личности это так - любому грозит опасность не быть самим собой, единственным и неотделимым от своего "Я". "Стань тем, кто ты есть", - эту заповедь древнегреческого поэта не так-то легко осуществить.

Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснение самого понятия личность. В самом деле, что такое личность и в каком соотношении находится это понятие с родственным ему понятием человек. Попытаемся подойти к раскрытию этих вопросов генетическим путем.

В общем развитии человека обычно наблюдаются дне взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Эти две линии хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. У него развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение и специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости.

Однако процесс биологического развития человека такимм образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что названные социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

Понятие же личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым, как показано выше, относятся речь. сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Вот почему в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа как таковая, а ее социальное качество. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Это позволяет сделать вывод: понятие "личность" характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личностности человека является также ее общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским подходом к делу. В такой же мере индивидуальность учителя может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой манере подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем учебно-воспитательную работу, и т.д. Иначе говоря, понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Такова сущность понятия личность и связанных с ним родственных научных категорий. Но поскольку, как показано выше, личностные качества развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий развитие и формирование

Развитие прежде всего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физически, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Все это необходимо иметь в виду, когда речь идет о развитии личности и человека.

Однако главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуют формированию мировоззрения. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности. Повышается способность к самостоятельности и управлению собственным поведением. Все эти - количественные и качественные - изменения и характеризуют процесс развития человека. Значит, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит "придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный тип" .

В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность, но и показаны взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на ее развитие.

Ученые обратили внимание прежде всего на развитие самого общества. Оно возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом.

Как видим, сам человек создает общественную среду и богатство социальных и духовных отношений, которые и служат определяющим источником его личностного развития.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. Человек является Непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений.

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране и за рубежом опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали.

Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

Третье. Не меньшее значение для педагогики имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С. Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию.

Как видим, наука не отрицает влияния биологического на развитие личности. Однако это влияние ни в коем случае нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. Но этому поводу профессор К.К. Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.

Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. Как показано в первой главе, с развитием технического базиса производства и усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

Однако, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной Мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, вторые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание.

То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: "В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности"". Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.


Похожая информация.


У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.

Биологические и социальные признаки человека

  • телесными признаками, приспособленными к труду
  • высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир
  • сознанием, помогающим познавать окружающий мир
  • мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт
  • прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки
  • строением зубов, изменившим форму черепа.

Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:

  • отношением к труду и деятельности
  • осознанным отношением к природе
  • целенаправленной и спланированной социальной активностью
  • воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей
  • созданием семьи как социальной ячейки общества
  • воспитанием и образованием молодого поколения
  • развитием способностей и талантов
  • поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы

Внешние и психологические признаки человека

Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:

  1. Собственные и сопутствующие. Собственные признаки принадлежат человеку по его физической природе и к ним относят: общефизические (рост, возраст), демографические (пол, национальность, раса), анатомические (внешнее строение головы, конечностей, туловища), функциональные (походка, жестикуляция, речь, привычки, осанка). Сопутствующие признаки представляют собой те элементы, которые формируют личность (одежда, личные вещи, украшения).
  2. Групповые и индивидуальные. Это совокупные внешние признаки человека, которые характерны или для группы людей, или для одного человека.
  3. Постоянные и временные. Эти признаки могут либо быть с человеком от рождения до смерти, либо возникать и исчезать (как волосы, бородавки).
  4. Естественные и искусственные. Такие признаки либо присущи человеку от природы (морщины), либо появляются в результате изменения признаков внешности человека (татуировки, пирсинг).

В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:

  • сенсорно-перцептивные (зрение, вкус, обоняние, слух, осязание)
  • физиологические (жажда, голод, половое влечение, боль, нужда)
  • реакционные (дрожь, сердцебиение, головокружение, тошнота, слабость, ужас, бледность)
  • эмоциональные (страх, радость, гнев, любовь, отчаяние)
  • вербальные (сообщение, просьба, требование, ругань, жалоба)
  • интеллектуальные (воображение, мышление, вера)
  • физические (работа, отдых)

Рецессивные и доминантные признаки человека

Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.

Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:

  • кожа (смуглая, толстая, пегая пятнистость и пигментированные пятна в области крестца);
  • зрение (близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие);
  • рост (карликовость);
  • руки и ноги (полидактилия, брахидактилия, леворукость, тонкие, твердые и плоские ногти, толстый и расплющенный палец руки, эллиптические узоры на пальцах, варикозное расширение вен, второй палец ноги длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца);
  • черты лица (веснушки, круглое лицо и подбородок, ямочки на щеках и подбородке, густые несоединяемые брови, длинные ресницы);
  • нос (круглый, прямой и с горбинкой, круглые ноздри, высокая и узкая переносица);
  • рот (способность загибать язык назад, свертывать трубочкой, зубы при рождении, выступающие вперед зубы и челюсти, щель между резцами, предрасположенность к кариесу, полные губы, габсбургская губа);
  • уши (острая верхушка уха, свободная мочка);
  • кровь (группы A, B, AB, наличие резус-фактора).

Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:

  • кожа (тонкая кожа, альбинизм, светлая кожа);
  • зрение (ночная слепота, дальтонизм);
  • руки и ноги (праворукость, циркулярные узоры на пальцах, второй палец ноги короче);
  • слух (врожденная глухота);
  • процессы в организме (сахарный диабет, гемофилия);
  • черты лица (квадратное лицо и подбородок, тонкие соединяемые брови, короткие ресницы);
  • нос (заостренный, курносый, узкие ноздри, низкая, широкая, прямая и согнутая переносица);
  • рот (тонкие губы);
  • уши (сросшаяся мочка);
  • кровь (группа крови О, отсутствие резус-фактора).

Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человек это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение.Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личность это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей,проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Инстинкты, желание пить-есть, потребность в доме, укрытии, одежде

Одна из главных проблем, сразу же вставшая перед учеными, — это идентификация той линии приматов, которая дала начало гоминидам. На протяжении XIX в. по этому поводу выдвигалось несколько гипотез. Гоминиды обладают на анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий первичны, а другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в результате появления первичных отличий. Передвижение на двух ногах. Прямохождение — важнейший признак человека. Остальные приматы, за немногими исключениями, живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда говорят, «четверорукими». Вертикальное положение тела человека, конечно же, оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число входят изменения в пропорциях рук и ног, модификация стопы, крестцово-подвздошного сочленения и изгибов позвоночника, а также соединения головы с позвоночным столбом. Увеличение мозга. Следующее из первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим приматам, — это чрезвычайно увеличенный мозг.

По сравнению, например, со средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше; даже у Homo habilis, первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе. Однако величина — не единственная особенность человеческого мозга: различные его области претерпели специализированное развитие, возросло число нервных клеток и изменилось их расположение. Эти, а также некоторые другие модификации наделили мозг человека его повышенными возможностями. К сожалению, ископаемые остатки черепов не дают достаточного сравнительного материала для оценки многих из этих структурных изменений. В отличие от других признаков, отмеченных выше в качестве адаптивных к прямохождению, увеличение мозга не имеет с ним прямой связи, хотя вполне вероятна опосредованная взаимосвязь между прямохождением и развитием мозга. Строение зубов. Третье из базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер изменений твердо установлен. К ним относятся: уменьшение объема и длины клыков; закрытие диастемы, т.е. промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов; изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов; развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, — в отличие от U-образной зубной дуги обезьян. В ходе эволюции гоминид, увеличение мозга, изменения в краниальных сочленениях и трансформация зубов сопровождались значительными изменениями структуры различных элементов черепа и лица, и их пропорций. Различия на биомолекулярном уровне. Использование молекулярно-биологических методов позволило по-новому подойти к определению как времени появления гоминид, так и их родственных связей с остальными семействами приматов. Результаты пока не бесспорны.

К числу используемых методов относятся следующие: иммунологический анализ, т.е. сравнение иммунного ответа различных видов приматов на введение одного и того же белка (альбумина) — чем более сходна реакция, тем теснее родство; гибридизация ДНК, позволяющая оценить близость родства по степени соответствия парных оснований в двойных цепях, образуемых нитями ДНК, взятыми от разных видов; электрофоретический анализ, при котором степень сходства белков разных видов животных и, следовательно, близость этих видов оценивается по подвижности выделенных белков в электрическом поле; секвенирование белков, а именно сравнение аминокислотных последовательностей какого-то белка, например гемоглобина, у разных видов животных, что позволяет определить количество изменений в кодирующей ДНК, ответственных за выявленные различия в строении данного белка, и, более того, вычислить, за какое время такие изменения могли произойти,

Лекция 3.

Человек и человечество как система. Потребности человека

Биологические и социальные основы человека.

Потребности человека: биологические, психологические, социальные, этнические, трудовые, экономические. Экологизация потребностей. Понятие о прогрессе. Иллюзии прогресса. Качество жизни.

Биологические и социальные основы человека

Человек — биосоциальная структура, не сводимая ни к биологическому, ни к социальному. Как биологическое существо человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов . В позднем миоцене (11–12 млн. лет назад) отделилась антропоидная линия, состоящая из двух родов Australiopithecus и Homo (В. Грант). Род Homo — лишь последнее звено той ветки эволюции высших приматов, которая в своей совокупности составляет семейство гоминидов , котороевключает как ископаемого человека (питекантроп, синантроп, неандерталец), так и современных людей.

Специфика генетической программы человека такова, что в одинаковых условиях рождаются различные индивидуумы, личность и форма социального поведения которых базируется на работе многих генов. Этот генофонд рассматривается как совокупный генетический материал определенного этноса. История возникновения человека и человеческого общества давно изучается биологами, антропологами (антропология — наука об изменчивости внутри родов, видов и видовых особенностей семейства гоминидов), обществоведами-социологами, но пока нет единого мнения ни о времени происхождения человека, ни о его предках.

Некоторые биологи считают, что человек за последние 40 тыс. лет не изменился биологически, что генетически человечество однородно весь этот период, так как факторы отбора в человеческих популяциях не действуют. Основанием для этого служит морфофизиологическое сходство современных людей с предками, жившими 40 тыс. лет назад. Генетическое исследование современных человеческих рас (негроидной, монголоидной, европейской, австралоидной и американской) свидетельствует о единстве и однородности человечества, так как 97% генов у них идентичные.

Другое утверждение — на протяжении всего времени существования человека идет расовая и адаптивная дифференциация, эволюция живого материала не завершилась появлением человека и на нем она не остановится. Существует предположение, что сейчас идет формирование нового вида людей – Человека нового (Homo innovatus).

В ходе эволюции человек как биологическое существо был обречен на вымирание, так как его инстинкты были слабо развиты, он не был достаточно укоренён в природе, но обладал некоторой цепкостью, обусловленной наличием разума и способностью к обучению, труду. Постоянной стратегией жизни человека была независимость от среды обитания, что было продиктовано устремлением животного к самосохранению. В этом человеку помогла культурная эволюция.

Своеобразие человека — в его способности преодолеть собственную видовую ограниченность. Знания, опыт, передача их из поколения в поколение стало одним из решающих факторов социальной среды Homo sapiens в борьбе за существование. Таким образом, человек – биосоциальное существо, сочетающее в себе элементы природного и социального. В разных случаях то одно, то другое выходит на первый план.

В. Грант (1991) считает, что решающее отличие человека от животного — культура. Человек — это существо, наделенное культурой (ни одно животное не создало своей «второй» природы). Согласно определению известного философа И.Т.Фролова, человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

В.И.Вернадский рассматривал человека как составную часть живого вещества Земли определенного эволюционного типа, неразрывно связанную в своем развитии и существовании со всей биосферой нашей планеты. Одновременно человек — это личность, то есть элемент определенных социальных структур. Только он, человек, обладает возможностями воздействия на окружающую его природу энергетическими категориями, недоступными никаким другим живым существам.

Человечество – совокупность людей, сложная, иерархически построенная система. Объединение человека в социальные группы идет иерархически вплоть до человечества в целом. Сложная многоуровенная система человечества отражена в таблице 3.1.

Н.Ф. Реймерс называет следующие особенности человека и человеческих групп:

— человек имеет ряд анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм (так, например, нельзя механически поменять местами негров и эскимосов как популяции);

— достаточно заметны этолого-поведенческие варианты человека: тип южан отличается от типа северян;

— историко-эволюционно сложилась этническая специфика людей — например, скандинавский этнос отличается от германского или великобританского, и тем более от монгольского;

— существуют отличия таких социальных совокупностей людей, как например, рабочие, крестьяне, бизнесмены, интеллигенты и др., хотя они могут быть врéменными;

— различные социальные группы различаются по жизненным целям и др.

Все эти составляющие у современного человека играют важную роль, хотя исторически они возникали не одновременно — происходило постепенное усложнение социального мира. Наиболее древней была анатомо-физиологическая структура, которая была затем дополнена этолого-поведенческими характеристиками. Разнообразие форм труда шло параллельно с формированием рас, что приводило к формированию этнических группировок с разными системами взаимоотношений «человек – природа». Одновременно возникали первичные социальные устройства и механизмы. Позже возникли экономические устремления.

Таким образом, одной из характеристик человека и человечества является их многообразие — как известно, нет двух генетически идентичных людей и одинаковых личностей. Но при этом есть совокупности лю-дей одинакового типа. Это позволяет выявлять закономерности и рассматривать человека и человечество как неисчерпаемую, не сводимую к некоторому числу отдельностей систему, которая поддается конкретному анализу. Среди закономерностей существования человеческого общества можно выделить наличие ряда потребностей, которые определяют характер поведения, направленность мышления, чувств и воли человека и т.п.

Таблица 3.1. Модель-матрица человечества как многоуровенной

системной совокупности (по Н.Ф.Реймерсу)

12Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Характерные признаки человека

Ранние этапы эволюции отр. Приматы

Примерно 40-60 млн.

лет назад появляются еще два семейства – Лемуры (Стрепсириновые) и Долгопяты (Гаплориновые). Лемуры – ведут древесный образ жизни; размер – с кошку, длинный хвост, удлиненная морда с глазами, обращенными вперед и в бок; хорошо развитое обоняние; характерна ночная активность; обитают в тропических лесах Мадагаскара и Южной Африки и Южной азии.

Уже на ранних этапах эволюции приматов можно выделить три основные тенденции:

· укрупнение мозга

· укорочение морды

· активное приспосабливание передних конечностей для хватательных движений и в дальнейшем замена когтей ногтями.

Примерно 38 млн. л. назад обособляется линия Гаплориновых обезьян, которое возможно, связано с переходом к дневной активности и, как следствие: усиление роли зрения, совершенствование строения головного мозга, развитие стадности и социальных форм поведения.

Широконосые и узконосые обезьяны разошлись примерно 35 млн.л.н.. В это время Америки отделяются от Евразии и Африки.

Низшие узконосые и Гоминоиды разошлись примерно 23 млн.л.н.. Возможно, Гоминоиды продолжили более активно приспосабливаться к наземному образу жизни. Происходит дальнейшее укрупнение размеров тела (гориллы – до 180 см и 200 кг). Туловище короткое, конечности длинные. Передвигаются по земле, опираясь на передние конечности. Кроме того, имеют более сложное поведение и происходит дальнейшее укрупнение головного мозга.

Гоминиды отделились от остальных гоминоидов примерно 6 млн.л.н.

Все палеонтологические находки ранних гоминид находят на Африканском континенте.

Характерные признаки человека.

Одна из главных проблем, сразу же вставшая перед учеными, – это идентификация той линии приматов, которая дала начало гоминидам.

Гоминиды обладают на анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий первичны, а другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в результате появления первичных отличий.

Передвижение на двух ногах. Прямохождение – важнейший признак человека. Остальные приматы, за немногими исключениями, живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда говорят, «четверорукими». Хотя некоторые мартышкообразные, например бабуины, приспособились к наземному существованию, они тем не менее передвигаются на четырех конечностях. А человекообразные обезьяны, в частности гориллы, которые в основном живут на земле, ходят в характерном частично распрямленном положении, часто опираясь на руки.

Вертикальное положение тела человека, конечно же, оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число входят:

  • изменения в пропорциях рук и ног,
  • модификация стопы,
  • крестцово-подвздошного сочленения и изгибов позвоночника,
  • соединение головы с позвоночным столбом.

Увеличение мозга. Следующее из первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим приматам, – это чрезвычайно увеличенный мозг. По сравнению, например, со средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше; даже у Homo habilis , первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе. В отличие от других признаков, отмеченных выше в качестве адаптивных к прямохождению, увеличение мозга не имеет с ним прямой связи, хотя вполне вероятна опосредованная взаимосвязь между прямохождением и развитием мозга.

Строение зубов. Третье из базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер изменений твердо установлен. К ним относятся:

  • уменьшение объема и длины клыков;
  • закрытие диастемы, т.е. промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов;
  • изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов;
  • развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, – в отличие от U-образной зубной дуги обезьян.

В ходе эволюции гоминид увеличение мозга, изменения в краниальных сочленениях и трансформация зубов сопровождались значительными изменениями структуры различных элементов черепа и лица и их пропорций.

Различия на биомолекулярном уровне. Использование молекулярно-биологических методов позволило по-новому подойти к определению как времени появления гоминид, так и их родственных связей с остальными семействами приматов. Результаты пока не бесспорны. К числу используемых методов относятся следующие: иммунологический анализ, т.е. сравнение иммунного ответа различных видов приматов на введение одного и того же белка (альбумина) – чем более сходна реакция, тем теснее родство; гибридизация ДНК, позволяющая оценить близость родства по степени соответствия парных оснований в двойных цепях, образуемых нитями ДНК, взятыми от разных видов; электрофоретический анализ, при котором степень сходства белков разных видов животных и, следовательно, близость этих видов оценивается по подвижности выделенных белков в электрическом поле; секвенирование белков, а именно сравнение аминокислотных последовательностей какого-то белка, например гемоглобина, у разных видов животных, что позволяет определить количество изменений в кодирующей ДНК, ответственных за выявленные различия в строении данного белка, и, более того, вычислить, за какое время такие изменения могли произойти, а тем самым и оценить, какова степень родства сравниваемых видов и как давно они разделились.

Перечисленные методы показали очень близкое родство и, следовательно, относительно недавнее разделение в ходе эволюции таких видов, как горилла, шимпанзе и человек. Например, в одном из исследований по секвенированию белков было обнаружено, что различия в структуре ДНК шимпанзе и человека составляют всего 1%.

А1 Понятие характеризующее человека как отдельное, единичное существо и определяющее его принадлежность к человеческому роду, называется

1) организм 3) личность

2) объект 4) индивид

А2 Личность, для которой преобладающей чертой является направленность, на свой внутренний мир называют

1)экстраверт 3) конформист

2)интроверт 4) нонконформист

А3 Мотив-это

1) относительно устойчивая система представлений о себе

2)то. ради чего человек выполняет определённые действия

3)реализация отношений человека к другим людям и к самому себе

4)реально достигнутый результат

А4 Материалистический подход к истории основывался на том, что:

1. общество есть живой организм

2. общество есть простая сумма –живущих в нем людей

3. целостность и единство общества проявляется в духовной жизни

4. реальная материальная жизнь людей определяет их сознание

A5 Стадиальный подход американского социолога У.Ростоу характеризует «период сдвига» в истории человечества как стадию

1. преобладания аграрного сектора в экономике

2. начала индустриализации и промышленная революция

3. появления высокоразвиты/ в экономическом отношении стран

4. высокого уровня массового потребления

А6. К элементам духовной культуры относятся

1) правила поведения 3) средства передвижения

2) предметы домашнего обихода 4) военная техника

А7 Функция исторической преемственности культуры проявляется в

1) ценностных потребностях и ориентирах человека

2) обмене культурными достижениями между людьми и общностями

3) возможности адаптации человека и различным природным условиям

4) накоплении, хранении и передаче информации

A8 В социальной структуре общества выделяют социально-этнические общности

1. половозрастные группы

2. нетрудоспособное население

3. родоплеменные объединения

4. трудоспособное население

А9 Французский социолог П.Бурдьё. характеризуя общественное положение людей, выделял

1. способы получения и долю общественного богатства класса

2. сословные привилегии, обязанности, социальное богатство и власть

3. естественные причины неравенства в обществе

4. экономический и три вида общественного капитала

А10 К типичный искажениям восприятия конфликта относится "двойная этика", это

1) видят недостатки оппонентов, но не свои

2) оценивают по-разному поступи свои и оппонента

3) кажется что истина полостью на вашей стороне

4) дается однозначная негативная оценка намерений оппонента

А11. По характеру мотивации альтернативная самодеятельность молодежные групп

1) соответствует общепринятым нормам поведения

3) основана на сомнительных ценностных ориентирах

4) проявляется в действиях не соответствующих общепринятым нормам

А12 Императивное общение как директивная форма воздействия на человека характерно для

1) уставных отношении между военнослужащими

2) отношений между близкими друзьями

3) общение с помощью телефона или Интернета

А13. Достоинством называют таков нравственное отношение к самому себе, которое

1. исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности

2. предполагает обязательную заботу о людях

3. предполагает монологическое общение с другими людьми

4. обеспечивает объективную самооценку

А14 Укажите правильное утверждение

1) мотивы и поступки человека всегда соответствуют друг другу с точки зрения их нравственной основы

2) любой noступок должен рассматриваться в совокупности с его мотивами и последствиями

3)внешняя оценка поступка всегда должна совпадать с внутренней

4)определяющим моментом нравственного поведения человека является требовательность к себе

А 15 К мировым религиям относятся

1) Христианство, ислам, индуизм

2) буддизм, христианство, ислам

3) ислам конфуцианство. христианство

4)буддизм иудаизм христианство

А16. Специфика античной науки заключалась в

1) получении системного объективного. эмпирически подтвержденного знания о действительности

2)применении на практике точных намерений и математических методов

3)использовании научных достижений в повседневной жизни

4)редком использовании на практике результатов научных знаний

А17. Эстетическая сфера, характеризующая эстетику быта, включает

1)создайте орудий труда 3) украшение жилища и одежды

2)садово-парковое искусство 4) изготовление домашней утвари

А 18 Особенность средневековой философской мысли состояла в

1) обосновании возможностей людей в постижении истины

2)недоверии к разуму и переоценке всех ценностей

3)самостоятельном поиске истины

4)истолковании истин, открытых людям богом

А19. Процесс создания полезного продукта называется

1) производство 3) потребление

2) Распределение 4) обмен

А20. Ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение в указанный срок установленной в ней суммы денег, называется

1) завещание 3) облигация

2) акция 4) кассовый чек

А21. Деньги, которые используются в качестве посредника для оплаты за товары и услуги, выполняют функцию

1) средства платежа

2) средства обращения

3) средства накопления

4) меры стоимости

А22 Рынок, выполняя селективную функцию

1) регулирует объём и структуру производства

2)не допускает длительной нехватки или перепроизводства товаров

3)способствует сокращению затрат на производство товара

4)избавляет общественное производство от экономически слабых участников товарно-денежных отношений

