Психологическая служба

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
МБОУ СОШ № 85
Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
МБОУ СОШ № 85
Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
Психологическая служба школы - это:
·Подготовка к экспериментальной работе педагогический коллектив и коллектив учащихся школы,
·повышение уровня психологической культуры педагогического и детского коллективов.
·содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса,
·формирование установки на здоровый образ жизни,
·развитие индивидуальности на всех этапах обучения,
·определение психологических причин и профилактика нарушений.
Цели работы:
·Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса для создания социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
·Содействие в приобретении учащимися, образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения адаптивности, готовности к личностному и профессиональному самоопределению, для сознательного отношения к выбору жизненного пути, а также содействие в формировании чувства собственного достоинства, самоуважения, осознания своей ценности и индивидуальности.
·Оказание помощи педагогическим работникам, родителям в воспитании учеников, в формировании у них ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности, а также помощь в формировании у педагогов и родителей желания использовать психологические знания в работе с детьми и в интересах собственного развития.
Задачи работы:
·Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;
·Формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
·Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
·Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
·Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
·Участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
·Создание в контексте дифференцированного обучения психолого-педагогических условий, актуализирующих личностные проявления учащихся.
·Диагностика личностного развития учащихся и мониторинг качества обучения.
·Повышение общей психологической культуры педагогов и учащихся;
- Обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса;
- Повышение социально-психологической компетентности, формирование психологической культуры участников образовательного процесса;
·Создание социально-психологических условий, улучшающих микроклимат в группах. Содействие в укреплении межличностных отношений, в создании атмосферы сотрудничества и творчества;
·Оказание помощи учащимся и педагогам, находящимся в кризисных состояниях;
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию учеников на каждом возрастном этапе.
Психологическое сопровождение включает:
·систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащихся и динамики его психического развития;
·участие в создании социально-психологических условий для развития личности каждого учащегося и успешного обучения;
·создание социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психическом развитии и обучении.
·осуществление личностно – ориентированного подхода к каждому ученику;
·формирование устойчивой положительной мотивации к учению;
·развитие познавательных способностей учеников;
·создание комфортных условий для каждого ученика.
Приоритеты психологического сопровождения:
· формирование эффективной образовательной среды;
· организация здоровьесберегающих условий обучения;
· профилактика социальной дезадаптации и употребления психоактивных веществ;
·формирование профессионально-значимых качеств;
·организация всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей;
создание условий для развития учащихся и психологическое сопровождение профильного класса.·Сильнее всяких методик воспитывает среда, и главной задачей службы является поддержание и развитие такой образовательной среды, которая формирует личностно-значимые качества и обеспечивает благоприятные условия для успешного обучения и социально-психологического самоопределения студентов на всех этапах профессионального становления.
Такую среду в школе мы создаём путём...
·развития межличностных и внутригрупповых отношений на всех уровнях;
·поддержания и укрепления психологического здоровья учащихся и педагогов;
·сопровождения каждого ученика в перспективе его саморазвития;
·оказания информационной и методической поддержки педагогам, связанной с внедрением новых технологий обучения. В процессе психологического сопровождения мы, фиксируем динамику индивидуального развития каждого ученика. По мере происходящих изменений в ситуации развития проводятся корректирующие и развивающие мероприятия.
При психологическом сопровождении нами осуществляется:
психопрофилактическая работа
Цель психопрофилактической работы заключается в формировании у преподавателей, учащихся и родителей потребности в психологических знаниях, желании использовать их в процессе учебной, профессиональной деятельности и повседневной жизни, в организации учебно-воспитательного процесса в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного психического развития личности, своевременное предупреждение возможных нарушений в ее становлении.
Психокоррекционная работа
Цель работы:
Обеспечение соответствия этого развития возрастным нормам. оказание помощи коллективам ученических групп и индивидуализации воспитания и обучения учащихся, развитии их способностей и склонностей.
Задача:
Оказание помощи коллективам ученических групп и индивидуализации воспитания и обучения учащихся, развитии их способностей и склонностей. Развивающая и психокоррекционная работа – это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности каждого ребенка.По итогам групповой и индивидуальной психодиагностической работы выявлены учащиеся, имеющие некоторые проблемы личностного развития. Для работы по данному направлению разработаны коррекционные программы, осуществляются консультационные мероприятия. Проводится профилактическая работа с родителями учащихся, имеющих проблемы личностного плана. Ученики, испытывающие определённые трудности в плане социального развития приглашаются в тренинговые группы, где с ними проводится коррекционная работа в виде тренинговых занятий, сеансы релаксации. Так разработаны и апробированы такие тренинговые занятия, как: «Познай себя», «Тренинг коммуникативной компетентности» «Разрешите представиться», «Расскажи мне обо мне», «Передай добро по кругу» «Познавая себя, мы познаем мир», «Мы все чем-то похожи» и т.п.
Психодиагностическая работа
Цель работы:
психологическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения.
Задачи:
·определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении,
·выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
В школе создан компактный инструментарий изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, познавательной и интеллектуальной сферы
Психопрофилактическая работа
Цель работы:
Предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях. возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Задачи:
·Предупреждение нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям -->