Психологическая служба


Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
МБОУ СОШ № 85

Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам. 

Психологическая служба    школы - это:

·Подготовка к  экспериментальной работе педагогический коллектив и коллектив учащихся школы,

·повышение уровня психологической культуры педагогического и детского коллективов.

·содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса,

·формирование установки на здоровый образ жизни,

·развитие индивидуальности на всех этапах обучения,

·определение психологических причин и профилактика нарушений.



Цели работы:


·Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса для создания социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся,  и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.


·Содействие в приобретении учащимися, образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения адаптивности, готовности к личностному и профессиональному самоопределению, для сознательного отношения к выбору жизненного пути, а также содействие в формировании чувства собственного достоинства, самоуважения, осознания своей ценности и индивидуальности.


·Оказание помощи педагогическим работникам, родителям в воспитании учеников, в формировании у них ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности, а также помощь в формировании у педагогов и родителей  желания использовать психологические знания в работе с детьми и в интересах собственного развития.



Задачи работы:          


·Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;

·Формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

·Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

·Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

·Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

·Участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

·Создание в контексте дифференцированного обучения психолого-педагогических условий, актуализирующих личностные проявления учащихся.


·Диагностика личностного развития учащихся и мониторинг качества обучения.

·Повышение общей психологической культуры педагогов и учащихся;

  • Обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • Повышение социально-психологической компетентности, формирование психологической культуры участников образовательного процесса;

·Создание социально-психологических условий, улучшающих микроклимат в группах. Содействие в укреплении межличностных отношений, в создании атмосферы сотрудничества и творчества;

·Оказание помощи учащимся и педагогам, находящимся в кризисных состояниях;

  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию учеников на каждом возрастном этапе.



Психологическое сопровождение включает:

·систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащихся и динамики его психического развития;

·участие в создании социально-психологических условий для развития личности каждого учащегося и успешного обучения;

·создание социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психическом развитии и обучении.

·осуществление  личностно – ориентированного подхода к каждому ученику;

·формирование устойчивой положительной мотивации к учению;

·развитие познавательных способностей учеников;

·создание комфортных условий для каждого ученика.



Приоритеты психологического сопровождения:

· формирование эффективной образовательной среды;

· организация здоровьесберегающих условий обучения;

· профилактика социальной дезадаптации и употребления психоактивных  веществ;

·формирование профессионально-значимых качеств;

·организация всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей;

создание условий для  развития учащихся и психологическое сопровождение профильного класса.




·Сильнее всяких методик воспитывает среда, и главной задачей  службы является поддержание и развитие такой образовательной среды, которая формирует личностно-значимые качества и обеспечивает благоприятные условия для успешного обучения и социально-психологического самоопределения студентов на всех этапах профессионального становления.

      

 Такую среду в школе  мы создаём путём...

·развития межличностных и внутригрупповых отношений        на всех уровнях;

·поддержания и укрепления психологического здоровья учащихся и педагогов;

·сопровождения каждого ученика в перспективе его саморазвития;

·оказания информационной и методической поддержки педагогам, связанной с внедрением новых технологий обучения. В процессе психологического сопровождения мы, фиксируем динамику индивидуального развития каждого ученика. По мере происходящих изменений в ситуации развития проводятся корректирующие и развивающие мероприятия.



При психологическом сопровождении нами осуществляется:

психопрофилактическая работа

Цель  психопрофилактической работы   заключается в  формировании у преподавателей, учащихся и родителей потребности в психологических знаниях, желании  использовать их   в процессе учебной,  профессиональной  деятельности  и повседневной жизни, в организации учебно-воспитательного процесса  в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного психического развития личности, своевременное предупреждение возможных нарушений в ее становлении.

Психокоррекционная работа

Цель работы:

 Обеспечение соответствия этого развития возрастным нормам. оказание помощи  коллективам ученических групп и индивидуализации воспитания и обучения учащихся, развитии их способностей и склонностей.

Задача:

Оказание помощи  коллективам ученических групп и индивидуализации воспитания и обучения учащихся, развитии их способностей и склонностей. Развивающая и психокоррекционная работа – это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности каждого ребенка.




По итогам групповой и индивидуальной психодиагностической работы выявлены учащиеся, имеющие некоторые проблемы личностного развития. Для работы по данному направлению  разработаны коррекционные программы, осуществляются консультационные мероприятия. Проводится профилактическая работа с родителями учащихся, имеющих проблемы  личностного плана. Ученики, испытывающие определённые трудности в плане социального развития приглашаются в тренинговые группы, где с ними проводится коррекционная работа в виде тренинговых занятий, сеансы релаксации. Так  разработаны и апробированы такие тренинговые занятия, как: «Познай себя», «Тренинг коммуникативной компетентности» «Разрешите представиться», «Расскажи мне обо мне», «Передай добро по кругу» «Познавая себя, мы познаем мир», «Мы все чем-то похожи» и т.п.




Психодиагностическая работа

Цель работы:


психологическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения.


Задачи:

·определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении,

·выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

В школе создан  компактный  инструментарий  изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, познавательной и интеллектуальной сферы


Психопрофилактическая работа

Цель работы:


Предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях. возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям  по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.


Задачи:


·Предупреждение нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям  -->