А23. Прямое государственное регулирование экономики осуществляется через

1)налоговую систему

2)кредитно-финансовую систему

3)финансирование научных исследований

4)деятельность нормативной правовой базы

А24 Спрос и предложение наиболее мощными экономическими рычагами, которые все расставят на свои места, считал американский экономист

1) Аж Кейнс 3) Т веблен

2)П Сзмуэлисон 4) М Фридмен

А25 Согласно Государственной схеме комплексной территориальной организации Реслу6ли»и Беларусь для урбанизированных регионов страны характерна

1) высокая концентрация производства и рабочей силы

2) уникальная возможность для туризма и санаторного лечения

3) ускоренное развитие кормовой базы животноводства

4) ведущая роль производства и переработки сельскохозяйственной продукции

А26 Форма массовой активности граждан, которая отличается определенной социальной базой, слабой организованностью, называется

1) референтная группа

2) политическая партия

3) существенное движение

4) общественное объединение

А27 Позитивная теория права рассматривает права человека как:

1) дарованные ему государством

2) завоеванные в борьбе за власть

3) заработанные трудовой деятельностью

4) естественные, неотчуждаемые, не зависящие от государства

А28 Форма правления государства — это

1) совокупность политических институтов и организаций

2) обеспечение в государстве порядка и безопасности

3) административно-территориальное устройство государства

4) структура высших органов государственной власти, порядок их организации и функционирования

А29 Одной из особенностей демократической политической системы

1) определенный срок действия полномочий должностных лиц

2) равенство всех граждан перед законом и судом

3) осуществление государственной власти в соответствии с волей меньшинства населения

4) наличие в обществе партий, движений, которые выражают интересы различных групп населения

АЗО Венская система международных отношений

1) характеризовалась противостоянием капиталистических и социалистических

2) характеризовалась игнорированием интересов побежденных и вновь образованных стран после Первой мировой войны

3) базировалась на идее национального государства и принципе государственного суверенитета

4) сложилась после наполеоновских войн и основывалась на идее баланса сил между большими европейскими державами

А32. Функция права, направленная на защиту предусмотренных законом политических, экономических и других oотношений, пресечение действий, враждебных общественному строю, называется

1) коммуникативная 3) охранительная

2) регулятивная 4) воспитательная

Часть в

В1 Тип темперамента человека энергичного, активного, общительного, с резкими сменами настроения которого И П Павлов называл «боевым, задорным легко раздражающимся типом», называется______

В2 Путь урегулирования разногласий в конфликте через взаимны# уступка — это стратегия________

В3 Название «Местные повеет* XXI» получила стратегия __________ развития регионов Республики Беларусь

В4 Разделение людей о обществе на группы, занимающие разное социальное положение, называется социальная __________

В5 Политическая система, определяя стратегические направления общественного развития, выполняет функцию __________

В6 Санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически и закрепилось в поведении людей как устойчивая форма,

называется правовой _________

В7 Укажите две черты, характеризующие рабовладельческий строй как экономическую систему общества

1) Частная собственностью на средства производства

2) общественная собственность на средства производства

3) личная зависимость крестьян от земельных собственников

4) использование в производстве труда наемных работников

5) полная зависимость работающего человека от собственника средств производства

В8. В соответствии с законодательством Республики Беларусь укажите два положения, которые характеризуют избирательную систему Республики Беларусь

1)Выборы депутатов являются прямыми

2)участие в избирательном процессе является для граждан обязательным

3)все население страны принимает участие в выборах

В9 Укажите два отличи я норм права от морали

2)изложены в письменной форме

3)вырабатывают нормативно-ценностные установки для общества

4)закрепляют наиболее эффективные формы социального поведения

5) возникают с появлением государства

А1 Понятие характеризующее человека как отдельное, единичное существо и определяющее его принадлежность к человеческому роду, называется

1) организм 3) личность

2) объект 4) индивид


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении