School85vrn - Образовательный портал

Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный анализ образа

Сочинение

Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836) представляет собой своеобразное поэтическое завещание поэта. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и его эпиграф. Интересно, что первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, затем ее основные мотивы развивал Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие. Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин — за поэтическую искренность и гражданскую смелость.

Лирический герой А. С. Пушкина также связывает свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу с существованием поэзии:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Он говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной. Он уверен, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Поэт как бы очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Больше того, в этом стихотворении лирический герой, с ясным осознанием своего права, выражает надежды на бессмертие:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

В четвертой, самой важной, на мой взгляд, строфе, Пушкин дает точную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Поэтому невольно вспоминаются слова В. Г. Белинского, сказанные всего через десять лет после написания Пушкиным стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».

В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Неслучайно здесь же говорится о милосердии «к падшим», т. е. , вероятнее всего, о своих тщетных попытках добиться у Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.

Концовка стихотворения представляет собой традиционное обращение поэта к Музе. По мнению Пушкина, Муза должна быть «послушна» только «веленью Божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды. Она должна следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.

Интересно, что тема одиночества поэта среди светской толпы, «черни» — важная тема в творчестве Пушкина. Она поднималась им и ранее в целом ряде стихотворений. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) Пушкин писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения нашло свое полное воплощение в торжественно-величавых заключительных строках «Памятника»:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов: «заветная лира», «Русь великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой».

Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).

Произведение обладает перекрестной рифмовкой, делится на четверостишия (катрены), в которых чередуются мужская и женская рифма (послушна — венца).

Таким образом, стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству, к собственной творческой судьбе.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Краткий анализ

История создания – стих написан в 1836 году и опубликован в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внес Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и пего произведений в общественной жизни, их важного предназначения.

Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.

Метафоры – “ не зарастет народная тропа “.

Эпитеты – “ памятник нерукотворный “, народная тропа “, “ гордый внук “.

Инверсии – “ главою непокорной “, “ и славен буду я… “.

Анафора – “ что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу “.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея. Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Тема

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире” . Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца” , которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу” , то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

Жанр

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении только одна метафора – “не зарастёт народная тропа” , однако остальных выразительных средств и образов гораздо больше. Так, в произведении есть такие стилистические фигура, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу” , эпитеты – “памятник нерукотворный” , “ народная тропа”, “гордый внук” , “жестокий век” , инверсии – “главою непокорной” , “и славен буду я…” .

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счет анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с ее помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию – свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 183.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина « » является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.

И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу,
И милость к падшим призывал.

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:

«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный:
К нему не зарастет народная тропа.

Разделы: Литература

Цели:

  1. Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина.
  2. Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.
  3. Развивать навыки сопоставительного анализа.

Оборудование:

  • тексты стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” и Державина “Памятник”;
  • план сопоставления стихотворений;
  • мультимедийный проектор, на доске записан эпиграф.

Опережающее задание: один из учеников готовит сообщение на тему “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”; учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение.

Ход урока

“У нас все от Пушкина”. (Ф.М. Достоевский)

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Объявление темы и цели урока. (См. презентацию, слайд № 1-2)

3. Оформление записей в тетрадях.

II. Работа с эпиграфом.

Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?

III. Слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства.

О ком идет речь?

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

Пересказывать биографию поэта я вам не стану, вы сами многое знаете, но некоторые факты мы осветим.

IV. Выступление ученика. (Одновременно показываются слайды, после демонстрируется альбом. См презентацию, слайды № 4-10).

V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений. См. приложение 1).

Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением “Памятник”.

Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? “...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить”.

1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.).

О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

2. Словарная работа.

Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.

(Записываются слова на доске, и определяется их значение).

а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11).

б) пиит – поэт.

в) “всяк сущий” - существующий.

г) тунгус – народность Восточной Сибири.

д) муза – богиня поэзии, вдохновение.

3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12)

Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”? Священный, возвышенный.

Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Чтение 2 строфы.

Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии .

Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).

К кому обращена поэзия Пушкина? “…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

Чтение 3 строфы.

Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

Чтение 4 строфы.

Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.

В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

Чтение 5 строфы

- “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

Каким должен быть поэт? Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

VI. Работа со средствами художественной выразительности.

Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

Эпитеты: “нерукотворный” - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза.

Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.

Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?

Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.

VIII. Самостоятельная работа.

Сравните стихотворения Пушкина и Державина. (Задание высвечиваются на проекторе, см. слайд № 13)

(Учащиеся пользуются планом сопоставления стихотворений. См. приложение 2).

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении